Несмотря на мою прогрессирующую вселенскую доброту (уж кого я только ни похвалила в последнее время — сама себе удивляюсь) в этом мире есть всего один проект, который я готова воспевать целиком и полностью от первой до последней секунды, и ни одного слова критики при этом даже не посмеет родиться в моём сознании. Потому что рок-опера «КарамазоВЫ» (а точней — её, так сказать, «набросок», концерт с концептом, в варианте которого она существует сегодня) прекрасна донельзя.

Просто нельзя не любить и эту музыку, и шикарные тексты арий, и переложение романа на мюзикловые рельсы в целом (нет, я не перестану поражаться незнакомому прежде широкой публике таланту автора — Александра Рагулина, — который воплотил всю историю в жизнь), и, конечно же, артистов, которые дарят нам весь этот театральный праздник.

Я уже рассказывала о декабрьских показах рок-оперы — и вот прошло два месяца, и «КарамазоВЫ» к нам вернулись. Скажу честно: на сцене ЦДРИ концепт с концертом смотрелся куда более выгодно. То, чего не хватало прежде в Галерее Глазунова: чёрные кулисы и задник (вот вам и правильное настроение; там-то, в конференц-зале, картинка была куда как более формальной). И ещё более желанное: наконец-то хороший звук! Да и просто совсем иное пространство, по-другому смотрящиеся (а местами — несколько видоизменённые) мизансцены и даже просто твёрдая уверенность артистов в том, что они делают крутую вещь (при первом показе, понятно, никто не мог предугадать заранее, как публика воспримет рок-оперу) — и получите-распишитесь бесспорный шедевр.

Не скрою, мы до сих пор не увидели спектакль целиком: к показанному в декабре материалу добавилось только чудесное трио Алёши, Грушеньки и старца Зосимы. Знаю, что масса народу обсуждает корректность таких «урезанных» показов на публику и за деньги (мол, презентация прошла — спасибо, понято и принято, а дальше надо бы уже перестать рассчитывать на доброе отношение поклонников и уважить их полным вариантом «Карамазовых»). Здесь в моей душе борется злобный критик, который, собственно, тоже на стороне тех, кто считает, что полработы показывать из раза в раз — грешно, и восторженный фанат рок-оперы, которому за счастье и пару арий услышать. Второй успешно побеждает и пищит от счастья, внимая «Карамазовым» в любом их виде.

Тут ещё такое дело: назвав своё детище «концертом с концептом», создатели мощно подстраховались и оставили себе пути к отступлению, ежели кто-то особенно придирчивый заявит, что, де, видывали мы такие постановки, что люстры падали, не переставая дух захватывало, а здесь что за полтора стула и скамейка? Как по мне, разукрась ты «Карамазовых» постановочно-реквизитными фишечками и рюшами, всё волшебство пропадёт. Минимализм — подход, необходимый этой рок-опере. И то, что мы видим сейчас, является идеальным воплощением задумок автора.

Режиссёрская работа (а ведь это же тоже Рагулин, дамы и господа!) в «Карамазовых» заслуживает громких и продолжительных аплодисментов. Простые, казалось бы, но такие выразительные приёмы, чёткие и строгие мизансцены, выставляющие на первый план актёрское проживание и вокальную работу исполнителей ролей… (Тут поясню: бывает беспомощная режиссура, когда артистам приходится из кожи вон лезть, чтобы хоть как-то спасти ситуацию, и именно на их самоотверженности держится вся конструкция спектакля; а бывает режиссура талантливая и умная, которая позволяет и помогает актёрам блеснуть максимальным количеством граней своего таланта, — вот этот вариант касается «Карамазовых».)

А про феерических людей, которые существуют для нас на сцене, вы и без меня всё знаете. Теона Дольникова, Ольга Беляева, Игорь Балалаев, Сергей Ли, Евгений Вальц, Денис Дэмкив, Александр Рагулин — и безусловный фаворит всех и каждого Владислав Погиба (нет, право, шикарны все, но работа Погибы — это нечто)… Эдакое созвездие ещё попробуй собери! Столь разные, но идеально попадающие в персонажей, каждый — звезда первой величины (а ежели кто к таковым не относится среди «широкой публики», то это её, собственно, «широкой публики» проблемы и недоработка)… Тот случай, когда можно увидеть идеальный спектакль своей мечты во сне, страдать, что наяву он не сбудется никогда (потому что мы все — взрослые люди, и в Деда Мороза не верим), — и вдруг он воплощается в реальной жизни. Чудеса, знаете ли, иногда случаются!

Я не буду далее повторяться — в первом отзыве, многословном и подробном, я порассуждала и о любви автора к роману, и о трогательной и вдумчивой его сценической интерпретации, и о… Да о многом. Вот тот отзыв и читайте, чтобы по ушки проникнуться «Карамазовыми» (если вы, конечно, умудрились их до сих пор не посмотреть).

Здесь я скажу вот что: спектакль, даже в «половинчатом» его виде, обрёл окончательную форму. И силушек никаких нет, как уже хочется увидеть его целиком. Желательно, в этой жизни.

Так что давайте дружно держать кулачки, чтобы «КарамазоВЫ» процветали и ввергали нас в состояние катарсиса без купюр. А я пойду ещё пофанатею от рок-оперы. Она, как ничто, этого заслуживает!

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Спасаюсь от ботов, замучали просто. Впишите нужную цифру: * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.