Бывают спектакли, о которых писать не хочется. При этом они могут быть сколь угодно прекрасными и замечательными, но — вот не затронули, не задели чего-то важного в душе. А случается наоборот. Вроде, и придраться есть к чему, и критический разбор на три листа накатать… А ты сидишь в полном восторге и думаешь, как же тебе повезло увидеть вот это.

Именно к таким маленьким шедеврам (не побоюсь столь громких слов) относятся «Язычники» — отчётный спектакль DAS-студии под руководством Дениса Сорокотягина. Совершенно, ну вот ни капельки не детский материал, сложная своим наплевательским отношением на каноны современная драматургия, юные артисты, творческий и профессиональный рост части которых я наблюдаю аж со времён «Оскара и Розовой Дамы», абсолютно, казалось бы, не театральное пространство библиотеки №36 на улице Правды (она же — Культурный центр Фазиля Искандера)… А на выходе — поразительный в своей честности, смелости и энергетике спектакль.

Знаете, я, случаааается, хожу в театры, но признаюсь без всяких сомнений: давненько по моей душе не прокатывался столь мощный каток искусства. Понимаю, что так звёзды сложились: и пьеса Яблонской поскребла по психике (попутно вскрыв пару неведомых мне самой прежде болевых точек, над коими я до сих пор тяжело размышляю), и режиссура товарища Сорокотягина, традиционно, заставила следить за происходящим на импровизированной сцене, не отрываясь, и, главное, искренняя и полная самоотдача ребят, бесстрашно бросившихся на амбразуру непростых ролей, — вот это всё ещё в антракте заставило меня выражаться исключительно восторженными междометиями, а после поклонов окончательно лишило дара речи.

«Язычники» были показаны для зрителей всего-то дважды (прогоны «на публику» не считаем). Увы, на этом их история закончена. Так часто бывает с детскими студиями, сами понимаете, их творения недолговечны.

Но данный спектакль в идеальной реальности должен бы жить. На пусть и камерной, но настоящей сцене, со светом и звуком. И режиссёрам «больших» театров поучиться бы у юных студийцев тому, как нужно делать правильные вещи.

Нет-нет, я не преувеличиваю. «Язычники» — это полновесная работа, которую нужно видеть зрителям. Да, в пьесе поднимаются «немодные» — более того, опасные в наши дни вопросы религии и веры (впрочем, в версии DAS-студии они становятся лишь обрамлением главной темы — межчеловеческих отношений, взаимопонимания, любви и семейного — равно как и личного — счастья). Но если вас триггернёт — значит, спектакль попал в цель. А «Язычники» запускают в зрителя столько стрел, что невозможно остаться равнодушным. Поверьте, отыщут и ваш «любимый мозоль».

Безусловно, требовалась огромная смелость для того, чтобы решиться на эдакую авантюру и представить на суд публике именно «Язычников. Во-первых, нужно было убедить родителей студийцев в том, что их отпрыск станет играть сей материал. И я аплодирую родителям, согласившимся на такое безумие. Зато их дети уже сейчас прекрасно понимают, что такое современный живой театр.

Во-вторых, и тематика пьесы, и её язык (пусть и изрядно почищенный от обсценной лексики), и возрастные роли, и, опять же, пространство библиотеки могли бы вставить палки в колёса постановки. Но нет. «Язычники» захватывают с первой сцены — и все два с половиной часа заставляют мозг работать на полную катушку, а чувства — все, сколько их есть, — пылать вовсю.

Я не буду сейчас отдельно хвалить каждого из артистов. Просто перечислю их имена — кто знает, может, мы ещё увидим их на огромных афишах в центре столицы? Андрей Альмикеев, Екатерина Кириллова, Тихон Маркоч, Анна Щербакова, Алиса Телегина. Очень точная, достоверная и профессиональная работа. Огромный рост — актёрский и, надеюсь, личностный (особенно мальчишки меня поразили — такого качественного скачка я, пожалуй, не наблюдала ни разу). Ни одной фальшивой ноты, ни одной интонации «не в струю». Даже нельзя кого-то поставить на отдельный постамент — вот, мол, самая большая умница. Нет. Весь актёрский ансамбль работал, как единый организм. И за это — низкий поклон студийцам и их руководителю, сотворившему из ребят сиё произведение искусства.

Так что вот. Учебный «детский» спектакль стал для меня одним из самых больших потрясений за пару последних театральных сезонов (а то и больше). И почти физически больно писать эти строки, зная, что более «Язычников» DAS-студии не суждено увидеть никому.

Но мы, те немногочисленные зрители, которые добрались до гостеприимной библиотеки №36, запомним «Язычников» навсегда. Они того стоят. Спасибо, друзья! Вы создали настоящее театральное чудо!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Спасаюсь от ботов, замучали просто. Впишите нужную цифру: * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.