«Очень спящая красавица»: смотреть нужно!

Осенью я посмотрела концертную версию «Очень спящей красавицы» от Егора Павлова сотоварищи. В конце же декабря компания MakeMusical презентовала полноценный спектакль, о котором я буду повествовать с отдельным трепетом и любовью.

Потому что есть особый такой режиссёрский стиль, который я даже, наверное, описать толком не смогу. Но он превращает меня в восторженную медузку. Вкратце: это когда застроен каждый момент, продумана малейшая деталь. И ты смотришь на сцену, как на интереснейший аттракцион, а если хоть на полсекунды зажмуришься — стопроцентно пропустишь нечто важное, интересное и непредсказуемое.

И при этом за каждым режиссёрским «фокусом» стоит не банальное желание развлечь почтеннейшую публику, а Мысль. И каждый жест — да даже движение брови — продумано и оправданно.

Так получилось, что мне посчастливилось посмотреть «Аномальную Лизу» — премьеру театра «Человек». А через день я приехала на «Спящую». И эти спектакли заставили меня поверить, что я живу не зря, раз мне показывают такую прелесть. Будучи абсолютно разными, эти две постановки объединяются невероятно оригинальным и детальным режиссёрским подходом (ну, плюс, в обоих спектаклях от души матерятся — и, опять же, и там, и тут это кажется совершенно органичным и комичным).

Сценическое воплощение «Очень спящей красавицы» создавал гениальный (по моему скромному мнению) Сергей Усков (тот же, что ставил ещё одну мою любовь — «Девочку и цветок» — или как там теперь будет называться этот мюзикл?..). Усков — хулиган от режиссуры в наилучшем смысле этих слов. Спектакль длится на данный момент два с половиной часа (обещают точечно подсократить там, где это совершенно необходимо), но смотрится на едином дыхании.

Конечно, я говорю за себя — слышала и другие мнения. Некоторая часть публики сетовала на затянутость, но, повторюсь, над этим уже работают. А я — только рада: премилая музыка Егора Васильева, отличные тексты (и диалоги авторства Мары Лисобаки, и стихи Егора Павлова), ввергающая меня в восторг режиссура Ускова — ну, и замечательные актёрские работы. Что ещё нужно для счастья?

И это — очень, очень смешно. И то, что сочинили авторы. И то, что наворотил постановщик (как по мне, вот эта сторона спектакля — вообще бесценна и уморительна). А ещё — это умный спектакль. Местами — эдакий театральный тролль, точечно — штука, заставляющая растрогаться (в общем, как и следует хорошей постановке, наполненная ингредиентами всех мастей). Но главное — этот спектакль хорош как отдельно взятый элемент искусства (о как я завернула!..).

Я не открою америк, если напишу, что многие, не будучи знакомыми с материалом, искренне считают творения «МейкМюзикла» эдакими местечковыми поделками. Потом (и по моему совету в частности — а за мной не заржавеет) приходят посмотреть на это дело вживую — и восхищаются, однозначно становясь бесплатными амбассадорами всех мюзиклов до одного. А как иначе?

Тут тот случай, когда камерное пространство объединило истинных фанатов и мастеров своего дела. У них одна проблема: они — не на слуху. Иначе б давно каждый из мюзиклов стал настоящим хитом, на который бежали бы толпы поклонников.

А ещё — ковид, который отнюдь не способствует раскрутке хороших начинаний… Честное слова, года три назад «МейкМюзикл» рванул бы уже после первого же превью в клубе «Гластонберри» до небес. Сейчас же приходится биться о стены, печально глядя на невыкупленную схему зала (я тут не только про героев моего повествования говорю, а в целом).

Так что смотрите: «Очень спящая красавица» — это не очередной пересказ знакомой с детства сказки «Шэ Перро». Это — внезапная история с совершенно незнакомыми вам героями. И, да, бедный юноша Ланс (если что, это фамилия) будет добиваться любви прекрасной принцессы. Но как и почему он будет это делать, с кем столкнётся, кто ему поможет, а кто начнёт вставлять палки в колёса — это всё на совести авторов мюзикла.

Спектакль — строго 18+. И готовьте уши — будет нецензурно. Да, изначально заложена буквально пара «непечатных фраз». Но куда заведёт артистов их величество импровизация — не знает никто. Свобода действий актёрам дана, и коли занесёт их опять так же, как в день премьеры, будете собирать уши с пола, коли воспитывались в пансионе благородных девиц (тут я могу только посочувствовать представителям некоего Серьёзного Конкурса, присутствовавшим в тот момент в зале… кажется, они были, мягко говоря, не совсем готовы к тому, что увидели и услышали).

А я так скажу: есть в «Спящей» некая «настоящность», которая дозволяет любые филологические выкрутасы. Мы так можем завернуть в жизни? Вполне, кто ж нам запретит. И здесь всё это не вызывает вопросов и… беспрестанно смешит.

И, понятно, что кое-где всё же нужно попридержать коней — но на то режиссёр имеется. У него есть глаза и уши, и он скажет своё веское (это не предположение, это уверенность, если что).

В целом же, если вам по вкусу классное театральное безумие — то следите за афишей. Всё, что делает «МейкМюзикл», на порядок круче, чем творения ряда именитых постановочных брендов (а иначе, стала б я ходить к этим ребятам с завидной регулярностью?..).

«Очень спящая красавица» — один из лучших спектаклей, которые я смотрела за последние несколько лет. А список-то в моём случае, сами понимаете, обширный. Конечно, не стоит сбрасывать со счетов вкусовщину — но кто ж вам мешает рискнуть, купить билет (а оные, кстати, за вполне адекватные деньги предлагаются) да лично посмотреть, в какую сторону может развиваться современный отечественный мюзикл? Как по мне — идеальное направление.

Напоследок — об артистах.

Как и всегда в случае «МейкМюзикла», на сцене — молодёжь со вкраплением признанных звёзд жанра. Я буду говорить только о «своём» составе (хотя мне рассказывали, что и оставшиеся, кого я не видела, круты — а я, что, верю и не сомневаюсь).

Агата Вавилова, Егор Павлов, Эмиль Салес, Маруся Бережная, Александр Лазин (коего я лицезрела вообще впервые, а он ведь чудесен) — вот эти пятеро творят истинное волшебство. Они — мощны в импровизации (без которой этот спектакль существовать не может; а ведь грамотно и уместно импровизировать способен далеко не каждый артист). Они по ушки погружают нас в историю, играя по несколько ролей каждый и оставаясь в любой из ипостасей настоящими зайками. Они, наконец, справляются со всеми задачами режиссёра — а это, поверьте, тот ещё квест. И, конечно, замечательно поют (мы ж говорим о мюзикле — и, наконец, я могу похвалить певческие способности каждого из актёров, какая  редкая удача).

Я откладывала написание этой статьи, ибо никак не могла сложить воедино впечатления и чувства. Их слишком много для одного конструктивного текста. Наконец, махнула рукой — нет, не получится подробно рассказать, чем и как меня покорила «Спящая». Тут, пожалуй, мне бы хватило одного предложения: «Ребята, это огонь, бегите смотреть!» Но, вот, что-то всё же сформулировала.

Резюме будет простое: я хочу, чтобы «наш» мюзикл двигался в подобном направлении. Ибо здесь совмещаются глубочайшее знакомство с жанром с этой, как её… русской душой. Ладно, если по-умному — с русским психологическим театром. Ну, и чувство юмора никто не отменял.

Сейчас будет пафосная правда: то, что делает «МейкМюзикл», можно назвать продолжением пути по дороге, проложенной «Норд-Остом». Дойдут ли наши герои до театрального «Изумрудного города» — увидим. А мне бы этого очень хотелось.


Фотографий у меня чего-то получилась гора (и это я ещё замучилась отбирать — плюс, на ваше счастье, где-то треть спектакля снималась на сбитых настройках, а я на эмоциях этого не заметила… а то было б ещё больше картинок), потому движок блога не позволяет показать всё богатство сразу. Рекомендую спуститься вниз, нажать на кнопку «Ещё фотки» и только после этого любоваться изображениями (в ином случае посмотрите только то, что до «Ещё фоток»).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Спасаюсь от ботов, замучали просто. Впишите нужную цифру: * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.