Раз уж я пропустила премьеру «Волшебника Изумрудного города» Загота в ДМТЮА, судьба решила мне сделать иной подарок, подсунув под нос афишу Детского музыкального театра имени Н.И. Сац, который, в рамках новогодних гастролей, собрался заехать и в Красногорск. И вот там тоже он — мюзикл «Волшебник Изумрудного города», но авторства Игоря Якушенко. Почему бы не сходить, подумала я — и купила билет.

Интересно вот что: 4 января я водила наследника в тот же ДК «Подмосковье» на новогоднюю ёлку, где мы посмотрели музыкальный спектакль «Золотой ключик», созданный силами нашего местного театра «Лаборатория 307». А 5 января я единолично любовалась постановкой Театра Сац. И меня умилило, что обе сказки имеют весьма опосредованное отношение к первоисточникам, ибо их сюжеты трактованы весьма вольно и оригинально.

Только вот премьера «Волшебника» состоялась аж в 1994 году (обновлённой версии — в 2010-м), а 18 показов «Золотого ключика» готовились непосредственно к этим новогодним каникулам — и, скорей всего, спектакль канет в Лету. И знаете что? Ёлка-«Ключик» оказалась гораздо интересней, качественней и… профессиональней своего «коллеги-долгожителя». Почти со всех сторон: с режиссёрской, актёрской (хотя тут не бесспорно), хореографической, сюжетной… Да и костюмы с видеопроекциями были хороши. Артисты Театра Сац победили в единственной и логичной номинации: вокальной (благо, в «Ключике» пели мало — в основном танцевали).

Рассказываю я вам обо всём этом, чтобы прийти в итоге к такой мысли: рассчитывая посмотреть с ребёнком что-то новогоднее и простенькое, я получила классное шоу, которое с удовольствием посетила бы ещё раз (да и вообще, буду теперь следить за афишей, ходить на спектакли «Лаборатории 307» и вам о них повествовать). А вот «многолетний хит» (если верить пресс-релизам) именитого театра оставил у меня смешанные чувства. И сейчас я постараюсь в них разобраться.

«Волшебник Изумрудного города» прямо сейчас идёт в нескольких регионах страны. Но написан композитором Игорем Якушенко он был специально для Театра Сац (не зря же одним из авторов либретто стала Роксана Сац — дочь основательницы театра). И, возможно, для этого пристанища муз, ориентированного на оперу и балет для детей, «Волшебник» — вполне себе мюзикл. Для простых  смертных — чистой воды оперетта, как ни крути (я имею в виду и стилистику материала, и его восприятие публикой, и академический вокал артистов).

Ожидая услышать бодрые мюзикловые мотивчики, публика получает массу музыки, не желающей сходу «ложиться на уши». Но вот это как раз не претензия от меня: я бы, напротив, крайне удивилась, услышь я нечто отличное от того, что привёз к нам Театр Сац. Ибо у него есть своя стезя, и театр с неё не сходит.

Тут вопрос в обманутых ожиданиях простого красногорского зрителя, не подготовленного должным образом. Плохо, что, в итоге, этот самый зритель остаётся разочарованным и уходит в уверенности, что посмотрел нечто странное и неудобоваримое. И это при том, что как детская оперетта «Волшебник» весьма неплох и мил. Но кто ж купит билет, увидев на афише слово «оперетта»? А так у нас был аншлаг.

Но, должна заметить, в основном бухтели родители. А вот главная часть публики, малыши, радовалась и горевала вместе с героями сказки, вовсю аплодировала и хохотала, где надо. Некоторые даже в пляс пустились. И это — основной показатель.

Я же считаю, что главное зло «Волшебника» — либретто. Оно алогичное и рваное, плюс в основе спектакля, если верить создателям, не книга Волкова, а сочинения Баума про страну Оз. Потому главную героиню зовут Дороти, а страна Бастинды — не Фиолетовая, а Жёлтая. Но при этом, да, злые волшебницы сохранили «Волковские» имена, Гингема и Бастинда (а вот вместо Стэллы здесь — просто Розовая фея), да и Гудвин имеется, а никакой не Оз. (Зато «представители разных народов» никак не называются — ни тебе Жевунов, ни Мигунов, просто — «представители». Да и позабавило, что страны именуются то «королевствами», то «царствами», хотя правителей с этими титулами, вроде как, не имеют.)

Примечание: я понимаю, что новогодние гастроли — это всегда немного халтурка. Например, можно не заморачиваться с оркестром и работать под минусовую фонограмму. (Этого я ожидала, но заранее решила не обращать особого внимания на отсутствие своего любимейшего элемента — живых музыкантов — и представлять, как оно было бы в родных стенах). Плюс «наш» показ был на 20 минут короче, нежели указано на сайте. Это тоже нормально: сокращать спектакли «на выезде».

И даже ряд технических неурядиц, связанных с невозможностью воплотить то или иное постановочное решение на чужой сцене, меня мало волнует (хотя отсутствие воздушного шара опечалило — но это мои личные заморочки). Ибо я почти всегда могу отличить прописанный в либретто бред от возникшего по необходимости.

Так вот, здесь я рассуждаю не о «гастрольных глюках», а о «врождённых болезнях» «Волшебника». Скажем, я никогда не пойму, почему в сказке напрочь отсутствует Трусливый лев, а смелость жаждет получить Тотошка. Нет, в итоге тут-то всё гармонично и понятно складывается, но… мы же помним изначальную сказку. Да и на афише, кстати, красовалась классическая иллюстрация Владимирского, с которой на нас смотрели все герои. Вот, не вру:

Что Железного дровосека при помощи чудесного порошка оживляет жаждущая расплаты за смерть сестры Гингемы злая Бастинда — вполне нормально. И не просто оживляет, а собирает себе эдакого робота из кучи мусора и отправляет своё оружие мести на встречу с вражинами. Ну, там, понятно, мир, дружба, жвачка — и все живы и целы.

А вот со Страшилой беда (точней, не с ним самим, а с общей логикой спектакля, связанной с этой сценой)… Представители народа Голубого королевства сходу сообщают Дороти, что серебряные башмачки — волшебные. Вот только нужные слова пропой — и желание озвучивай, сбудется. Девочка воспользовалась обувью исключительно мудро: для проверки превратила тех самых представителей в камень (и расколдовала обратно). А потом… оживила пугало. Всё.

Знающей о магической силе башмачков Дороти более ни разу в голову не приходит взять — и поколдовать. Сама б и мозги в Страшилу вложила, и сердце Дровосеку вставила, и домой перенеслась. Но нет: её растаращивает топать по кирпичной дороге, по пути разобраться с Бастиндой и только потом, попав к Гудвину (который вообще безо всяких душевных терзаний почти мимоходом сообщает, что я, де, простой фокусник, и сам я неместный, помог бы — да не умею), общается с Розовой феей, рассказавшей, как вернуться в Канзас.

Если б не этот сценарный ляп, который вымораживал меня на протяжении всего спектакля, было бы в целом и неплохо. Да, осталось бы повествование в стиле «галопом по европам», да, количество персонажей бы не увеличилось, но хоть мозг бы не ломался. И для малышей всё понятно и приятно.

И ещё. «Волшебник» — постановка камерная. И она из тех, что умирают на таких глобальных сценах, как наша. Декорации смотрятся не минималистичными, а бедными. Люди теряются в пространстве. Да и в целом спектакль начинает казаться эдакой самодеятельностью, понаехавшей в столицу из медвежьего угла, где настоящего театра в глаза не видывали.

Между тем, я понимаю, что на собственной сцене такого эффекта не создаётся. Пусть «Волшебник» не становится гениальнейшим творением современности, но он не болтается посреди ничего, занимая всё отведённое пространство до миллиметра. И предстаёт во вполне достойном виде.

В общем, размер рамки должен соответствовать картине. Помнится, некогда Театр ЖИВ (давно, увы, почивший в Бозе), старательно сдвигал кулисы, уменьшая зеркало нашей сцены. И ребята смогли сохранить атмосферу и общую картинку своих спектаклей. А «Волшебник» пропал…

Но, опять же, я-то скидку сделаю. И воображение подключу, чтобы представить, как оно должно быть. А остальной зал — с ним как? Совсем не во благо себе действовал Театр Сац, привозя мюзикл к нам (хотя, надеюсь, продажа билетов руководство порадовала). Так себе реклама получилась…

Напоследок — об артистах. Я начала было вычислять, какой состав работал у нас, но быстро бросила это неблагодарное дело (ибо на некоторых ролях по шесть человек значится, а фотографий труппы на сайте театра нет в принципе). Потому скажу просто: а мне понравилось. Пели — отлично. Играли — тоже хорошо, а местами и зажигательно (мои поклоны Страшиле с Дровосеком и «представителям народа»). Милые Дороти с Тотошкой — вполне себе сказочные. Спасибо за самоотдачу в праздничные 11 утра! :)

Всего — 8 артистов, кое-кто — на двух-трёх ролях. Массовые сцены, понятно, отсутствуют, как класс, и на «родных подмостках» они и не нужны. Жаль, что всё это мне пришлось представлять и «прорисовывать» в своей голове. С другой стороны, это ж я решила: мол, на Вернадского не наездишься, пойду в ДК «Подмосковье»!.. А за свой выбор нужно отвечать. :)

Впрочем, не я ж заставила Театр Сац везти «Волшебника» к нам на гастроли. За свой выбор… ну, вы в курсе.

…в следующий раз всё же рвану на Вернадского!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Спасаюсь от ботов, замучали просто. Впишите нужную цифру: * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.