«Волки и овцы»: классический шедевр Театра им. Моссовета…


Театр имени Моссовета (мой любимый, между прочим) в этом сезоне выдаёт премьеру за премьерой. И настала очередь очередной: на сей раз мы будем рассуждать о классике. Итак, Островский. «Волки и овцы».

Постановщиком спектакля стал «привлечённый со стороны» режиссёр — художественный руководитель Школы драматического искусства Игорь Яцко. И я, знаете, как-то даже вообще не переживала за премьеру. Я была в курсе, что Яцко умеет обращаться со знакомым со школы материалом и находить к нему подход. Очень радостно, что я не ошиблась в своих ожиданиях.

«Волки и овцы» в «Моссовете» — это не попытка поставить классику на непривычные рельсы. Это не поиск неких неизведанных новых форм и смыслов. Это — чистой воды Островский, поданный в практически традиционном виде, но с учётом того, что на дворе — 21 век. И как же всё у Яцко трогательно и здорово получилось!..

Не будем забывать, что «Волки и овцы» — по сути, бенефис великолепной Валентины Талызиной. Творя спектакль для этой великой актрисы, Яцко учёл всё: и её физическое состояние, и внутреннюю сущность. Потому постановка по большей части статична (особенно в первом акте — когда действие происходит в имении Мурзавецкой), а сама героиня Валентины Илларионовны — Меропия Давыдовна — впечатляет непривычной глубиной и трагизмом.

Но не думайте, что статичность — причина каких-то особых ограничений. Яцко пошёл по верной дороге: он сделал ставку на актёрское мастерство. В наши дни подобное смотрится чуть ли не новаторством (уж простите мне это ёрничание), а ведь когда-то, давным-давно, примерно такими и были спектакли. Никто не носился из одного угла сцены в другой, мизансцены не сменялись раз в минуту, а постановщик не ломал голову, как бы так подинамичнее выстроить действо, чтобы публика не заскучала и не уснула прямо посреди первого акта (но зрители — умные, они, на самом-то деле, умеют отличать истинное от наносного и шоу от театра).

Иными словами, нас вернули к истокам психологического театра. Того, в котором первую скрипку играла не «картинка», а мысли и чувства. И как же это здорово, честное слово!..

Впрочем, «Волки и овцы» в «Моссовете» — это ещё и очень красиво. Здесь есть костюмы Виктории Севрюковой и хореография Рамуне Ходоркайте — уже своеобразные знаки качества. Здесь есть первоклассная работа художника-постановщика Марии Рыбасовой. А для особых ценителей (вроде меня) тут присутствует и небольшой оркестр — ну просто радость жизни!

А ещё в спектакле наличествует гитара — и не просто так, а под неё вам Аполлон Викторович, Михаил Борисович и Василий Иванович (то бишь, актёры Андрей Анкудинов, Александр Бобровский и Александр Яцко) замечательно споют романсы. И, выйдя из театра, вы ещё несколько дней будете распевать (проверено на себе):

Всё, что пело, всё, что млело,
Всё давным-давно истлело,
Только ты, моя гитара,
Прежним звоном хороша!

Игорь Яцко выдал нам Островского по полной программе: он даже и не подумал сокращать и резать диалоги (а ведь сейчас это модно — ибо больше динамичности в театр!). Текст пьесы работает и блистает, заставляя публику то хохотать, то сочувствовать персонажам. Постановка воспринимается невероятно легко, она празднична и изящна.

Это какое-то особенное наслаждение — в наш век загадочного творческого поиска просто сидеть — и внимать артистам. А постановщик при этом направляет вверенных ему людей столь грамотно и такие точные задачи перед ними ставит, что сам Островский, верится мне, аплодировал бы.

Обожаю уходить из театра с деньгами1 :)

Отдельно отмечу, как шикарно режиссёр решил первую сцену — когда к Меропе Давыдовне приходит люд за жалованьем. Тут рушится «четвёртая стена», и выясняется, что эти просители — мы сами, зрители в зале. А потом, между прочим, и денег нам выделят — Павлин Савельич жестами сеятеля раскинет их в сторону публики.

А какие величины выходят на сцену в «Волках и овцах»!.. Здесь что ни имя — то мастер.

Виктор Гордеев (Павлин Савельич), Сергей Зотов (Горецкий), Александр Яцко (Василий Иванович Беркутов), Александр Бобровский (Михаил Борисович Лыняев), Марина Кондратьева (Евлампия Николаевна Купавина) и Анастасия Тагина (Глафира Алексеевна) — просто созвездие невероятных артистов. Этот ансамбль необходимо увидеть всем, кто жаждет осознать, что такое глубочайшая актёрская работа. В далёком 1994 году (я была мала, наивна, но уже тогда стремилась к прекрасному) труппа Театра Моссовета окончательно влюбила меня в театр — и многие из перечисленных в данном абзаце артистов непосредственно «виновны» в этом. И вот сейчас эти невероятные люди снова вместе, на одной сцене — и это бесценно. (Я больше скажу: «Волки и овцы» во многом напоминают мне невероятные постановки «тех лет» — я имею в виду, 90-х годов прошлого века, — которые мне казались настолько близкими, что я готова была им кричать: «Мы с тобой одной крови!»)

Андрей Анкудинов (Аполлон Викторович Мурзавецкий) — единственный приглашённый артист в спектакле. И он чудесен. Обещаю — влюбитесь в его несуразного персонажа!

Особенно громко поаплодирую нереально смешной и достоверной Ольге Анохиной (божественная Анфуса Тихоновна) и филигранному Владимиру Сулимову (незабываемый Вукол Наумович Чугунов). Просто мои однозначные фавориты! Посмотрите спектакль — стопроцентно согласитесь!

И, конечно же она — бенефициантка. Валентина Талызина (Меропа Давыдовна Мурзавецкая) — это штучная артистка, каковых уже «не делают». Режиссёр, как я уже сказала, сделал почти невозможное для того, чтобы определённая «немобильность» Талызиной стала особой фишечкой спектакля. Так, Мурзавецкая — столп в своём окружении. Это к ней все ходят на поклон, а не она снисходит до прочих «людишек» (что характерно, даже в те моменты, когда Меропа Давыдовна изволит куда-то выехать в своей карете). И в финале этот столп рухнет — во всех смыслах этих слов. И вы ахнете. Гарантирую.

Талызина вернулась на театральную сцену — и сделала это блистательно. Наблюдать за ней — невероятное удовольствие. Она действительно является центром происходящего — и увидеть эту феерическую работу, я считаю, нужно обязательно.

Но вот что интересно: Игорь Яцко, поставив на определённый театральный постамент Талызину, определяет абсолютно такую же значимость всем занятым в спектакле артистам. В «Волках и овцах» нет персонажей, более или менее «главных». Они все тут — в авангарде происходящего. А это значит, что зрители получают невероятную дозу прекрасного.

Этот спектакль — однозначное событие. Потому что он напоминает нам, каким должен быть истинный Театр. С большими артистами. С тонким и точным подходом режиссёра. С настоящими эмоциями, которые испытают зрители.

«Волки и овцы» — это та самая правильная классическая комедия, которая сначала смешит невозбранно, а в финале делает это же, но сквозь слёзы. И потом всё одно вырулит в позитив и желание жить. И что нам всем ещё нужно для счастья?

От всей души советую: посмотрите этот спектакль. Вы, во-первых, узнаете, как можно современно преподать пьесу классика отечественной литературы, не превращая её в эдакую пародию на самое себя. А во-вторых, просто погрузитесь в настоящий Театр. Не этого ли мы, театралы, жаждем?..

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Спасаюсь от ботов, замучали просто. Впишите нужную цифру: * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.