Так-то я часто пишу о спектаклях — и это, как правило, довольно просто. А вот тут проблема: приходится рассуждать пусть о театральной, пусть основанной на пьесе классика, но правде. И как подобное рецензировать? Понятия не имею…

Но всё же попробую что-то сказать. Начну, пожалуй, с того, что не люблю «Без вины виноватых» Островского. Считаю эту пьесу наивной и несовременной. А что поделать — банальная мелодрамка же, где всё раскрывается как бы само по себе, ибо персонажи самостоятельно, без какого-либо давления извне разбалтывают свои секреты (сюда бы капельку детектива, да?), и всё заканчивается ну настолько хорошо, что мёд по авансцене течёт. Не бывает подобного в жизни! Честное слово!

Но мне намекали: иди в «Сферу». Туда я и направила свои стопы — с верой в искусство. Друзья, редко когда меня пронзали спектаклем вот так навылет — я рыдала половину действа, наверное.

Понимаю, что восприятие было не абсолютно чистым (мягко говоря): у меня дома имеется ребёнок почти того же возраста, как тот бедолага, о котором говорится в пьесе. И я представляла своего наследника в предполагаемых обстоятельствах — и сердце разрывалось (и это при том, что я — далеко не самый сентиментальный человек в мире).

Но есть тонкость: если бы хоть одна неверная нотка прозвучала в ткани постановки, я бы первая встала во весь рост и вопила: «Не верю!» Но кто бы мне позволил — артисты «Сферы» не играют, а живут. Потому даже странный текст Островского (ну, в наши дни я его таковым воспринимаю) в их устах прозвучал настолько достоверно, что хоть сейчас в новости и популярные блоги.

Вообще же, вот три кита, лежащие в основе успешности и цельности спектакля:

  • уникальные особенности театра;
  • умение режиссёра работать с оными и понимание им того, что он хочет донести до зрителя;
  • и, конечно же, уже упомянутые мной актёры труппы.

Если вы вдруг ни разу не были в «Сфере», то рассказываю: зал театра — единственный в своём роде. Кресла публики располагаются по кругу, в центре — небольшое сценическое пространство, потому артисты совершенно ничем «не прикрыты» и действуют не в привычной «театральной коробочке», а существуют по тем же законам, что и каждый из нас в привычной реальности, умудряясь охватить своим вниманием всех присутствующих.

Более того: поскольку пространство камерное, и первый ряд оказывается примерно в полуметре от героев спектакля, никакого вранья, утрирования, форсирования — в общем, эдакой стандартной театральщины — допустить нельзя. Зрители просто не поверят в происходящее. Потому в «Сфере» необходимо демонстрировать вершины актёрского мастерства, превращая игру в чистой воды реализм.

И невероятный коллектив театра творит то, на что не способна (по чисто объективным причинам) никакая иная труппа: они создают новые, достовернейшие миры, полностью погружая в них зрителей.

Валентина Абрамова (Елена Ивановна Кручинина) — это воплощённый образ Матери, любящей и всепрощающей. Мощнейшая актёрская работа, берущая в плен своей мягкостью и теплотой. Интересно, что Елена Маркелова (Любовь Ивановна Отрадина — то бишь, Кручинина в юности) внешне абсолютно не напоминает Абрамову (впрочем, та же история и с Анатолием Смираниным и Иваном Мишиным, ответственными за образ Григория Львовича Мурова в разные периоды жизни). Выразительное решение: да, тогда, в прошлом, и сейчас, 17 лет спустя, перед нами — совсем разные люди. И их внутренняя трансформация передана радикальнейшим способом.

Очень хорош Илья Ковалёв (Григорий Незнамов), умудряющийся сочетать в своём герое жёсткость и недоверие к миру с бесконечной трогательностью. Великолепно и харизматично трио провинциальных артистов — Валерия Гладилина, Сергей Загорельский и Олег Алексеенко (Нина Павловна Коринкина, Петя Миловзоров и Шмага). Их сцены — отдельное шоу, которое можно смотреть бесконечно.

Мил и обаятелен Дмитрий Новиков (Нил Стратоныч Дудукин). Бесконечно ярки Виктория Склянченкова (Арина Архиповна Галчиха — единственный персонаж, сыгранный одной и той же актрисой и в прологе, и в «будущем») и Екатерина Богданова (Таиса Ильинишна Шелавина). Даже слуга Иван (Дмитрий Триумфов, в другом составе играющий Незнамова) здесь — не проходной  персонаж, а полновесная личность, с завидной регулярностью притягивающая к себе внимание всего зала.

Тут то, что я называю симпатичной труппой. Проникаешься всеми и сразу, испытывая истинное наслаждение от созерцания этих людей. А их талант делает вечер совершенно прекрасным.

Постановщик же спектакля — Александр Коршунов — идеально знает «географию и геометрию» своего театра, равно как и особенности воздействия подобного зала на публику, потому с ювелирной точностью простраивает мизансцены, делая их максимально выразительными с любого ракурса.

Это что-то вроде неописуемого театрального кинематографа: постоянно происходит смена планов и углов обзора, всё это в непосредственной близости от вас (плюс картинка индивидуальна, по сути, для каждого зрителя — в зависимости от того, какой сектор зала ему достался), и кажется, что артисты играют лично для каждого, пришедшего в театр.

«Сфера», если можно так сказать, специализируется на классике — такова миссия театра. Никакого поиска «современных форм», модного сегодня. Всё — крайне психологично, чувственно и естественно. И, тем не менее, однозначно инновационно — благодаря столь необычному пространству «Сферы» и ощущению сопричастности, рождающемуся в душах зрителей с первых же секунд спектакля.

Потому и «Без вины виноватые» здесь — поразительная по точности, искренности и силе воздействия вещь, а не ещё одно прочтение всем известной пьесы в ряду подобных.

Такую классику смотреть необходимо, она (не побоюсь этих громких слов, ибо поручусь за них всецело) обогащает духовно и остаётся в сердце навсегда.

Кстати, рекомендую привести в «Сферу» школьников: здесь они осознают, что литература, изучаемая в школе, на самом-то деле штука интересная и захватывающая. Приобщение к культуре — что может быть ценнее? И уверяю: ваши подростки попросят, чтобы вы познакомили их и с другими спектаклями театра. Не откажите младой поросли!

«Без вины виноватые» — постановка, ставшая для меня одним из самых ярких театральных впечатлений текущего сезона. Тут мне было и ужасающе больно, и очень смешно — но в финале бесконечно светло и хорошо. Многогранный, стопроцентно правдивый спектакль, с лёгкостью превращающий Островского в автора 21 века.

И всё было бы здорово, если бы не невероятное преступление против искусства — решение объединить «Сферу» с «Эрмитажем». Самость данного театра невозможно оспорить, и огромное количество поклонников «Сферы», с завидной регулярностью посещающих гостеприимный зал, является тому отличным подтверждением.

Сейчас «Сфера» завершает свой 41-й сезон и точно знает, что, как и, главное, зачем несёт публике. Единственный в своём роде театр создаёт неповторимые постановки, рождаемые силами чудеснейшей труппы, и нужно бы пропагандировать походы в «Сферу» и поддерживать её всецело — но нет. Там, наверху, решили иначе. Что будет дальше — непонятно. Но я скрещу пальчики и буду верить в то, что здравый смысл победит.

«Сфера» — это место, в котором живёт Театр. И мне, правда, кажется, что те, принимавшие решение об объединении, никогда не были здесь — в зале, где действо разворачивается на 360 градусов, а чувства обострены донельзя. Ничем иным сумасбродную идею о слиянии несовместимого объяснить нельзя.

«Сфера» должна жить и творить. Ибо здесь тот редкий случай, когда у театра имеется чёткая концепция — и она построена не на неуместном самовыражении или эпатаже, а на настоящем искусстве.

Но сейчас, пока без вины виноватая «Сфера» пытается осознать своё будущее, вы ещё точно можете купить билет и посмотреть «Без вины виноватых». Рекомендую от всей души.

…а я наивно буду надеяться на лучшее…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Спасаюсь от ботов, замучали просто. Впишите нужную цифру: * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.