Ну, что ж, я посмотрела «Территорию страсти» и могу сказать следующее: это очень странный и неоднозначный спектакль (а создатели, на мой взгляд совершенно справедливо, избегают термина «мюзикл», именуя своё творение музыкально-драматическим спектаклем). В нём удивительно переплетено возвышенное и низменное, шедевральное и отвратительное, великолепное и «ну кто так ставит?!» А в итоге почему-то забываешь про крайне неудачные и пошлые (во всех смыслах этого слова) моменты и выходишь из театра с Тем Самым Светлым Чувством на душе. И тебе хорошо (да-да, это с учётом того, что финал-то, мягко говоря, печален). Вообще, это одна из самых целомудренных постановок о сексе (который тут является, скажем так, главным действующим героем), которые я вообще видела.

А ещё я наконец-то посмотрела нечто, где актёрская игра не перекрывается помпезными декорациями и костюмами (это был камень в огород «Мастера и Маргариты» и «Призрака Оперы»). В «Территории страсти» вообще нет декораций (кроме занавесов серого цвета и ещё красного полотнища в финале) и хоть завалящего реквизита. Здесь всё держится на артистах, на их раскрытии образов и чувств. То есть, как раз, как я люблю.

«Территория страсти» кажется мне этакими картинками волшебного фонаря, сменяющими одна другую. Всё крайне условно: место и даже время действия абсолютно неважны. Фокус держится на персонажах, которые при этом могут вообще стоять в одной точке практически недвижимо на протяжении всей песни — или диалогового момента. Внутренняя составляющая героев не принесена в жертву шоу.

Но, как я уже сказала, есть у «Территории страсти» и не только положительные стороны. Ужасающая хореография, например. Я вообще не поняла, зачем нужно было сочетать несочетаемое — поставленные со вкусом и удивительной тонкостью сцены с разухабисто-плясовыми в окружении балета, эдакими псевдо-французскими праздниками жизни (если кто запутался, я про французский стиль мюзиклосоздания). И ведь танцоры неплохие. Но то, что им приходится выделывать, часто переходит границу добра и зла.

Или все сцены с Азоланом — ну что за мерзкая клоунада? Я про всё: сценарные «находки», постановку этих моментов, дубовые песни… Азолан на полкорпуса обходит мадам де Воланж, которая тоже весь вечер на арене, но хотя бы без пошлостей.

Что же касается музыки… Я, к счастью, давным-давно ознакомилась с этой составляющей «Территории страсти», потому была морально готова воспринимать самую попсовую попсу из всех попсовых попс. Нет-нет, это я не ругаюсь, это я просто обозначаю жанровую принадлежность и стилистику, в которой работал товарищ композитор Глеб Матвейчук. Вот порой казалось, что я телепортировалась на «Песню года» — вполне уместны бы были там звучавшие со сцены треки.

Да, я к попсе отношусь с прохладцей (эвона как выкрутилась). Но я сильно сглуплю, если стану заявлять, что в «Территории страсти» слушать нечего. Это не так. Мелодии в большинстве своём приятны уху, и я второй день их про себя напеваю.

Про фонограмму ещё напишу. Я, если вы помните, кляла «Призрака Оперы» за использование оной. А теперь вынуждена констатировать, что и в «Территории страсти» кое-кто работает под плюс. Это, как минимум, Балуев и Вележева (она, вероятно, не всегда) — исключительно далёкие от понятия «вокал» граждане. И… я сама в шоке, но никак меня сей факт не зацепил. Ну, стоит заметить, что никто особо и не скрывается — на финальной песне, звучащей из динамиков, Балуев вообще рта не раскрывает (так всё постановочно и задумано, не поймите неправильно). Зато как он проживает эту сцену…

В общем, музыкально-драматическому спектаклю простить можно многое — в том числе и желание создателей сохранить в целости уши зрителей, записав фонограмму для некоторых артистов, которые вживую бы просто завалили материал, убив впечатление от целостной картинки. (И, да, я пишу именно о «Территории страсти»; прочим мюзиклоспектаклям я плюсовые фанеры прощать не намерена!)

Но пустое! Всё вышесказанное — такие мелочи! Ведь есть же абсолютно непередаваемый финал первого акта, во время которого не можешь не то что пошевелиться — вздохнуть!.. Есть второй акт — вот с диалога Вальмона и Турвель, когда виконт говорит: «Я больше тебя не хочу!» — и до поклонов. Мурашки до сих пор по коже бегают.

Ради таких ощущений, собственно, люди и ходят в театр. А не просто развлечься и поахать над антуражем. И когда на голой сцене творится подобное волшебство, хочется аплодировать стоя.

И пусть какие-то дети в гардеробе заметили, что «зато не затянуто» (а общая длительность двух актов — 90 минут… и получасовой антракт не забудьте приплюсовать), я лично рада, что ознакомилась с «Территорией страсти». Оно того стоило.


В конце — немного об артистах. (3.05.2021. Размышления об артистах удалены напрочь, ибо сегодня они выглядят наивно и некорректно.)

Просто перечислю свой состав:

Виконт де Вальмон — Александр Балуев
Мадам де Турвель — Анастасия Макеева
Маркиза де Мертей — Лидия Вележева
Шевалье Дансени — Денис Дэмкив
Сесиль де Воланж — Мария Иващенко
Мадам де Воланж — Эльвина Мухутдинова
Азолан — Олег Масленников-Войтов

2 комментария к ««Территория страсти» в центре Москвы…»
  1. Читаю, перечитываю, но никак не могу понять — мне его посмотреть или нет. Дело в том, что привозят спектакль к нам в Тюмень этой осенью. 6 ноября уже морозяка может быть, отпрашиваться с работы, 4 часа пилить на паровозе, потом обратно ночью. Отзыв вроде и положительный, но не совсем. Что посоветуете?

    1. Ох, при таком бэкграунде я бы, наверное, не рекомендовала спектакль к посещению… Лично я бы после 4 часов дороги в одну сторону была разочарована, я полагаю.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Спасаюсь от ботов, замучали просто. Впишите нужную цифру: * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.