Когда-то давно я не вела отдельный мюзиклоблог. Зато активничала в ЖЖ. И вот я браво подумала: а чего ж пропадать мыслям, написанным много лет назад?.. Тем более, что я с ними по большей части и сегодня соглашаюсь (по большей — ибо сейчас я кровью рыдаю от мюзиклофильмов, в которых поют за кадром не те люди, что красуются на экране). Потому — с минимальными правками (только опечатки убрала, больше ни словечка не поправила; даже форматирование и размещение скриншотов оригинальное — а оно и видно тем, кто мой блог читает) — мой древний-древний отзыв от 10 октября 2007 года пусть будет тут.


Всё-таки, торрент — это мировая вещь. Особенно, когда фильм поставлен на закачку три месяца назад, и с тех пор так и висит в ожидании, радуя глаз одним скачанным процентом. А вдруг?..

И вот, наконец, что-то случилось — то ли кто-то в лесу сдох, то ли слоны полетели, не знаю. Три ночи невыключенный компьютер что-то старательно качал, и вместо того, чтобы с чистой совестью отправиться спать, я до настоящего момента радовала себя просмотром фильма «Звезда и Смерть Хоакина Мурьеты».

Дело в том, что я с двенадцати лет регулярно слушаю этот мюзикл (даже так — первую советскую рок-оперу) — сначала на пластинке, теперь при помощи компьютера. Больше того — родная мать постоянно сообщает мне, что «Звезда и Смерть» нравится мне ещё и потому, что, будучи беременной, мама частенько заезжала в гости к сестре (то бишь, к моей тёте), и там заслушивала пластинку до дыр.

И все хором пели: «Если снится курица… если снится огурец…» То бишь, у меня давние счёты с этим мюзиклом. :)

Во вменяемом возрасте я впервые прослушала «Звезду» на уроке музыки — да, у нас была такая замечательная учительница! Затем я старалась в гостях у тёти почаще слушать мюзикл, а потом просто попросила у учителя пластинку чуток послушать и… Да, мне стыдно, но этот «двойной альбом» до сих пор живёт у меня…

Конечно же, мы слушали и «Юнону и Авось». Но, честно признаюсь, никогда я особо не любила это дело. Так, пара моментов нравились — «Белый шиповник», конечно, «Авось», «Алилуйя любви»… Остальное — музыкально-текстовая вода.

А вот «Звезда» у Рыбникова получилась — пальчики оближешь! Мне порой даже не верится, что пластинка была записана в СССР, мало того — в 76-м году.

А какой состав! Мать и дочь Рождественские, а главное — гениально поющий почти за всех Геннадий Трофимов…

Только — вот беда — краткое либретто не помогало осознать весь сюжет так, как задумывали авторы (ну, ежели слушать мою любимую рок-оперу «Иисус Христос — суперзвезда», не имея зрительного представления, тоже мало что ясно). То есть, общая канва ясна, а вот детали…

Наконец-то у меня получилось прочувствовать «Звезду» целиком.

Фильм 82-го года был снят уже после театральной постановки в Ленкоме (с Абдуловым в главной роли — слава богу, я этого не видела). Сразу стоит отметить один факт, который одновременно относится и к плюсам, и к минусам фильма. Актёры, мелькающие в кадре, не поют, а просто открывают рот под фонограмму. Минус — да, я не люблю такого дела. Плюс же в том, что голоса остались те самые, пластиночные. Честно — другую версию мне принять было бы сложно.

Нет, конечно, музыкальная дорожка записана заново и сильно отличается от дисковой — часть песен и мелодий добавлена, часть отсутствует. Но вокал Трофимова я ни на что променять не готова.

К сожалению, сам Хоакин по большей части не пел, а скрипел и шептал. Почему-то лишили его режиссёры сильного голоса (правда, к концу фильма Мурьета расходится — будь здоров).

Зато непонятные раньше слова (иногда старательное пение приводит к тому, что смысл теряется) я разобрала все, до единого.

Теперь о видеоряде. К стыду своему, должна признать, что ни фига я не знаю о Чили. Что то за страна, как там люди живут, что носят и т.п.

Поэтому немножко (это слабо сказано) удивилась костюмам чилийцев, а также тому, что они ютятся в каких-то каменных пещерах.

 

262969_900
Девочка Чили Чилийцы веселятся (особо хороша гитара советского образца в кадре)

Начало фильма — идиллически-советскомюзикльное. Я сперва даже расстроилась от того, что вижу. Какие-то цветные блики в кадре (тогда любили такое), попса и ноль актёрской игры. Все копошатся по экрану с каменными лицами, открывая рот под чужое пение.

Кабздец, решила я, вот и пришло разочарование. Рано испугалась!

Ко мне, ко мне, ко мне, я — Золото! «Не слышал я, чтобы от звезд рождались дети!» — «Вот разве только от заик!»

А ещё мне совершенно не понравилась Тереса. Меня постоянно выбивал тот факт, что бедняга как-то забывала, что когда поют, не просто открывается рот — ещё и напрягается горло, двигается язык и т.п. Поэтому я просто созерцала Тересино детское личико и гадала, где, чем и как часто живущие в пещерах чилийки щиплют брови в ниточку.

«Я — твоя Свобода, я — твоя Звезда!»

Но зато кто был хорош — так это Смерть!

Филиппенко красавец по определению, и каждая его роль вызывает у меня шквал положительных эмоций.

И ведь я-то по пластинке думала, что Смерть — это она всё устроила, из-за неё все умерли. А фильм поворачивает события другой стороной — Смерть вовсе не перевоплощается в главаря разбойников, они сами по себе. А Смерть — эдакий сторонний наблюдатель.

Очень милый, кстати, персонаж, кощеем бессмертным бегающий по экрану.

А если учесть, что арии Смерти меня радуют донельзя, то можно представить, как я радовалась каждый раз, когда Филиппенко появлялся на экране.

Я твоя погибель, твой обрыв земной,
Я скрипучий голос за твоей спиной
Обернется мукой твой кровавый путь.
Может лучше сразу? Стоит ли тянуть?

Также я могу сказать, что совершенно не осознавала, что свадьба произошла уже на корабле.

А ещё фильм старательно демонстрировал несчастную судьбу — страдающую смуглокожую женщину, добивавшуюся сердца Хоакина. Каким-то загадочным образом в таверне «Заваруха» эта дамочка переквалифицировалась в певичку. Я решила не акцентироваться на этом.

Кое-что для проказ, это раз.
Кое-что для баловства, это два.
Платишь деньги и бери, это три.
Боже, чудо сотвори
Среди бела дня,
Пусть красавиц Хоакин
Глянет на меня…

Весьма неплохи были недруги Хоакина. Особенно порадовал молодой Юрий Лоза, играющий одного из гадов.

«Ну и рожи… Поглядите на Трёхпалого!» «Я дарю ему жизнь. Он не умрет. Но Тереса….»

А вот далее началась жесть… Да, я знала, что сначала умрёт Тереса, а потом, вроде как, Хоакин сотоварищи в какие-то разбойники подадутся… Но пластинка не дала осознать, в чём же так провинился Мурьета перед общественностью.

Кстати, Тереса умерла, опять же испортив весьма сильный момент незнанием того, как надо петь.

Как же это, как же так?
Сколько стало нас?
Сколько у меня теперь
Рук, сердец и глаз?
Не родись мой сын, не родись.
В нерожденный прах обратись…

И вот после этого я пялилась в экран, не закрывая рта.

Обратили внимание, что, ругая Тересу, я ни словом не обмолвилась про Хоакина? Да просто игравший его Харитонов заставил меня поверить, что, во-первых, поёт он сам, а во-вторых, весь происходящий с героями кошмар — правда.

Последние минуты фильма — как будто совершенно новое видео, весьма опосредованно связанное с началом. И уж точно, это оказалось совсем не тем, что рисовало воображение при прослушивании пластинки.

Пробудись, отмщенье,
Доброта, усни!
Пусть свое рожденье
Проклянут они!

Ещё меня весьма впечатлило вот что:

Один молоденький мальчик принадлежит к лагерю врагов Хоакина, второй — друг. Оба они видят сцену насилия и… не нахожу слов, короче, фигеют. В результате один убивает другого, сам ловит пулю, и парни умирают в объятьях друг друга. Я в шоке была.

Конец фильма настолько динамичен (но это не главное), настолько жуток… Только ради него в скором времени буду пересматривать «Звезду» ещё раз.

Прекрасная музыка, отличная операторская работа, неплохая режиссура… А главное — финальная часть фильма…

Я дико рада, что посмотрела «Звезду»…


Скриншоты, увы, в абсолютно рандомном порядке — правильная нумерация утеряна (чудо, что я их вообще вытащила из недр ЖЖ), так что как встроились, так и смотрим.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Спасаюсь от ботов, замучали просто. Впишите нужную цифру: * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.