И уже традиционное предупреждение вновь пришедшим. Друзья мои, я вижу, что сюда вас приводят поисковики. Но! Этот отзыв я писала о первом походе на «Преступление и наказание» в те давние времена, когда я ещё не знала и не любила рок-оперу с такой силой, как сейчас. Потому призываю вас познакомиться не столько с этим текстом, сколько с последующими. Договорились? (28.01.2017)


Вот наконец и свершилось то, чего мы ждали несколько лет, а Эдуард Артемьев — десятилетий. Вчера состоялась премьера (точнее, первый показ на публику, ведь официальная премьера плавно перенеслась на 31-е число) мюзикла «Преступление и наказание», и сейчас я сижу, схватившись за голову, и пытаюсь собрать мысли в кучку, чтобы создать хотя бы видимость конструктивного отзыва.

Наиболее полно отражает мою точку зрения фраза, сказанная мною сразу по выходе из театра: «У меня мозг болит!..» Знаете, есть у команды КВН ВШЭ цикл миниатюр про ученика, который перестал всё понимать с самого начала. Вот как-то так я себя и ощущала.

Я бесконечно уважаю труд замечательных артистов и чуть-чуть представляю, каково им пришлось. Потому я старательно придерживаю коней, дабы не излиться желчью и многословной критикой. Но я просто не могу сделать вид, что всё хорошо, и «королева в восхищении».

Да, я понимаю, что спектакль пока не достиг нужной кондиции (было очень забавно слушать предваряющую речь Кончаловского, что, де, мы ещё не готовы, но уж очень хотелось показать зрителям наше творение). Потому ни полслова не напишу про явные косяки, которые уже через несколько дней отточатся и уйдут. Артисты окончательно нащупают своих персонажей (хотя уж кто-кто, а труппа Театра мюзикла — молодцы). И часть сюжетных лакун из числа тех, что вчера вызвали оторопь и желание сбежать обратно в МСИ на милейшего студенческого «Раскольникова», станут лишь неприятным воспоминанием.

Но та канва, в которую поместили персонажей Достоевского, безжалостно перекроив роман и выкинув большую его часть в мусорный бак, красовавшийся на сцене мюзиклового «Преступления и наказания», увы, мало способствует оптимистическим танцам на закате.

Безусловно, проблема может быть в моей беспросветной глупости, но ситуация следующая: я не поняла, что вообще происходит на сцене и зачем. Рваный сюжет, перенесённый то ли в наши дни, то ли, судя по костюмам, куда-то в задорные 90-е, способен вызвать мгновенную седину у всех, кто хотя бы пяток страничек из Достоевского помнит. Мне так и казалось, что постановщик поставил перед собой задачу взять — да и развернуть на 180 градусов как можно больше основополагающих моментов романа. В итоге получились какие-то странные, необычные и яркие куски мозаики, которые между собой если и совмещались, то со скрипом — а часть пазликов вообще куда-то завалилась, и в итоговой картинке зияли грустные пробелы. Так что логика развития событий, равно как и мотивы поступков персонажей, получились вроде ёжика в тумане — что-то там брезжит вдалеке, но поди разбери…

Что же касается постановки, то лучше бы вместо неоновой вывески «Бар» с колосников спускали признание: «Наша цель — два часа вас эпатировать!» Было бы честнее, и вопросов бы лишних никто не задавал. Да нет, я вовсе не против того, что происходящее на сцене щекочет нервы публике и дёргает весь спектр эмоций за ниточки. Но тут-то — старая песня. Что происходит? Почему? Для чего? Наблюдать за калейдоскопом сцен было интересно. Но мозг рвало на части безостановочно. Просто он пытался смонтировать увиденное с точки зрения логики, а оно не давалось — хоть ты дерись.

А вот что получилось феноменально — так это создать атмосферу дна. Днища. Социальной помойки (и без мусорных баков, которые вызвали нервные смешки фанатов «Тодда», было бы не менее выпукло). Меня свалили в эту вонючую яму, буквально сапожищами в неё затолкали, и я до сих сжимаюсь в комочек, когда вспоминаю вчерашние ощущения. И этот моральный кошмар, тягостный и выматывающий — он бесценен. Потому как — вот про это оно, местное «Преступление и наказание». И я сейчас не разглагольствую на тему: «Нужно ли в театре давить публику эдакой чернухой, или пусть лёгонькую милую пьеску посмотрят, жизнь и так трудна?..» Либо: «Давайте подумаем, давайте поразмышляем над нашим отношением к атмосфере новорождённого мюзикла». Я просто констатирую факт: стояла цель. Цель достигнута. А вы, когда пойдёте на «Преступление и наказание», просто будьте готовы к тому, что вас окунут по макушечку в помои общества. Будет тяжко, но так надо. (Если вдруг возникло недопонимание, поясняю: этот абзац действительно содержал исключительно похвалу.)

Тексты. Мне было физически больно слушать видоизменённые «актуализированные» стихи, но на помощь бесстрашным чипидейлом пришёл вечный бич Театра мюзикла: отвратительный звук. Так что я половину слов разобрать не смогла, хоть и очень старалась.

И как-то неуместно слушались «классические» аранжировки при эдакой «современной» подаче материала. Сейчас понятие «когнитивный диссонанс» стало модным и даже пошловатым, но вот здесь лучшего определения и не подобрать. (Хотя оркестр в Театре мюзикла — моя любовь. И аплодирую дирижёру Арсентию Ткаченко — как он переживал и слал на сцену лучи поддержки…)

Здесь подведу черту. И напомню слова, которыми я закончила предыдущий отзыв — об учебном мюзикле «Раскольников»: «…уже по дороге к метро Катя заметила: «А прикинь, этот спектакль нам понравится больше, чем в Театре мюзикла?..» Вот сегодня и узнаем.»

Узнала, что душой кривить… Так и произошло: с «Раскольникова» я шла в восторге. С «Преступления и наказания» — в шоке. Причём, в худшем смысле этого слова. Я, к сожалению, не верю, что даже после того, как спектакль обретёт более-менее законченный вид, он станет желанным для каждого человека действом. Потому что моменты, которые наиболее сильно вызывали желание самой взять топор и порубить всё к ёшкиной бабушке, никуда не денутся. Это — вещички, лежащие в основе концепта. (А вы заметили, как я усердно всю дорогу избегала спойлеров? Молодец я? :) )

Собственно, я понаписала здесь массу слов и попыталась поразмышлять, чтобы прояснить свои собственные мысли и чувства для себя. Но ничего конкретного так и не выдала. Причина тому проста: я уже, считайте, прихорашиваюсь и выхожу из дому, чтобы повторно посмотреть «Преступление и наказание». И, быть может, тогда что-то в моём уме прояснится и расставится по полочкам. Я очень этого хочу. Хотя бы потому, что тяжелейшая работа труппы вызывает у меня трепет.

Так что… Ждите продолжения. Пока — точка.


Ну, не совсем. Запятая. Я ведь до сих пор по-партизански молчала об артистах. Потому как насколько меня убивала постановка, настолько же воскрешали актёры. Их поместили в такие предполагаемые условия, что просто сесть и плакать. А они взяли — и всё превзошли.

Каст в «Преступлении и наказании» — королевский. И все, как один — герои.

Правда, есть ещё одна закавыка, кроме перечисленных выше. В данном «Преступлении и наказании» персонажи одномерны и одинаковы от начала и до конца. Развитие — что это? Нет-нет, эта претензия ни в коем случае не умаляет заслуг артистов (они, наоборот, уверенно несли свою неподъёмную ношу и выжимали из героев максимум). Тут возвращаемся к странностям постановки…

Чуть-чуть подробней — и поимённо.

Начну с Раскольникова — Александра Боброва. Прежняя история: здесь я традиционно ничего не поняла. Не хочу искать причину в работе Боброва. Здесь сам Раскольников ой как странен, непознаваем и алогичен. Да, персонаж не впечатлил и неприятно удивил, но выводы о нём я буду делать после следующего просмотра мюзикла. Пока — пауза.

Мужик в красной рубахе — Алексей Петрухин. Радость для глаз и ушей. Отрывался на всю катушку и был прекрасен.

Уличный музыкант — Марат Абдрахимов. Артист, который хорош и достоверен в любой роли. Вот и на этот раз…

Мармеладов — Антон Дёров. Ну какое же это счастье — видеть Дёрова на сцене!.. И опять помяну постановщиков, которые настолько минимизировали роль Мармеладова, что чтоб им самим такого размера порции в ресторанах приносили. Потому что Антон замечателен, а развернуться-то ему где?..

Соня — Мария Биорк. Впервые видела эту артистку, и — а понравилась она мне. Душу не вырвала, но это дело времени. Ещё несколько спектаклей — и будет из зрителей верёвки вить. И поёт здорово.

Старуха-процентщица — Антон Аносов. А вот это было что-то с чем-то… Досадно, что старушку в первом акте убили — и адью (и отправился Антон в ансамбль — нам на радость). Потому как эдакая процентщица — это просто праздник какой-то!..

Свидригайлов — Александр Маракулин. Свидригайловские сцены были самыми яркими и объёмными моментами спектакля (хотя по поводу сцен Аносова я бы сама с собой поспорила ещё), и не удивлена — Маракулин же. Ну, да, как и все остальные, артист был загнан в узкие рамки, но в них он каждый миллиметр освоил. Идёт Александру эта роль. А уж танцующего Маракулина я в жизни не видала.

Более пока никого больше особо отмечать не буду (у меня для этого следующий отзыв задуман). Просто повторюсь: выложились все. И были фееричны. Только максимальные благодарности можно во весь голос прокричать за такую работу — и за такой талант.


Вот теперь на сегодня точно всё. Я пошла верить в лучшее и надеяться на то, что «Преступление и наказание» ещё как сверкнёт, да как поразит публику в самое сердце… А вы фотографии с поклонов смотрите.

 

Интересующиеся могут посетить страничку отзыва о втором и третьем просмотрах мной мюзикла (19 и 20 марта).

11 комментариев для “«Преступление и наказание»: предпремьерная премьера…”
  1. Очень жаль, что нет спойлеров. Почему, для кого вы храните сию тайну? А когда планируется второй просмотр?

    1. Храню для тех, кто ещё не ходил на мюзикл. :) Просто столько всяких ожиданий и таинственности было в процессе подготовки, что было бы не слишком красиво сразу начинать покровы срывать.

      Второй просмотр только что закончился. Так как я окончательно решила пуститься во все тяжкие, завтра ещё Беляева посмотрю. И вот потом — отзыв.

  2. Это старушка-процентщица в розовом берете? Обалдеть! Заверните мне. :D

    1. Да мы вот вчера пришли к выводу, что были б счастливы, если б в финале первого акта не Родион убивал старушку, а она его. Вот это была бы радость для глаз и ушей!.. Вот это был бы киш-миш в мире мюзиклов!..

  3. Возможно, после этого отзыва многим захочется закидать меня тапками и помидорками, но молчать у меня больше нет сил :(

    Вот читала я отзыв автора и с каждым словом понимала, что все мои мысли, все мои эмоции от просмотра мюзикла, вот они, тут, такие же, одинаковые.

    Перед тем, как посмотреть «Преступление и наказание» я аж 3 (!!!) раза была в МСИ на «Раскольникове», и еще бы посмотрела его много раз! Да, конечно, в силу того, что играют студенты, на тот момент косяки были, без них пока никак, но ничего страшного в этом нет, мастерство придет вместе с опытом. Но поражает другое. От их игры каждый раз оставались исключительно положительные эмоции, восторг, несмотря на то, что само произведение лёгким для психики человеческой назвать сложно. А от слез Раскольникова в сцене раскаяния у меня самой слезы каждый раз наворачиваются.

    Мюзиклы я очень люблю, поэтому решила сравнить, как же всё будет сделано на профессиональном уровне. Думала, что если такая команда взялась за дело, будет просто супер, и в вокальном, и в визуальном плане.

    В итоге, понравился только голос г-жи Бьорк, почему-то постоянно напоминавший голос Теоны Дольниковой. Но это для меня был только плюс, ибо голос Дольниковой мне очень даже нравится. Не знаю как других, но лично меня напрягало, что Соня весь спектакль, мягко говоря, » не совсем трезва». Что касается Раскольникова, то в этом мюзикле катастрофически мало, и голос его так и не Раскрылся.

    Я ждала МЮЗИКЛ, но так и не поняла, где же этот самый мюзикл потерялся! Ни одной запоминающейся арии! Звук ужасный (но это не к авторам претензия, а к самому зданию театра). В момент, когда дубинками начинают бить по мусорным бакам, даже я, сидя на балконе, закрыла уши и зажмурилась с мыслями «Господи, куда я попала? Выключите звук, выпустите меня отсюда!».

    Много танцев, что лично для меня не прибавило ни положительных эмоций, ни понимания смысла мюзикла. Так хотелось раскрытия истории Раскольникова и Сони (раз уж это главные роли), а запомнился (в исключительно негативном планет) только танец «девочек легкого поведения»). После обоих моментов с чупа-чупсом с этаким «папиком на дорогой машинке» хотелось встать и выйти из зала… Уважаемые создатели мюзикла, пожалуйста, уберите сцену с чупа-чупсом, когда пьяную Соню ведут в машину. Смотреть невозможно, пОшло, фу…

    В итоге получился этакий боевик на сцене, не то про современность, не то про лихие 90-е. Да, скорее все всего это про 90-е…Я совершенно не против того, чтобы связать классику с современностью, но не так же пОшло это делать! Вот уж точно окунули по самую макушку….

    Сколько раз я читала и смотрела это произведение, но весь спектакль просидела с мыслью, что я ничего не понимаю, и главное уже не хочу ничего понимать. Хотела уйти после первого акта, но жаль было потраченных денег, поэтому так и быть, досмотрела до конца, о чем пожалела. К сожалению…

    В общем, просмотр в Театре мюзикла был первым и последним…

    1. Зато мы все вместе делаем хорошее дело: рекомендуем ещё неприобщившимся сходить и посмотреть мюзикл студентов МСИ.

    1. О да. Я — самый неграмотный человек в этом мире. Именно этот факт и является основополагающим в данном отзыве. :)

      Вообще, спасибо за исправление, не заметила ошибки при вычитывании.

  4. В ряде сцен о русском народе прямо-таки разит русофобством от Марка Розовского и компании; в других сценах и декорациях — фига в кармане от театральных либеральных псевдо-интеллигентов. Необычно, интересно, но у русского человека остается неприятный осадок (как от прочтения, например, «Чонкина»)… Как будто обплевали.

    1. Нет, безусловно, выискивать везде русофобию (даже в спектаклях, поставленных семь лет назад) — тенденция модная. Но в «Преступлении»-то вы её где нашли?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Спасаюсь от ботов, замучали просто. Впишите нужную цифру: * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.