Вот я, друзья мои, и посмотрела ещё три раза камерный мюзикл «Штирлиц. Попытка к бегству» (отзывы о прошлых посещениях «Гипериона» — тут). Игорь Белый, исполнитель роли пастора Шлага, даже поинтересовался у меня, не надоедает ли смотреть. Ну, тут всё просто: что меня не сильно радует или же со временем утомляет, я более не удостаиваю своим вниманием. А если уж я раз за разом являю свой светлый лик, значит, спектакль мне действительно по душе.

Но, кроме того, что я искренне люблю «Штирлица», был и ещё один повод бежать в «Гиперион»: новые, доселе неведанные исполнители ролей (большая часть — запланированные, а один — переживший — и успешно — сверхсрочный ввод). Это 10 и 11 апреля. А 21 апреля состоялся и вовсе закрытый показ, во время которого исполнители ролей перемешались так, что знакомое полотно заиграло абсолютно новыми красками.

Я уже много-много слов сказала о «Штирлице». Немного повторюсь: чем больше смотришь этот камерный мюзикл, тем сильнее им проникаешься. Просто мне лично кажется, что самым главным элементом действа являются тексты — а они в «Штирлице» наполнены смыслом до последнего предлога. И с каждым новым просмотром всё глубже и глубже погружаешься в слова, и всё более глобальные мурашки бегают по коже во время наиболее важных арий.

Тут я вынуждена сделать признание: несмотря на обилие новых исполнителей старых ролей, несмотря на массу свежих акцентов и прочтений, в целом «Штирлиц. Попытка к бегству» остался тем же самым, и ощущения от мюзикла получились привычные (и это, между прочим, похвала — больно нравятся мне эти ощущения). Видимо, слишком монолитно полотно и, как я уже написала, в отличие от других «соседей по жанру», оно целиком и полностью опирается на текстовую составляющую. Которую можно подать иначе, но в «Штирлице» не артисты интерпретируют тексты, а совсем наоборот, тексты властвуют над исполнителями.

И есть только одна роль, которая оказывает максимальное воздействие на происходящее. Это, конечно же, Штирлиц. Я снова признаюсь, что воспринимаю всё демонстрируемое с крошечной сцены «Гипериона» сквозь призму миропонимания героического разведчика. Теперь мне ещё сильнее чудится, что создатели показывают нам не героев мюзикла, а их внутренние сущности, если хотите, души. А Штирлиц — это тот «кинескоп», который проецирует эти души на наше сознание. Вот как он видит других персонажей, так и мы их воспринимаем.

Потому Штирлиц Олега Городецкого и Штирлиц Виталия Кульбакина рассказывают нам абсолютно различные истории. И я даже не могу сказать, какая из них страшней и болезненней, в какой больше нерва и безысходности. Тут, конечно, каждому своё. И здорово, что теперь зрители могут выбрать того Штирлица, который наиболее созвучен их мировосприятию. Ну, или можно проникнуться обоими и получать удовольствие вне зависимости от исполнителя роли титульного героя.

Пока не забыла. Перед каждым спектаклем в предваряющей действо речи просят писать отзывы, а особенно — критиковать. Ну, что я могу сказать… Что некоторые пытались слова забыть, а кое-кто это и в жизнь воплотил, забыв спеть целый финальный куплет? Так вы и сами в курсе, а ругать, если подумать, и не за что: волнение было велико, нервничали и введённые на роли исполнители, и их «матёрые» коллеги. Вот успокоятся все — и будет снова всё гладко.

Что звук был странен, а местами страшен? И эта беда всей творческой группе известна, над ней постоянно работают. Вот микрофон пастора-Белого, кстати, зло. Он фонит и даёт такое искажение голоса, как будто робот Вертер на сцене. Тут смолчать не могу.

Ну, и моё любимое: смена сцен. И пусть табуреты на пол валятся в самых исключительных случаях, но до сих пор эти моменты производят нехорошее впечатление недорепетированности и недодуманности. Прямо вот добрый совет из зала: возьмите да погоняйте непосредственно смену сцен — сначала со светом, потом — без (и смотрите с разных ракурсов, как это выглядит из зала, ибо затемнение всё равно не мешает увидеть некоторые технические детали — особенно из левой части зала, где фонарики оркестра своё чёрное дело делают). Искренне верю, что всё это упорно репетировалось и оттачивалось, но прямо ножом по сердцу, когда после шикарной песни, скрутившей душу в жгутик, наблюдаешь вот эдакое. Смена сцен — такой же элемент спектакля, как всё остальное же. Вот привести упомянутые моменты в порядок — и мюзикл начнёт настолько стремительно близиться к идеалу, что свет туши и фонарики включай.

Но «Штирлиц. Попытка к бегству» — такая замечательная вещь, что перечисленные мной мелочи если и портят настроение, то буквально на пару секунд. Ибо уже в следующий момент тебя снова погружают в мир, к которому можно относиться по-разному, единственное — нельзя остаться к нему равнодушным.

Этот камерный мюзикл создан взрослыми, умными людьми, которым есть, что нести публике, для умных людей разнообразного возраста. И, пожалуй, даже хорошо, что «Штирлица» нам подарили непрофессиональные актёры — мне думается, та безусловная правда, которая живёт на сцене, удалась именно из-за того, что исполнители ролей принесли с собой необходимый для спектакля жизненный багаж и опыт. А вот отлично петь и играть отсутствие диплома театрального училища никому из артистов «Штирлица» не мешает. Может, и помогает даже.


Теперь поведаю об исполнителях ролей — благо, повидала я за три дня многое.

И сразу отмечу: да, у меня появились свои любимчики. Но, как мне думается, тут вопрос вкусовщины. Потому как, если включить объективность, сложно сказать, что кто-то вот был прям хорош, а другой — похуже, не смотрите другого. Нет, в «Штирлице» отсутствуют «слабые звенья», и вот лично я не планирую выбирать дату похода на мюзикл, исходя из перечня исполнителей. Они — разные, конечно же. Тем интересней.

Так вот, я не буду признаваться, кто лично мне ближе. Я попытаюсь просто передать моё впечатление от разных исполнителей — так, как я это увидела.

Значит, если кто не помнит того или иного артиста в лицо, смотрите: о ком первом пишу (а делаю я это в хронологическом порядке), того портрет левее.

 

Провокатор Клаус

Клаусы и Юстасы усиленно менялись ролями. Если 10 апреля я видела их на «классических местах», то 11 и 21 апреля имела возможность насладиться взаимозаменой.

Алексей Дзевицкий. Этот Клаус получает какое-то детское наслаждение от своих «забав». Его захватывает возможность играть судьбами людей, и все они — лишь фишки на его поле. По крайней мере, ему так кажется. Эдакая пошаговая стратегия. И слова: «И добро опять победило зло. Какая скука, о боже мой…» — мне слышатся так: «Да что ж такое, Штирлиц, играю с тобой, играю, и каждый раз — game over, вы продули. Уже и кубики краплёные принёс, и правила под себя переписал — а без толку. Обрыдло…»

Кирилл Вибе. А этот Клаус — он не игрок, он — великий комбинатор. Он плетёт паутину, в которой должны запутаться все окружающие — во главе со Штирлицем. Этот Клаус интригует, пытается запугать, заставить плясать под свою дуду. Ну, как умеет. Жаль только, ноги «колосса» оказываются глиняными, и его «какая скука» — она, скорей, потому, что было так интересно и забавно строить козни и плести сети, а Штирлиц взял — и одним выстрелом всё разрушил. Скучный тип!..

 

Связной

Павла Крикунова я наблюдала уже в нескольких ипостасях: пианиста в рядах оркестра, голоса за кадром, связного — и, как 21 апреля, многостаночника, сочетающего роль связного с игрой в ансамбле (ну, так было надо для страны). И я в смущении признаюсь: среди всего созвездия замечательных артистов «Штирлица» как-то вот товарищ Крикунов меня сильней всего за душу задел. А Борис Богданов — это мощь и скала, бесспорно.

Павел Крикунов. Связной, который мягко стелет, да жёстко спать. Он не уговаривает Штирлица пойти на смерть — он, как ребёнку, объясняет разведчику «азбучные истины». Тихо, вполголоса — и от того вдвое страшней. И, знаете, он сам верит в то, что говорит. Он доносит до Штирлица не только послание из центра, но и свою собственную точку зрения. Страшный, страшный человек!..

Борис Богданов. Абсолютно иной связной. Он давит авторитетом, он напорист, он убеждает Штирлица в истинности своих слов. Более того — мне чудится, громкими, уверенными речами он уверяет и себя, что вот так — оно будет правильней. Но одно роднит двух таких различных связных: никуда ты не денешься, выполнишь то, что они говорят.

 

Радист Эрвин

Давно хотела увидеть авторское видение Эрвина — и вот получилось. Я рада. (А вот конец сцены в обоих вариантах меня продолжает печалить… Ну, это к вопросу, упомянутому мной в первой части отзыва.)

Николай Сбытов. Меня просто до последней жилки вымораживает песня Сбытова. Я забываю, как дышать и моргать. Очень мощно и проникновенно. Сильнейший момент.

Михаил Капустин. С одной стороны — очень похоже. С другой — совсем иначе. Чуть темпераментней, чуть эмоциональней — но не менее… да и не более выразительно. Пожалуй, скажу так: Эрвин Сбытова махнул рукой на страшный мир и живёт, соотносясь с правилами, навязанными извне. Вообще-то, профессия у него такая. А Эрвин Капустина делает то же самое, но кипит внутри и сдерживает малейшее проявление эмоций. Ибо это — опасно. А у него не только рация спрятана, но и ребёнок скоро родится. В общем, в обоих вариантах песня Эрвина является одним из сильнейших моментов мюзикла.

 

Юстас

Уже известные нам имена — и снова перетасовались. :)

Кирилл Вибе. Юстас-холерик, Юстас, который по стенам и потолку бегает от того, что «нет связи», а с него же спросят… В комментариях на Фейсбуке не единожды встречала вопрос, не профессиональный ли Кирилл актёр. А вот я бы тоже спросила. Ещё одна особенность Кирилла — сносящая с ног энергетика, будь он хоть Клаус, хоть Юстас. Его Юстас беспокоится только о себе, ведь его же крайним назначат. И снова страшно — полная безысходность к концу песни воцаряется. Смерть же рядом кружится…

Алексей Дзевицкий. Он несколько язвительней, где это возможно, мягче, а ещё — человечней. Создаётся впечатление, что его волнует не только собственная судьбинушка, но и вопрос: а куда, собственно, задевался Штирлиц? Это уже третий виденный мной связной (ещё был Михаил Капустин, о чём я писала), и он, на мой взгляд, является наименее заинтересованным в своём будущем из всех. А вот что Алексей вкладывает в свою арию — это вы судите сами.

 

Профессор Плейшнер

А вот и внеплановый ввод… И 10, и 11 апреля должен был играть Алексей Ушаровский. Но бывает всякое, и Сергею Гринбергу, который удачно случился 11-го числа в «Гиперионе», пришлось стать Плейшнером чуть прежде задуманного 21 апреля. Ах да, а ещё в этот день, 21-го числа, Алексей Ушаровский предстал в роли гитариста в оркестре.

Алексей Ушаровский. Вот прямо эталонный Плейшнер. И этот его взгляд, который он, улыбаясь, поднимает на Штирлица во время «Ты должен выполнить миссию» и своей арии «Ответ Плейшнера»… Этот профессор как будто заранее предвидит и просьбу Штирлица, и собственную судьбу. И, чтобы Штирлиц осознал, что подковёрные игры не во всех случаях нужны, он, конечно же, отвезёт плёнку, куда сказано. Люди же братья.

Сергей Гринберг. Великолепный первый спектакль, который стал неожиданностью для самого Сергея. И совсем уж замечательно получилось во второй раз, 21 апреля. Этот Плейшнер, может, и не умеет просчитывать людей заранее, но он делает правильные выводы из услышанного. Чуть-чуть более прочный стержень в профессоре Сергея, что, впрочем, его персонажу не помогло. Ибо он всё одно книжный червь, не приспособленный к заданию, которое ему Штирлиц поручил. (И вот сложно это писать, но не сдержусь: Сергей постоянно смотрит в пол. А это мешает создать контакт между зрителями и персонажем. Не знаю причины, может, осветительные приборы виноваты, но что-то надо делать…)

 

Пастор Шлаг

Игорь Белый перестал, хоть и на пока один день, быть единственным пастором. А Николай Сбытов не работал в ансамбле, потому за него отдувался прекрасный Павел Крикунов. Но можно ж и так.

Игорь Белый. Мне кажется, в прошлой жизни Игорь как раз пастором Шлагом и был. А почему иначе тогда он столь правдив в своей роли?.. Я не буду больше растекаться мыслью по древу, просто резюмирую: вот хотя бы для того, чтобы увидеть Шлага Игоря Белого, нужно прийти в «Гиперион».

Николай Сбытов. Такой, знаете ли, пастор себе на уме. Правда, не верится, что он смеялся над словами Клауса, как тот пел, но предположим, что провокатор лагло лгал. Сбытов умеет вдолбить в зрителей текст (и это похвала). Он не повышает лишний раз голос, но каждая фраза — в точку. (Только вот оркестр его периодически заглушал, что вызывало грусть…)

 

Мюллер

Ситуация из оперы: «Захотела б сказать, кто из двоих лучше, под пытками б не вышло…»

Марат Манашков. Ещё один игрок, но, в отличие от Клауса, этот действительно обладает должной мощью, чтобы управлять людьми, дёргая за ниточки. Он забавляется, глядя, как его враги, сами того не желая, делают то, что нужно ему, Мюллеру. Иначе — скука смертная. А тут — и работу выполнил, и потешился. И ведь не выглядит такой Мюллер комедийным персонажем — он, наверное, воплощённый ночной кошмар остальных героев.

Александр Спиридонов. Мюллер Спиридонова тоже забавляется, но так, просто потому, что характер такой. В первую очередь он — страшный тип, и тем сильнее пугают его насмешки. Да, этот Мюллер тоже получает удовольствие от того, что прочие бегают в ужасе перед ним. Но он, в первую очередь, работу выполняет. А остальное — бонус. Ну, и вообще, он — человек харизматичный.

 

Радистка Кэт

Троих радисток видела. Завидуйте! :)

София Техажева. Самая юная из всех радисток (и даже не по паспорту, а по тому, как подан персонаж). Она оказалась между молотом и наковальней, и теперь, как бы ни закончилось всё, её жизнь не будет прежней. Эта Кэт изначально была ближе всех к провалу — ибо сильнее прочих верила в истинность того, что делала, в свою Родину. И потому осознание: «Я не могу больше любить свою Родину!» — выпило её до донышка. Не Кэт — сплошной нерв.

Мария Гескина. Здесь веришь во всё — от начала и до конца. Возможно, эта Кэт более многогранна и глубока, чем остальные. Но это не значит, что героини других исполнительниц хуже — у них иной подход. Радистку Марии нужно увидеть обязательно. Её «Бежать» — это нечто зубодробительное.

Мария Штох. А у Марии была премьера. И Штох вывернула меня наизнанку. Я не могу не упомянуть о том, как преображалась Мария, когда, после сцен радистки, выходила на ансамблевые песни. Вот честно, казалось, что два разных человека на сцене. Очень сильная работа. Не буду больше ничего писать. Просто понадеюсь, что Мария будет играть почаще… Хотя тут проблема: вот бы все трое артисток играли почаще…

 

Штирлиц

А вот и главный герой, от которого зависит максимум восприятия.

Виталий Кульбакин. Видела его уже один раз, теперь — ещё два. Этот Штирлиц — вулкан. Внутри него бушуют эмоции и чувства, которые он вынужден скрывать — и не всегда удачно. Но ясно, что однажды он рванёт. Потому — на смерть его, на смерть, от греха подальше. И так уже Мюллер его раскрыл, как пальцы фисташку. А какой этот Штирлиц змей-искуситель… Когда он рассказывал Плейшнеру, что тот должен выполнить миссию, я сама чуть не встала и не отправилась выполнять ответственное поручение… Штирлиц Кульбакина позволяет себе быть не совсем роботом, машиной в руках центра. Впрочем, от этого ему только сложней. Штирлицу нельзя, запрещено жалеть Плейшнера — или проникаться речами Шлага. А он… Потому и итог для него закономерен. И он сам это понимает. Ибо нечего было позволять себе чувства.

Олег Городецкий. А этот Штирлиц максимально закрыл себя от мира. Да, он тоже бушует где-то в глубине души — но даже себе в этом не признаётся. Он — функционер. И он старается убедить себя, что любые средства хороши ради благой цели. А на смерть его посылают не потому, что провал близок. Просто отработан этот материал. И, с точки зрения Родины, он будет гораздо более полезен, если выполнит определённое поручение — и умрёт (ну, и не забываем, что Штирлиц всё же слишком много знал). Я не могу сказать, какой из Штирлицев наиболее ярко раскрывает сюжет. Это происходит по-разному, и один вариант страшнее другого. Потому, если кто-то решил впервые посмотреть «Штирлица» и выбирает составы, даже не думайте — идите на любой. Вы точно получите максимум.


Основная идея второй части отзыва была такова: вот надо ж было настолько здорово подобрать артистов, чтобы можно было не изучать составы, а прийти на любой показ и прочувствовать мюзикл от и до. А если кто-то из исполнителей ролей что-то иное в своего персонажа вкладывал, нежели я тут написала, уж простите. Что считала — о том сказала.

Главное-то что? Смотреть «Штирлица» надо. Поверьте человеку, который пять раз не него ходил.


В качестве украшения — три пачки фотографий с показов 10, 11 и 21 апреля.


Фотографии с показа 10 апреля.


Фотографии с показа 11 апреля.


Фотографии с закрытого показа 21 апреля.

 

 

PS. Когда я писала этот отзыв, мимо меня, походу, бегал Юстас. Потому что сайт то и дело умирал и докладывал мне, что «нет связи». Так что несколько дней я просто боролась с хостингом и пыталась дождаться момента, когда всё начнёт работать адекватно и быстренько. Ох уж этот Юстас!..

Один комментарий к “«Штирлиц. Попытка к бегству»: как причудливо тасуется колода…”
  1. спасибо за отзыв, за прекрасные фото, с нетерпением ждем части 2!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Спасаюсь от ботов, замучали просто. Впишите нужную цифру: * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.