Об этой вещи, конечно же, нужно было писать сразу, а не через месяц… Ну, не шмогла, извините. Зато с превеликой радостью вспоминаю, как это было, сейчас.
…давным-давно, в апреле, некоторая часть московской публики успела посмотреть лабораторные показы мюзикла «Ближе к норме» — Next to Normal (а кто не пришёл, потом долго кусал себе локти). Я честно наслаждалась «Нормой» аж три раза, а потом была исключительно щедра на восторги и жаждала, чтобы постановка выросла из лабораторных штанишек и зажила полной жизнью.
Пролетело полгода, и на просторах интернета сначала появилась феерическая новость про открытие лаборатории TMlab при Московском театре мюзикла, а потом — и о кастинге в первую работу этой лаборатории. И список ролей, завуалированно призывавший артистов, вызвал дрожь в коленях: ребята, да это ж она, «Норма»!..
Впрочем, всё это вы, наверное, и сами знаете. Равно как и тот замечательный факт, что к работе в TMlab приступил великий и ужасный наш с вами любимый и уважаемый Антон Музыкантский. А это обозначало, что у страждущих появился ещё один шанс увидеть прекраснейший Next to Normal в том виде, который нас до глубины души покорил. Ну да, хотя бы частично. Но ведь это всё равно радость-то какая!..
Я не буду пересказывать сюжет и описывать особенности постановки — всё это уже было в прошлом отзыве, и я настоятельно прогоняю вас туда (кто проглядел — ссылка чуть-чуть выше в тексте). Здесь просто напомню, что «Ближе к норме» стал для меня если не самым ярким, то одним из самых ярких мюзикловых впечатлений года (а уж прошлого театрального сезона — точно). Это настолько тонкая и пронзительная работа, что её впору называть произведением театрального искусства.
Очень жаль, что осенняя лаборатория предполагала демонстрацию только первых 40 минут первого же акта. В отличие от августовской Thérèse, погружающей в происходящее сразу и по ушки, «Норма» очень долго разгоняется и раскачивается. И первая в сюжете душевынимающая песня (я имею в виду I Am the One) стала в лабораторных условиях последней.
Всё, что было до неё, то просто знакомит нас со странной, но внешне достаточно обычной семьёй, то чуть-чуть приоткрывает завесу тайны над её горестями, но… Вить из зрителей канатики мюзикл начинает как раз на 41-й минуте. И я немножко пообщалась с людьми, смотревшими Next to Normal впервые. Увы, никто из них не смог понять глубину моих восторгов и осознать, что же такого уникального в этой постановочно необычной, симпатичной, однако сценарно вполне рядовой «Норме».
Это не критика, просто констатация факта. Конечно же, октябрьская лаборатория имела совсем иную цель, нежели погрузить публику в состояние катарсиса. (Впрочем, те, кто уже был ранен апрелем, свои ощущения помнил и смог снова в них окунуться.) И, коли этой цели получится достигнуть, то не нужно и большего счастья. Ну, тут я продолжу скрещивать пальчики и не рассуждать о том, что за прошедший месяц всё уже могло быть расставлено на те или иные полочки. Сейчас я просто пишу отзыв.
Основным отличием апрельской «Нормы» от АБstudio и октябрьской от TMlab стал, конечно же, актёрский состав. Да, в этом вопросе я очень субъективна: уж слишком сильно я влюбилась в тех, кто подарил нам «изначальную» «Ближе к норме». Музыкантский сотоварищи подобрали, как одного, очень душевную труппу. Молодые артисты идеально встроились в ткань повествования, и просто невозможно было представить себе в «Норме» кого-нибудь другого.
Но, конечно, хозяин — барин, и он лучше представляет себе, кого именно видит в рамках своей постановки. В октябре из «классического» состава мы лицезрели всего двоих — Евгения Вальца в роли Дэна и Анну Буркину — Натали. Вот за это спасибо. Пожалуй, два ключевых для меня товарища во всей истории. И без них я смотреть до боли знакомую постановку вряд ли смогла бы без слёз и содроганий.
Несколько удивил меня выбор новых Генри и Гейба. Безусловно, и Павел Стукалов, и Никита Радченко хороши вокально (тут они побеждают «первоначальный вариант»). Но в них отсутствует какая-то необъяснимая черта, вызывавшая любовь к персонажам с первого взгляда. Какие-то они… обычные, что ли?.. Понятно, что могло ещё и не случиться полного погружения в роль — ещё бы, всё самое «вкусное» (как для зрителя, так и для артиста) в конце первого акта начинается. В общем, я своё мнение высказала, но уточню, что необходимо ознакомиться с полной версией, чтобы вынести окончательный вердикт.
Новый доктор — Евгений Кириллин — в принципе неудачник. Ибо звёздный час доктора в лабораторный показ не уместился. Но единственная сцена была, в общем и целом, хороша. А хоровые моменты позволили осознать, что Евгений великолепно поёт.
И основное «нововведение» — главная героиня, Диана. Не спорю, в апреле можно было предъявить ряд претензий к Юлии Олейник (главная — возрастное несоответствие, но тут уж Юлия точно ни при чём), но «классическое прочтение» она создала. А лично я его полюбила. И вот теперь целых две, абсолютно разных и поворачивающих всю историю под новым градусом, Дианы. И каких!.. Не кто-нибудь, а Оксана Костецкая и Виктория Пивко.
Скажу вам так: обе чудесны, и я даже не знаю, как их можно сравнивать. Оксана более не от мира сего, с самой первой сцены она выглядит абсолютно сумасшедшей, она резче, и вообще непонятно, как с ней сосуществует семья. Виктория же создаёт историю, близкую по духу к «первоначальной» версии — и потому (в частности) конкретно мне её прочтение ближе. Эта Диана пусть и выглядит необычным человеком, но её, скажем так, странности раскрываются постепенно, и потому выглядят более настоящими и пугающими.
Впрочем, я скажу снова: именно в случае «Нормы» нельзя делать вывод о том, какой была бы вся работа целиком. Я оценивала только подаренные нам щедрой рукой TMlab 40 минут, что суть неправильно и грешно. А что поделать, если не было возможности поступить иначе? :)
Потому сейчас я разведу руками, сокрушённо покачаю головой и резюмирую: «Ближе к норме» — это прекрасно. Этот мюзикл должен жить и существовать. Желательно, долго. Так что — ждём…