Театр Гоголя углубляется в Шиллера. Режиссёр Марк Вдовин (буквально недавно сам блиставший в главной роли на той же Малой сцене в гоголевской «Шинели») взялся за «Разбойников», попытавшись разобраться, актуальны ли до сих пор проблемы, встававшие перед людьми в 18 веке, а если да, то стали ли они менее значимыми или напротив — нам всё, описанное Шиллером, кажется более острым?
Сюжет драмы, я полагаю, стоит напомнить: у старого Фон Моора есть два сына, старший Карл и младший Франц. Карл покинул родной дом, что печалит отца — да ещё и Франц подливает масло в огонь, сообщая ложь о брате и стараясь подвести Фон Моора к мыслям об отречении от старшего отпрыска.
Карл, получив от брата письмо (конечно же, не содержащее ни одного слова истины), в котором сказано, что папаша отвергает его, от безысходности уходит в разбойники — и даже возглавляет их. Франц же стремится получить то, что ему не было положено по праву рождения (ибо младший же) — и замок отца, и все богатства, и титул, и невесту брата… А Карл, узнав о предательстве Франца и преодолев множество препятствий, должен сделать выбор между товарищами (с которыми он связан клятвой верности) и любовью…
В общем, история довольно запутанная, нелинейная (что поделать, не был знаком Шиллер с законами современной драматургии, потому творил так, как считал нужным) и не слишком простая. А Марк Вдовин усложняет её ещё сильнее. Он размышляет: а что, если бы у Карла был не младший брат, а… младшая сестра, Франциска? И добиться чего-либо в жизни ей мешает не только первородность Карла, но и «неправильный» пол?
И вечная проблема отцов и детей, вечная боль нелюбимого ребёнка начинают играть абсолютно новыми красками — но при этом вполне понятным современным нам (сразу отмечу, что авторы инсценировки — сам постановщик и Валерия Гуменюк). На что можно пойти, чтобы доказать другим — и, в первую очередь, себе — что ты чего-то стоишь? Как сохранить в душе что-то человеческое, если твоя жизнь это самое человеческое старательно вымарывает? Как любить того, кого любить нельзя? И что важнее — клятва друзьям или чувства (это, конечно, максимально не соответствующий нашему времени момент, за который я отдельно переживала, но в спектакле он подан так, что только встать и аплодировать стоя)?
Сразу резюмирую: «Разбойники» — это история из прошлого, вообще не встраивающаяся в наши с вами реалии. Она никоим образом не переносится в современность и не актуализируется, и Марк Вдовин это прекрасно понимает. Он оставляет сюжет там, в былом — но «обрамляет» его «сегодняшними» декорациями, где слева — разбойничьи угодья с граффити и горящими бочками, а справа — некогда процветающий замок Фон Моора. Мораль — шиллеровская. Сущность — вневременная.
Да, сегодня и Карл, и Франц, и остальные персонажи вели бы себя совсем иначе. Но вот первопричина их поступков оставалась бы всё той же — неизменной. И она нам отлично ясна. А девочкам, многие из которых не единожды в своей жизни сетовали, насколько проще им бы всё давалось, родись они мальчиками, тем паче.
И всё же — мало кто из нас отправился бы с горя разбойничать или решил уморить всю родню, дабы занять главенствующую позицию. И потому мы героев «Разбойников» понимаем, но их выбор не принимаем. И вот это — один из самых интересных в театре моментов: когда ты с персонажами себя ассоциируешь, но при этом критикуешь и не одобряешь.
Конечно, у Шиллера градус происходящего невероятно высок — ну, право, не каждый (мягко говоря) человек пойдёт на то, что творят герои драмы. Но нам важно, что мы осознаём, почему случилось то, что мы видим. И чужое сюжетно нам близко сущностно. Интереснейший экспириенс!
Спектакль весьма впечатляющ внешне (художники-постановщики, художники по костюмам — Глеб Ефимов, Екатерина Чёрная, художники по свету — Илья Султанов, Денис Краснощёков). На пользу общему делу ударно потрудился и композитор Михаил Левин, создав музыкальную ткань, не только подчёркивающую, но и творящую атмосферу происходящего.
Традиционно вершат чудеса артисты театра. Каждый персонаж тут великолепен: Косинский (Евгений Пуцыло), Шварц (Антон Лызо / Сергей Савичев), Герман (Александр Груздев / Егор Попов), Шпигельберг (Павел Комаров / Денис Лукин), Амалия (Алеся Алисиевич / Анастасия Епифанова), Карл Моор (Илья Антоненко)…
Крайне интересно прочтение роли старого Фон Моора (Андрей Кондратьев / Кирилл Малов): большую часть сценического времени в его ипостаси выступает… ростовая кукла. Вот и трактуй, зритель: прячется ли бедняга за кукольным ликом от пугающей действительности, манипулируют ли папашей отпрыски, как марионеткой, или что-то иное, ещё более нетривиальное здесь режиссёр запрятал? Обожаю подобные театральные шарады — на которые напрямую ответа не даётся, но зацепок постановщик массу оставляет.
Но истинный центр происходящего, реальная звезда спектакля и его суть, кровь и плоть — Алёна Гончарова, исполняющая роль Франциски Моор. Поистине бенефисная работа, зубодробительная и невероятная. И хотя бы для того, чтобы оценить Алёну в «Разбойниках», стоит вообще прийти на это действо. (В другом составе в роли младшенькой Моор — Анна Александер; не сомневаюсь, что она тоже фееричная Франциска, но я видела именно Гончарову и судить могу только о ней.)
Театр Гоголя, на мой взгляд, это тот столичный храм Мельпомены, за развитием и становлением которого наблюдать сегодня наиболее любопытно. Составить интереснейший репертуар с нуля всего за пару сезонов — практически нереально, а тут сей уникальный случай произошёл. И «Разбойники» стали отменным дополнением уже существующего великолепия.
Проблема отцов и детей, соперничество сиблингов, попытка доказать родителям, миру, себе, что ты чего-то стоишь… Знакомо, правда же? Главное при этом — не взрастить разбойника в собственной душе. Карл и Франциска Моор не дадут соврать…
Материал подготовлен по аккредитации и для портала Musecube.