Немного истории. Всё началось прошлой зимой — когда Театр Гоголя совместно с ГИТИСом проводил лабораторию «Гоголь. 215», посвящённую очередному юбилею писателя. По результатам лаборатории планировалось выбрать эскиз-победитель, который превратился бы в полновесный спектакль и вошёл в репертуар Театра Гоголя.
Получилось немного иначе: победителей оказалось сразу два. Офисная мистерия «Шинель» (и она прекрасна, поверьте) молодого режиссёра Арины Бессергеневой отпремьерилась в конце прошлого сезона. А вот постановка «Господа, давайте спасём Луну» Льва Северухина по «Запискам сумасшедшего» должна была впечатлить почтеннейшую публику уже в сезоне текущем.
Но что-то пошло не по плану, и «Записки сумасшедшего» доверили уже проверенному бойцу — всё той же Арине Бессергеневой (она же тут — автор инсценировки). Разговор с собакой в 9 сценах при поддержке компании МТС Live предстал на суд зрителей в ноябре, и в активе Бессергеневой появилась эдакая офисная дилогия — ибо, как и в «Шинели», действие, по задумке Гоголя, происходит в конторе — а по-нашему, в типовом офисе.
И тут тот самый случай, когда текст, написанный почти два века назад (а «Записки сумасшедшего» были созданы в 1834 году), при минимальных корректировках и трансформациях идеальнейшим образом встраивается в наше с вами бытие. И ты смотришь на камерную сцену — и видишь себя в одном из действующих лиц. А это, знаете ли, довольно печальный экспириенс…
Главный герой, Аксентий Поприщин (совершенно невероятный Евгений Пуцыло), у Бессергеневой не просто переписчик бумаг (как было у Гоголя) — он, если можно так выразиться, прямое последствие офисной инклюзии. Будучи человеком с особенными потребностями (у Поприщина, вероятно, ДЦП — уж простите мою неполиткоррентность), Аксентий трудится на весьма необязательной должности — он точит карандаши для коллег. И, в отличие от окружающих, сам не осознаёт, что работает здесь исключительно из жалости.
Поприщин живёт с любящей и поддерживающей мамой (Ирина Рудницкая / Ольга Добрина), смотрит вместе с ней сериалы… А на работе усердно точит карандаши. Коллеги (Денис Лукин / Сергей Савичев, Кирилл Малов / Александр Хохлов, Полина Шеина / Юлия Максютина) понимают, что к странному сослуживцу нужно относиться снисходительно — ну, и до определённого момента это не требует от них особых усилий.
И всё бы хорошо, но Аксентий влюбляется в директорскую дочь Софи (Мария Макурина / Виктория Кизко). И наивно верит, что он вполне может добиться взаимности. А Софи занимается модным тимбилдингом, организовывает пет-терапию — и в её рамках приводит в офис милейшую собаку Меджи (Александр Груздев / Егор Попов). К своему ужасу Поприщин осознаёт, что собака с ним разговаривает — и больше никто этого не слышит…
Постепенно, шажочек за шажочком, Аксентий сходит с ума — как это задумал Гоголь, и как это воплотила в жизнь Бессергенева…
Канва, как вы видите, Николая Васильевича. А вот деталями, близкими нам, сегодняшним, сюжет наполнила команда под руководством постановщика. И будет интерактив, в рамках которого персонажи поинтересуются у зрителей об их ценностях. Будут музыкальные вкрапления, уже привычные постоянной публике Театра Гоголя (и, слушайте, как же уместно тут звучит «Менеджер» группировки «Ленинград»!..). Будет буллинг. И будет уход от реальности в прекрасный мир сумасшествия, где можно быть кем угодно — даже королём Испании…
Но вот ведь в чём закавыка: «Записки сумасшедшего» — они не о том, как непонимание и неприятие окружающих доводят человека до безумия. Здесь иначе: герой уже находился на грани потери рассудка, и мы просто наблюдаем, как его всё радушнее принимает в свои объятия душевная болезнь.
Быть может, действия коллег ускорили процесс. Но говорящая собачка (я видела работу Александра Груздева и готова аплодировать артисту стоя) взорвала будни Поприщина ещё до активных действий собратьев по офису — и уж точно до того, как он осознал, что Софи никогда не будет принадлежать ему.
И да, в итоге Аксентий почувствовал себя королём Испании — а значит, человеком, определённо достойным любви Софи. Только… Будущего-то у него никакого нет. Ну, разве что ту самую Луну спасти можно — им, психам, все дороги открыты… в мире их спутанного сознания.
В общем, спектакль — из тех, которые каждый зритель трактует по-своему. Я, как вы уже могли понять, посмотрела на постепенную поломку психики человека, изначально лишённого перспектив. Такова жизнь… И это — больно. Вы, быть может, считаете нечто своё. От идеи, что Поприщин наконец-то обрёл самое себя (пусть и в столь странном виде), до мысли, что работа в офисе способна любого довести до сумасшествия.
Но самое главное — что «Записки сумасшедшего» как с первой минуты приковывают внимание публики, так до поклонов его и не отпускают (замечу, что длится спектакль недолго — 1 час 20 минут без антракта). Арина Бессергенева, быть может, ещё сама не понимает, какие маленькие театральные шедевры творит (это я делаю вывод, прочитав аннотацию к спектаклю на сайте театра, где цитируются слова постановщика о том, что человек, де, перестаёт бояться быть самим собой; но ведь на самом-то деле речь идёт совершенно о другом). Но это неважно: если творец мудр в душе, то я даже боюсь представить, что нас ждёт в дальнейшем.
Талантливый режиссёр. Умная инсценировка. Отменная постановочная команда (художник-постановщик, художник по костюмам — Василиса Кутузова, художники по свету — Василиса Кутузова, Илья Султанов, хореограф — Екатерина Сахно). Прекрасные артисты. И — ещё один однозначный успех Театра Гоголя.
Здесь, на улице Казакова, всегда говорят о том, что важно для людей. И в «Записках сумасшедшего» вы точно нащупаете нечто, трогающее вашу душу. Главное — не идите в короли Испании. Там уже Аксентий место занял.
Материал подготовлен по аккредитации и для портала Musecube.