Ну, и, собственно, вот она — моя главная премьера года. Я так-то две отпремьерившиеся вещи обожаю — «Поймай меня, если сможешь» и «Принцессу цирка». Но «Принцесса» — это моё душевное отдохновение, радость для мыслей и чувств, релакс сердца. Просто праздник. За то и люблю.
Я, откровенно говоря, «Принцессу цирка» умудрилась посмотреть уже дважды — 12-го (а это премьера) и 15-го октября (а там были интересные актёрские перетасовки, которые я ой как жаждала лицезреть).
Не буду кривить душой: опасалась я за эту постановку. Пугали меня перспективы переноса оперетты на мюзикловую сцену — даже с учётом того, что над либретто ударно поработал Алексей Иващенко, что само по себе не могло не внушать радости. Хотелось верить, что либретто потеряло былую легковесность и линейность, свойственные жанру-первоисточнику, и обросло множеством украшений и фишечек.
Да и вообще: слишком известна классическая версия, а фильмы с Отсом и Кеблушеком не смотрел только ленивый. Сравнений не избежать, и неизвестно, в чью пользу они будут.
И цирковая вот ещё составляющая. Это, безусловно, необычно, красиво и зрелищно, но как бы не получилось так, что нам покажут трюки ради трюков, перенасытив ими ткань спектакля и отставив смысл пьесы на второй план.
Но я же слишком люблю Театр мюзикла, и потому решила для себя, что уж тут-то у создателей спектакля чувства вкуса и творческой мощи хватит на семь ударных мюзиклов одновременно. Окончательно же меня отпустило после презентации в ГУМе, когда я убедилась, что не зря мы с нетерпением столько месяцев ждали премьеры.
И настал тот самый день. И распахнулись двери театра. И рекой лилось шампанское. И появился у меня ещё один любимый мюзикл.
Теперь пробую собрать пышный букет собственных мыслей воедино и сотворить отзыв.
Либретто. Тот самый случай, когда придираться не к чему — да и не хочется. Сохранив максимум Кальмана, творческая группа в лице Иващенко, Солдевильи и Швыдкой подарили нам крайне симпатичную историю, которая заставляет то смеяться, то плакать (не прослезиться в финале сможет только человек, не впадающий в умиление при виде котиков).
Полагаю, даже искренние фанаты классической «Принцессы цирка» не будут кидаться помидорами в авторов либретто мюзикла, ведь свежее переложение сделано с таким уважением к оригиналу, что можно только сказать за это искреннее спасибо.
И как же я люблю, когда не приходится рыдать горючими слезами из-за текстов песен! Алексей Иващенко, как всегда, оказался на высоте. Ну, и главная ария мистера Икс с привычными стихами Ольги Фадеевой куда как уместна.
Кстати, как таковых песен в спектакле не так и много (если сравнивать с другими мюзиклами, конечно) — они перемежаются весьма внушительными диалоговыми моментами. Но так гармонично скомпонован материал, так ударно с ним справляются артисты, что никакого иного варианта и не хочется видеть.
Музыка. Ну, как я могу рецензировать Кальмана? А хорошая музыка, она, знаете ли, современна всегда.
Постановка. Действие мюзикла развивается в Париже начала прошлого века. И постановщики так трогательно и точно используют режиссёрские приёмы в стиле «ретро», настолько плотно наполняют мизансцены всяческими вкусностями, что оторваться от происходящего ну просто нереально.
Очень мне по душе такой простой, казалось бы, ход, как распределение персонажей по ярусам декорации — «верхи» красуются на втором, а простые смертные — на первом. В «Принцессе цирка», поднимающей вопросы взаимоотношений гордых аристократов и простого циркового люда, это исключительно уместно.
Я уже писала выше про хороший вкус творцов из Театра мюзикла. «Принцесса цирка» является ярчайшей его демонстрацией. В ней как-то вот всё на своих местах, и для достижения цели использованы единственно верные инструменты.
А уж как финальный номер мистера Икс из зрителей верёвки вьёт… И вокализ там этот феноменальный… Ой, да это ж смотреть надо!..
Цирк. Насколько же великолепно вписаны цирковые номера в ткань постановки! И ничего лишнего — акцент на трюки сделан только в тех сценах, которые отображают непосредственно цирковое представление.
В остальное время трюковые элементы плотно сплетены с не-цирковыми, и провести границу между цирком и театром просто невозможно.
Я немножко боялась, что при повторном просмотре номер мистера Икс будет скучноват — он же, как в замедленной съёмке, интригует публику и готовит к кульминации. Оказалось — наоборот. Во второй раз трюк впечатлил меня даже сильней (а когда стул из нижней части конструкции попытался рухнуть, я вообще чуть не поседела). Наверное, потому, что я уже знала, в чём он заключается, и просто наслаждалась работой артиста, а не гадала, что же будет дальше.
А ещё здорово, что попробуй отличи, кто из находящихся на сцене ребят цирковые, а кто — артисты театра. Ибо первые продемонстрировали отличную актёрскую работу, а вторые — феерические физические данные.
В общем, тут такое дело. Я вот к цирку отношусь в общем и целом прохладно. Но, посмотрев подобный мюзикл, в цирк невозможно не влюбиться.
Декорации и костюмы. И снова ничего лишнего (и даже, не поверите, ни одного проекционного экрана :) ), и опять видишь отсылки к театру вековой давности. Лаконичнейшая конструкция превращается то в арену цирка, то в его закулисье, то в городскую улицу…
И снова затрагиваем вопрос правильно расставленных акцентов. Декорация не перетягивает на себя внимание — она лишь позволяет максимально раскрыть замысел создателей. Всё, как я люблю.
Если же заговорить о костюмах, то скромно замечу, что я, как хорошая дочь, привела на второй просмотр собственную маму. Которая до сих пор не может перестать радоваться одежде в стиле ар-деко (да, собственная мама у меня знаток!).
Так что вот такой прекрасный мюзикл я посмотрела. И ещё пойду. Кажется, мне очередной наркотик хитро предложили, теперь деваться некуда. :)
Да и собственная мама всем желающим подтвердит: «Принцесса цирка» — штука совершенно замечательная.
А ещё впервые за всю историю нельзя по старой доброй традиции отругать звук Театра мюзикла. Победили эту болезнь, вы представляете! Ура!
Ну, вот вы и дочитали до того абзаца, в котором я начинаю повествовать об артистах.
Пункт 1. Низкий поклон оркестру и лично Арсентию Ткаченко (именно он дирижировал оба раза).
Пункт 2. Бесконечные благодарности цирковым. Вы — чистый восторг!
Пункт 3. Шлю свою любовь ансамблю. Вы — великие мастера своего дела! Каждый.
А вот теперь буду вспоминать всех поимённо. Если видела на одной роли разных артистов, сначала напишу о том, кто радовал меня во время премьеры, а потом — о том, кто играл 15 октября.
Шпрехшталмейстер — Иван Латушко. Я, разрешите вам признаться, опасаюсь, что скоро Иван в реальной жизни будет разговаривать как-то так: «Дамы и господа! Только сегодня! На нашей кухне! Вкусная и питательная греча с сосисой!» :) Ну, просто сначала — церемонимейстер во «Всё о Золушке», теперь — шпрехшталмейстер в «Принцессе цирка» (выговариванием названий этих ролей можно врагов пытать). Ну и ладно. Потому что Латушко прелестен и великолепен везде и всюду.
Пуассон — Ефим Шифрин. Ой, друзья мои, Шифрин в «Принцессе цирка» — просто радость души. Истинное наслаждение каждым словом и жестом. Очередное спасибо создателям мюзикла за то, что они каждому артисту дали возможность продемонстрировать свой драматический талант, придумав для них выпуклых и интересных персонажей. Вот и Пуассон Шифрина — это не просто секретарь барона, это — один из главных двигателей сюжета. Рекомендую увидеть это своими глазами!
Пеликан — Павел Любимцев, Леонид Житков. Об этих двух неподражаемых артистах напишу вместе. Просто потому, что они оба вызвали у меня совершенно одинаковый шквал наслаждения. Не персонаж — конфетка. Ещё бы — такие мастера блистают на сцене.
Агнесса де Сегюр.
Оксана Костецкая. Эта Агнесса жёстче и саркастичнее, она ведёт не столько игру, сколько военные действия. И потому в финале её нереально жалко, ведь понятно, что все возможные мосты Агнесса сожгла. А ещё Костецкая — ну просто шикааарная дама.
Анна Гученкова. А эта Агнесса — мягкая, женственная и на самом деле играющая в интереснейшую игру. Гученкова столь убедительна в своей любви к барону, что даже хочется, чтобы её план претворился в жизнь. И как-то вот в глубине подсознания крутится мысль, что не всё у неё потеряно.
Каролина Бонвиль.
Алексей Колган. Казалось бы — какая проза, опять мужчина на женской роли. Но есть тонкость: мы говорим о Колгане. И он великолепен! Понимаете, он не изображает женщину — он проживает её. Алексей настолько гармоничен и убедителен, что вот не знай я о том, что создатели мюзикла решили эдакую кросс-польную фишку провернуть, ни за что не догадалась бы, что с этой корпулентной дамой что-то не так. :) И вы бы слышали овации зала после танца Каролины и Пеликана!.. Колган — одно из главных украшений спектакля.
Елена Моисеева. Боялась я за Елену, как за себя на экзамене. Ведь ты поди переиграй мужчину на твоей же роли. Нереально. Но есть тонкость: мы говорим о Моисеевой. Потому я с превеликой радостью заявляю: нет никакой разницы, какую Каролину смотреть. Великая Елена совершила невозможное! Вот не зря я давно и громогласно восхищаюсь этой артисткой! И такое дело: овации после танца были даже громче и дольше.
Тони Бонвиль — Денис Котельников. Ох, какой же это восторг — Котельников в «Принцессе цирка»!.. Денис — феерия и праздник. Он просто идеален в своей роли. Что он творит на сцене!.. Ребята, ну нереально же не восхищаться!
Мари Латуш — Екатерина Новосёлова. Девочка-огонёк с горящими шаловливыми глазами и мощнейшим вокалом. А ещё Катю кидали, швыряли, заставляли делать колесо и показывать номер в кольце (без страховки!!!). Она случайно не была артисткой цирка в прошлой жизни? Обожаю! И какой же у Новосёловой отличный дуэт с Котельниковым!..
Барон Гастон де Клермон — Евгений Вальц. Слушайте, как же Евгению идёт возраст и грим его персонажа! :) Барон — очередная прелесть спектакля. Пусть спеть толком не дали, зато показать актёрский талант позволили по полной. Финальные терзания барона стоят отдельного отзыва. Ну прекрасно же!
Теодора Вердье — Юлия Вострилова. А знаете, мне понравилась некая холодность и отстранённость этой Теодоры. Как-то логично это дело в общую канву легло. У Юлии довольно своеобразный вокал, но королевский поворот головы и гордый взгляд оценит каждый. И мои аплодисменты за сцену с письмами и Пеликаном. Здорово!
Мистер Икс.
Максим Заусалин. Безусловно, я осознаю, что тенору-Максиму не слишком-то легко даются баритональные арии мистера Икс. Но невозможно не отдать должное артисту, который переборол всё, что преподнесла ему судьба, и заслуженно услышал крики: «Браво!» Этот Икс — смесь огромного таланта и нереального трудолюбия. И он ударно справляется с задачей быть центром повествования. Вот даже не раздумывая идите на Икса-Заусалина!
Евгений Шириков. Поскольку каждому своё, то вот он — мой персональный герой. Слушайте, до презентации в ГУМе я понятия не имела, что у Ширикова ТАКОЙ феерический баритон!.. Его просто невозможно слушать спокойно, он пробирает до глубины души. Не буду сдерживать эмоции и с фанатской горячностью заявлю: Евгений — бог!
Ох, понаставила восклицательных знаков на год вперёд. :) А что поделать, если снова Театр мюзикла выдаёт спектакль, в котором ВСЕ красавцы. И можно даже состав не выбирать — иди в любой день и получай удовольствие.
Я специально не растекалась мысью по древу, чтобы избежать спойлеров. Премьера же только-только состоялась, надо сохранить флёр недосказанности для пущего интереса.
От всей души поздравляю и Театр мюзикла, и зрителей с новорождённым спектаклем. Всё уже сложилось и заблистало, а представьте себе, как «Принцесса цирка» будет выглядеть хотя бы через месяц!..
И я приду снова и снова. Чего и вам желаю. Встретимся на Новозаводской улице! :)
А под занавес — мои фотографии с поклонов. Сначала — с премьеры, которая, напоминаю, состоялась 12 октября. Потом — с 15-го октября.
12.10.2016 (премьера).
15.10.2016.
Спасибо! Вы так хорошо всегда пишете, я как будто сама на мюзикле побывала.
Благодарю :)