Краткое изложение длинных мыслей о «Графе Орлове».
1. По сравнению с «Монте-Кристо» — как мерседес на фоне запорожца.
2. Наконец-то отошли от кошмарной «французской» концертной схемы. Но, увы, не совсем. Пока ещё часть песен выглядят как отрывки «французского» мюзикла (особенно их много в самом начале) — когда на сцену вываливает толпень народу, которая начинает бессмысленно танцевать под задорную мелодию. Мне кажется, сами создатели плохо понимали, что же они творят и хотят получить в итоге. Возможно, и сама схема усложнялась в процессе работы, так сказать, трансформировалась из «французской» в «почти бродвейскую». Вот и вышло эдакое чудовище Франкенштейна (правда, «милое и симпатичное»).
3. Ура, вживую поющий ансамбль! Да-да, безмолвные плясуны, но вдобавок — вокальная группа. Просто невыразимое достижение! (А я тут даже почти не язвлю!)
4. Танцы. Тут всё ещё со времён МК (и ранее) в порядке. Честно признаюсь, что за пласт-группой в дружининском «Дантесе» я наблюдала с бОльшим интересом, но вот танцоров и трюкачей в ГО ругать не за что.
5. Костюмы. А что, кто-то перекрасил костюмы из МК и напялил на артистов ГО? Это они зря, могли бы что-то новое сшить. :) И, кстати, ещё один «пережиток» «французских мюзиклов»: одинаковые костюмы массовки. С этим надо что-то делать! И снимите уже парик с Орлова в «постельной» сцене! Вы б ещё его в валенки при этом обули, я не знаю…
6. Декорации. Слабое место спектакля. Скучно и неинтересно. (И вообще, кто-то пересмотрел моссоветовскую «Суперзвезду» — тему с поворотом одних и тех же декораций, пусть тут и выгнутых кружочком, да плюс ещё лесенки и пение на «балкончиках» уже где-то видела. Например, когда Екатерина во время пафосно-грозно-грустного проигрыша карабкается вверх по лестнице и садится на верхотуре, держась руками за перекладину, я реально опасалась, что она запоёт: «Скорбь в моиииих устах, но я тааааак устал…»)
7. Сценарий. По сравнению с «говорящей на ту же тему» «Голубой камеей» (которая настолько попсова, что даже заканчивается хеппи-эндом), ГО просто-таки несёт в массы историческую правду. Конечно, беднягу-Орлова в очередной раз записали в фавориты Екатерины (всё же, мне близко мнение тех исследователей, которые считают, что брат Алёша, в отличие от брата Гриши, в опочивальне царицы не был замечен), а «самозванку» Елизавету выставили эдакой наивной жертвой обстоятельств и интриг гадов-политиков (хотя современники «княжны Таракановой» описывали её совсем не в лестных тонах), но это ж искусство — вай бы и нот? Сам же сюжет довольно прост и незатейлив (при условии, что вы знаете, кто все эти люди — то есть, в школе ваньку не валяли). Правда, как я поняла, изначальная задумка была как-то поглобальней, а к премьере она съёжилась в то, что мы видим со сцены. Например, почти нечего делать Доманскому. В финале мы его даже не увидим, так, услышим, что Екатерине он не нужен, мол, пущай идёт на все четыре стороны. Это «ружьё» для меня не выстрелило. Компоновка же сюжета близка к монте-кристовской: полный событиями первый акт, а второй начинается с «карнавального колеса» (простите, масленицы) и крутится вокруг единственной темы — попытки выбить признание из Елизаветы. Но здесь меня такое «разделение обязанностей» актов не бесит — мол, а как иначе? И всё же, хочется, ей-богу, хочется чуть больше «движухи» (то бишь, событийности) во втором акте.
8. Тексты песен. Сейчас я пойду против течения, но я не считаю их столь уж плохими. Как в том анекдоте: «Да, ужас. Но ведь не ужас-ужас!» По сравнению с текстами того же МК, а особенно — «Нотр-Дама» (прослушивание каждой русскоязычной арии которого отнимает у меня год жизни), это ж прям Пушкин!.. Я видела некоторые тексты песен с демо-записи и не сказала бы, что они все, как один, на голову выше кимовских. Там тоже такие перлы встречаются — что хоть садись и плачь. Но Ким остаётся верен себе, и старательно пишет тексты «ни о чём» (см. финальную арию Орлова, которого прямо нереально жалко — и без того горе у человека, так ещё приходится петь какую-то муть). Идеальным для меня был бы грамотный «микс» обеих версий, местами даже покуплетно мешать можно. Только это ж шоубизнес, тут такого нельзя. Кто ж в шоу-бизнесе думает о качестве, скажите мне? (Впрочем, есть ещё один вариант, вообще оптимальный: найти нормального поэта-профессионала, который бы создал тексты с нуля, но это вообще только в мире-утопии возможно.)
9. Музыка. Самый положительный момент мюзикла (хотя так и должно быть, но это же русский мюзикл — бесжалостный и беспощадный — а потому абсолютно непредсказуемый). Мне музыка понравилась настолько, что язва-я даже не стала выискивать «кальку с МК» и прочих «Нежных королев» (но это для меня — большая проблема, данный мюзикл я пока не видела и не слышала, руки не дошли). А ещё я не буду перечислять удачные арии, как поступаю обычно. Только потому, что нет откровенно уж провальных. Безусловно, самые хитовые хиты в ГО выделяются, вы их и сами знаете. Но, как я уже сказала, вся музыка хороша в целом, выдержана в едином стиле (чему способствуют и аранжировки, хвала их создателю и музыкантам) и не заставляет скучать (в МК я периодически всё-таки позёвывала и ждала, когда уже перейдут к следующему треку).
10. Режиссура. Ну, или её отсутствие, если захотите. Чевик в своём репертуаре. Постановка прямая, как карандаш. Сказано — тюрьма, значит, сажаем героиню за решётку в прямом смысле этого слова (привет «Дантесу», в плане режиссуры он полноправный победитель). Артистам указали, в какую сторону перемещаться, и, по сути, на этом закончили. К счастью, актёры и сами не лыком шиты, потому смогли наполнить своих персонажей жизнью (тут у них простора для творчества тоже побольше, чем в картонном МК). В общем, проект хороший. Жалко, режиссёра ему не досталось. (Отдельно покусала бы Чевик за рукоприкладство Орлова по отношению к царице — да если б он себе это в реальной жизни позволил… Круче только «женские бои» королевы и Джозианы в «Человеке, который смеётся» театра «7 утро» были — но там-то, почитай, самодеятельность, а тут — «главный мюзикл России»!..)
11. Самое интересное — актёры. Я, спасибо тому, кто, попала на дневной спектакль 21 числа. Потому имела счастье созерцать тот самый дрим-каст, о котором наши дети сложат легенды. Очень здорово, что «Дантеса» я смотрела до ГО, иначе бы у меня даже мысли бы не возникло, что в Театриуме на Серпуховске пахнет вокалом. Ибо как пели в ГО!.. Куда, интересно, делась традиционная национальная лажа? И, ура: низкие голоса. Мужские (ой, как я это люблю!..) — Балалаев, Маракулин, Белявский. Женский — Сидорцова. Праздник жизни! Впрочем, обо всех артистах и их персонажах по порядку, если позволите.
(30.04.2021. Размышления об артистах удалены напрочь, ибо сегодня они смотрятся наивно и некорректно. Хоть здесь в основном я елеем изливалась.)
Нет, всё же, это нереально. Ругать — просто. Хвалить — отнюдь. Выглядит глупо, как отзыв восторженной дурочки. А что я могу поделать? Кого и за что критиковать-то? Надо было просто написать: «Дримкаст (и чуть подкачал …)». Какие вопросы?
В общем, резюме: радостно, дико радостно, что российский мюзикл не стоит на месте, а движется вперёд. Да ещё и в верном направлении. Не знаю, достигнет ли ГО той популярности, которая была у МК (тупо в силу того, что МК легче воспринимается неподготовленными людьми). А хотелось бы.