Как говорят «умные» психологи, «нет слова «не могу», есть «не хочу»!» Так вот. После просмотра «РЕВЕРСа» я честно готова признаться: я, видимо, прям всеми фибрами души НЕ ХОЧУ уметь вот того, что творят со своими телами ребята, работающие на сцене. Потому что даже под дулом пистолета и после многолетних 24-часовых тренировок я ТАК НЕ СМОГУ!.. Я — человек в достаточной мере адекватный, чтобы отдавать себе в этом отчёт.
Слоган спектакля — «На пределе физических возможностей» — максимально подробно раскрывает тайну того, что именно происходит в «РЕВЕРСе». Хотя вру. Тайну только внешней стороны спектакля.
И знаете, что? Я, увы, максимально далёка от циркового искусства (если б не мюзикл «Принцесса цирка», я бы эквилибр от клоунады не отличала). И я поражена. Учтите, что «РЕВЕРС» я смотрела давненько — за день до официальной премьеры, 20 февраля. А эмоции живы до сих пор. Как по мне — показатель!
Пластический спектакль на стыке жанров и стилей не раскладывает перед зрителями по полочкам сокрытые внутри себя идеи. Наоборот — ты сидишь и постепенно, плавно, но неотвратно погружаешься в происходящее, и вдруг осознаёшь, что непонятное бессловесное действо, творящееся перед твоим взором, вдруг впускает тебя в свои тайны и становится ясным и логичным.
«РЕВЕРС» — он про преодоление и преображение, про поиск и выход из тупика, про дружбу и вражду, про борьбу и помощь, про выбор… Про любовь, наконец, как не устаёт повторять режиссёр-постановщик Андрей Кольцов (хотя лично я как раз любовного компонента и не разглядела).
Каждый номер, заложенный в ткань спектакля — это громкое соло героев «РЕВЕРСа», целый миниспектакль, молчаливая ария, «пропетая» телом.
Ещё сильнее погружению в мир «РЕВЕРСа» способствует медитативно-зачаровывающая (а когда нужно — и жестоко-пронизывающая) музыка Миши Мищенко. Она как бы являет собой тот самый нерв, на который «нанизано» всё происходящее. (Да, согласна, «РЕВЕРС» — это не мюзикл, совершенно не мюзикл, но, поскольку музыка в спектакле является одним из главных действующих лиц, я сочла вполне уместным разместить данный отзыв здесь.)
Мне думается, «РЕВЕРС» — он для каждого свой. Я разглядела в спектакле одно, а вы увидите другое — то, что нужно и важно вам, то, что взрастает корнями из вашего личного опыта и мировоззрения.
…впрочем, если вы привыкли, что всё, происходящее на сцене, должно быть прозрачным и понятным, как 2х2=4, «РЕВЕРС» имеет все шансы знатно расстроить вас. К примеру, двое молоденьких парнишек, сидевших слева от меня, весь спектакль восклицали: «Ну что за ерунда?! Что за ерунда?!» Конечно, это камень в огород вовсе не спектакля, а зрителей, не желающих (или не умеющих?..) включать какие-то новые отделы мозга и нащупывать незнакомые смыслы и подтексты.
Хотя, готова поклясться, даже в том случае, если «РЕВЕРС» и вы не совпадёте по внутренним вибрациям, и душа спектакля вам не откроется, восторги от мастерства ребят-артистов вам всё равно обеспечены. Я их видела, я знаю.
«РЕВЕРС» — это бесконечно красиво, впечатляюще, необычно и пронизывающе. Безусловно, мне кажется, что Театр мюзикла пошёл на крайне смелый эксперимент, дав рождение подобному спектаклю. И мне очень хочется, чтобы «РЕВЕРС» нашёл своего зрителя — и жил долго и счастливо.
Этой весной «РЕВЕРС» идёт по пятницам и субботам — при этом начинается он аж в 23:00. Не пугайтесь, спектакль длится всего час (ах, а как хотелось бы подольше!..), и такое эмоционально наполненное начало уик-энда, я считаю, идеально. В общем, я — рекомендую!