Пожалуй, я не ошибусь, если заявлю, что театр «Буфф» из Санкт-Петербурга не слишком хорошо знаком московской публике. Тем большей интригой стали гастроли артистов из Северной столицы не где-нибудь, а на подмостках Малого театра. Именно на этой исторической сцене 31 марта давали мюзикл «Эзоп» — тоже «тёмную лошадку», о которой не было известно ничего, кроме названия и пары кратких фактов из пресс-релиза.
От того особенно впечатляюще смотрелись толпы страждущей публики, стремящейся лично познакомиться с жизненными неурядицами древнегреческого философа (зрительный зал Малого театра был забит под завязку). А количество желающих отхватить лишний билетик на входе напоминало те далёкие времена, когда я была ребёнком, и попасть в театр порой оказывалось поистине нетривиальной задачей.
Немного истории. Театр «Буфф», между прочим, существует весьма давно: Исаак Штокбант основал его в 1983 году на базе своего курса артистов эстрады, выпустившихся из Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии. Сегодня у театра достаточно обширный и интересный репертуар как для взрослой публики, так и для детей. А вот с «Эзопом» получилось довольно интересно.
Ещё в 2002 году Исаак Штокбант поставил на сцене «Буффа» спектакль «Лиса и виноград (Эзоп)» на тему пьесы Гильерме Фигейредо. А спустя 15 лет он решает вернуться к той же истории, но в качестве первоисточника выбирает трагикомедию Николая Денисова «Ночная басня про любовь» и жаждет превратить жизнеописание Эзопа в мюзикл. Музыку специально для театра «Буфф» пишет не кто иной, как Максим Дунаевский, и вот, наконец, 15 сентября 2017 года дают премьеру, весьма благосклонно принятую как простыми зрителями, так и профессиональными критиками и журналистами.
Я абсолютно не знала, чего ожидать от «Эзопа» — для чистоты восприятия даже ни одного отзыва не прочитала. Основным критерием решила определить для себя такой: стыдно или нет будет лицезреть данный мюзикл на подмостках Малого (да, кстати, как странно звучит: мюзикл — и в Малом театре).
Несмотря на ощутимую задержку (гастроли на то и гастроли, чтобы порождать технические неурядицы, которые в данном случае были успешно решены — по крайней мере, зрители при просмотре мюзикла ничего не заметили), артисты с ходу взяли быка за рога и умудрились погрузить утомлённый ожиданием зал в происходящее с первых тактов начальной арии. А потом было истинное великолепие и радость публики: труппа неведомого прежде театра «Буфф» оказалась превосходной, а постановка — яркой, выпуклой и интересной. Честное слово, трёхчасовой спектакль пролетел практически на одном дыхании, а финал действительно пронял до мурашек.
Несколько расстроила музыкальная составляющая: как-то большего ожидаешь от Дунаевского, а арии «Эзопа» кажутся при первом знакомстве достаточно проходными и незапоминающимися. (Может быть, проблема в том, что при написании музыки, как сказано в пресс-релизах, Максим Исаакович опирался на вокальные данные актёров «Буффа», а потому был ограничен в выразительных средствах? Вполне возможно.) Да и саму историю, лежащую в основе спектакля, сложно назвать очень захватывающей — это одна из версий жизненного пути философа и баснописца, про которого точно не известно ничего, даже существовал ли он на самом деле. Так вот, «экшна» в данном сюжете мало. Зато есть доля неплохого юмора, любовь и ненависть, рабство и свобода — и, конечно же, выбор. А чтобы сделать этот выбор, необходимо однажды понять, что внешняя красота может скрывать внутреннее уродство, а тот, кто уродлив лицом, на самом деле оказывается прекрасен душой.
…и белая, прекрасная, свободная птица, парящая в финале над героями мюзикла и зрителями… Это тот самый случай, когда можно простить спектаклю почти любые прегрешения (даже абсолютно дисгармонирующую с остальным материалом сцену со жрецами, которая, видимо, призвана расслабить и воодушевить подуставшего к этому моменту зрителя), ибо он говорит правильно и о правильном.
Не могу не упомянуть артистов. Превосходна работа Мурада Султаниязова. Его Эзоп достоверен и трогателен, ему невозможно не сочувствовать, и даже если бы спектакль в целом меня не вдохновил (к счастью, как вы уже поняли, этого не случилось), я была бы рада даже одной возможности познакомиться с этим актёром и его талантом.
Впечатлили меня и Евгений Александров (Ксанф, доморощенный философ), и Виктория Заболотная (утончённая холодная красавица Елена, жена Ксанфа), и Андрей Подберезский (Гнатон, раб-музыкант). Впрочем, я повторюсь: хороша была вся труппа, жаль только было ансамбль, которому досталась буквально пара сцен — в начале и финале.
Главный вывод такой: было ли стыдно за «Эзопа» в стенах Малого? Отнюдь! Это оказалась пусть своеобразная и местами спорная, но сильная работа. А ещё — совершенно уникальная, ведь более ни в одном театре мира вы в принципе не увидите мюзикла про греческого баснописца.
И, знаете, лично мне хочется побывать на других постановках «Буффа». Буду в Питере — обязательно загляну в афишу!
А Виктория Заболотная тоже поющая? Спрашиваю, т. к. только её из всего каста знаю, по кино, интересно…)
Насколько я сейчас припоминаю (а дело же уже давненько было), не хуже всей труппы.