Об этой камерной опере я буду рассказывать немногословно (потому что слишком мощная, на мой взгляд, вещь для ненужных излияний и хихикания) и со всем возможным пиететом. Итак, поэма Александра Блока, музыка Владимира Дашкевича, колдовство Елены Камбуровой…
Премьера оперы в Театре музыки и поэзии под руководством Елены Камбуровой состоялась 7 ноября прошлого года — аккурат к столетию революции и, что даже более весомо для нас, поэмы Блока, написанной в январе 1918-го. Известно, что, поставив финальную точку, поэт в своей записной книжке смело констатировал: «Сегодня я — гений». Не знаю, какую оценку дал себе композитор, завершив работу над музыкой, и был ли он так же категоричен, как Блок, но нам важно, что опера творилась специально для Камбуровой.
Я просто не могла себе позволить пропустить «Двенадцать», и, покупая билет, забронировала место в первом ряду. В данном случае сделала я это не просто для наилучшего обзора, но для впитывания максимума впечатлений. Дело в том, что после спектакля «Снился мне сад…» я осталась в таком шоке от Камбуровой, от её власти над публикой, от её какой-то инопланетности и нереальности, что жаждала оказаться от Елены Антоновны буквально на расстоянии вытянутой руки и раствориться в её энергетике.
Так вот, господа: Камбурова — это нечто. Это явление. А когда она обращается со сцены прямо к тебе, когда смотрит в твои глаза, когда вступает с тобой в своеобразный диалог, просто забываешь, как дышать.
Вообще, по сути своей, «Двенадцать» — это почти моноспектакль Елены Антоновны. Она является рассказчиком, доносящим до нас весь текст поэмы Блока, перевоплощаясь во всех персонажей по очереди. Хор и трое музыкантов (фортепиано, гитара, аккордеон) предстают в качестве своеобразного аккомпанемента, ещё сильнее выносящего Камбурову на первый план.
Да, в афише Театра Камбуровой опера «Двенадцать» находится в разделе концертов, но вы им не верьте, они кокетничают. Безусловно, форма у камерной оперы концертная, но, тем не менее, это полновесный спектакль, который просто не может быть иным, нежели нам его презентуют создатели во главе с постановщиком Иваном Поповски.
Интересно, что предваряет оперу блок песен Дашкевича на стихи Юлия Кима из «Солдатского реквиема» и «Бумбараша». Я долго думала, как монтируется эдакое вступление с поэмой Блока, и в итоге пришла к простому выводу: а никак. Но гармоничного симбиоза и не должно быть. Знакомые всем песни про летящего по небу журавля или про «Ничего, ничего, ничего», поданные в фирменной неописуемой манере Театра Камбуровой, погружают зрителей в нужное состояние, а финальная точка блока — абсолютно убийственная «Ходят кони» от самой Елены Антоновны — завершают подготовку публики к восприятию сложнейшей оперы Дашкевича.
А вот то, что начинается потом, я рассказывать не буду. Я просто порекомендую тем, кто любит в театре не только яркое шоу, но и такт, ум, вкус и бесконечное уважение к материалу, каким бы он ни был, добраться до уютного театра на Спортивной и лично познакомиться с камерной оперой «Двенадцать» и её «камбуровской» трактовкой. Такие вещи нужно смотреть. И слушать.