Иммерсивный театр — штука в наши дни модная. Правда, на российской почве иммерсивность приживается с трудом, а если росточек и умудряется пробиться сквозь многовековые традиции, то получается он довольно хиленьким и слабеньким. И в итоге московский зритель на сто процентов уверен, что иммерсивный театр — это когда актёры работают среди публики, а зрители поворачиваются вокруг своей оси и ощущают себя в центре повествования (скажем, как в «Суини Тодде» на Таганке, впрочем, однозначно прекрасном).

А ведь полноценная иммерсивность подразумевает погружение зрителей в событийный ряд по ушки, их равновесность с артистами, полноправное участие в происходящем, бесконечную импровизацию и полную свободу действий: хочешь — иди налево, хочешь — направо, жаждешь — вообще на полу ляг и расслабляйся. Иммерсивный театр же!

Впрочем, в рамках отечественного спектаклестроения даже попытка просто сломать «четвёртую стену», поместив публику в ту же плоскость, в которой действуют артисты, уже огромное достижение. Ибо слишком мы все — и актёры, и зрители — привыкли к «раздельному существованию». Простым смертным неудобно, неловко и даже стыдно оказываться в эпицентре спектакля — даже если приходится банально стоять у стеночки и созерцать. А исполнители со студенческой скамьи (и даже ранее) привыкают к тому, что их рабочее место — сцена, а все те странные люди, сидящие в креслах вдалеке и надёжно отделённые границей-рампой, меня не касаются. Пусть их себе хлопают!

Театральный сериал в иммерсивном формате «Дом 19|07» (это не я придумала такое поразительное определение, я его только что с официального сайта скопировала), будем честны, всё ещё тяготеет к той самой недоиммерсивности русского народного разлива. Хотя, если вам повезёт, вы сможете, скажем, сыграть в карты с одним из персонажей или…

Но тссс!!! «Дом 19|07» не приемлет и малейших спойлеров! Потому расплывчатые формулировки сегодня моё кредо! Впрочем, всё для блага читателя: я же хочу, чтобы вам было интересно, если вы надумаете посетить спектакль, верно? Вот, потом сами же мне спасибо скажете!

Так вот, публика в «Доме 19|07» практически не вовлечена в действо. Её задача — смотреть, молчать (этот пункт отдельно оговорён в правилах «Дома»), переживать и перемещаться из комнаты в комнату за одним из персонажей. Только тому есть и вполне логичное объяснение.

Главную роль в иммерсивном театральном сериале исполняет, на мой взгляд… именно Дом. Всё происходит в усадьбе А. К. Поливанова — памятнике архитектуры начала XIX века. Цитирую:

Региональный общественный фонд социально-правовой защиты отечественного архитектурного наследия в целях популяризации памятников истории и культуры Российской Федерации поставил своей целью открыть двери главного дома усадьбы для широкой публики в необычном для искушенного зрителя формате.

Здание любовно отреставрировано, а внутренние помещения, без всякого, как я понимаю, вреда для их исторической ценности, адаптированы для демонстрации спектакля. Установлено световое и звуковое оборудование, декорации… Каждая из комнат обустроена с любовью и тщанием. А каковы детали! Баночки — с вареньем? соленьями? Невероятные вязанные накрахмаленные вазочки для баранок. Ноты романса «Первые грёзы» на рояле. Деревянный петушок на полу. Картины на стенах. Книги на подоконнике — вот бы подглядеть, какие именно?

Именно особенности «сценической площадки» накладывают строгие ограничения. На спектакль пускают ровно 51 зрителя. Публика делится на три части — в зависимости от цвета доставшейся полумаски, чёрной, красной или белой, — и отправляется по разным маршрутам изучать тайны Дома. Только так с максимально возможным комфортом можно разместить в усадебных комнатах и публику, и артистов, только таким способом исключается риск застрять в узких коридорах и на крутых деревянных лестницах (к слову, берегитесь, придётся не единожды побегать с первого на третий этаж и обратно — так что задумайтесь, если у вас проблема с опорно-двигательным аппаратом).

А ещё так общий сюжет, стартующий в зале с роялем, раскладывается на три разные линии, лишь иногда пересекающиеся по ходу повествования (когда две или три группы встречаются вместе в одной из комнат и наблюдают за происходящим вместе) и снова сливающиеся воедино только в самом финале.

Да-да, за одно посещение Дома никак не возможно познакомиться с историей в целом — только с третьей её частью. Нет, это всё равно будет законченный рассказ, но как же хочется заглянуть за грань, предписанную твоей маской, и узнать, а что видели те, другие, какие тайны Дома открылись им?..

Сразу напугаю: билет на «Дом 19|07» стоит… 6000 рублей (что, между тем, не отменяет регулярный sold out). Иными словами, чтобы иметь возможность оглядеть весь Дом, необходимо отыскать 18000 рублей. Заслуживает ли спектакль такого удара по кошельку? Пожалуй, об этом надо спрашивать не у меня, а у тех довольно многочисленных зрителей, которые уже и сосчитать не могут, в который раз они посещают усадьбу Поливанова (скажем, две девушки из нашей группы размышляли, в 12-й раз они тут или в 13-й). А поскольку пригласительных на этот спектакль раздобыть не смог бы и сам президент (честное слово, задача почти неразрешимая), то эти прекрасные люди каждый раз приобретают билеты. И счастливы!

Какая маска предпочтительней для первого просмотра? Ой, не знаю. Как мне объяснили, «чёрная — самая жёсткая, мужская, красная — женская, любовная, а белая — самая понятная». Как по мне, разницы нет. Я лично очень рада, что волей случая мне досталась красная маска (на самом деле, можно выбрать — если, конечно, не прибежишь за две минуты до начала, когда почти все маски уже разобрали, и что осталось, то и твоё).

Понятно, что в каждой сюжетной линейке упор делается на определённых персонажей (их в «Доме» десять: восемь главных действующих лиц и двое слуг-проводников). И немного обидно, что за единственный просмотр не получается со всех сторон изучить каждого. Кстати, это, как я понимаю, с одной стороны, хитрая задумка, с другой — небольшой сценарный просчёт. Весь пазл характеров и побуждений сложится только после трёх визитов в Дом.

А вот что нереально круто в спектакле — так это его логистика. Разводить три группы по разным помещениям так, чтобы они не сталкивались, и при этом плавно и непрерывно вести повествование, доставляя тех или иных зрителей в нужное место в определённое время — это мощно. Понятия не имею, как они это делают.

И впечатляет, когда ты перемещаешься по тёмным лестницам и коридорам (поначалу я себя ощущала, как самый натуральный слон в посудной лавке, врезалась в углы, людей и предметы, а потом ничего, втянулась), а из-за дверей доносится музыка, пение, голоса, крики… Ты мозгом-то понимаешь, что это просто другая группа смотрит свою часть спектакля, но впечатление иное. Дом — живёт. В нём что-то происходит, он настоящий, он — действующий организм. Феерическое ощущение.

Хочется, хочется хоть глазком заглянуть туда, в «соседний сюжет». Но — нельзя. Следуй чётко за своим проводником. Таковы правила Дома.

О чём же спектакль? (Кстати, ни из каких книг вы этого не узнаете — сценарий создан специально для данной постановки.) 1907 год… наверное. Свадьба. И вдруг… всё заверте!.. Пожалуй, это всё, что я могу вам поведать, дабы не разрушать интригу. А в финале всё окажется совсем не тем, чем казалось. И дамы утирают слёзы — и поди пойми, слёзы это печали, радости или умиления.

Дом полон мистики. Тоже не буду раскрывать тайн заранее, просто обещаю: вам понравится! Это даже не спецэффекты, это почти настоящее волшебство. Бывает захватывающе, бывает жутковато, но всегда невероятно красиво.

Что же касается музыки, то её довольно много, но той, что звучит фоном. Песен как таковых (просто в спектакле заняты сплошь артисты мюзикла, так что вполне логично ждать от них вокала) — по пальцам перечесть. В нашей линейке пели дважды сольно — и нельзя забыть грандиозный общий вокализ в финальной сцене.

Почему же я пишу о «Доме» на сайте, посвящённом мюзиклам? Во-первых, всё равно арии присутствуют, как ни крути, а во-вторых, музыка — ещё один из «артистов» спектакля, воздействующий на мысли и чувства и создающий единственно верную атмосферу.

Итого: вы два часа проведёте в гостях в самом, пожалуй, необычном доме, который можно себе представить. Вас встретят, как родных, накормят и напоят перед началом, покажут спектакль и любезно проводят, оставив в качестве памятного сувенира вашу маску (а они классные, кстати).

Очень сложно писать о спектакле, секретов которого раскрывать не хочется. Потому что они — его сущность. Скажу просто: если у вас есть возможность нанести визит в «Дом 19|07» — обязательно это сделайте. Почти уверена, что подобного опыта в вашей жизни ещё не было. И ещё: нет ни одного человека из тех, что я знаю, которые посмотрели бы «Дом» и ушли недовольными. Все в восторге. Как и я. Будьте, как мы! :)


Про артистов подробно говорить не буду. Я их просто перечислю, а вы наслаждайтесь, читая эти имена.

Софья — Анна Куркова
Феликс — Сергей Борзов
Евгений — Сергей Сорокин
Фёдор — Андрей Школдыченко
Алексей Дмитриевич — Пётр Таренков-Нарышкин
Варя — Валерия Мигалина
Ольга — Ольга Реутова
Георгий Леонидович — Андрей Рэй
Дуся — Галина Шиманская
Митя — Свят Королёв

Невероятно трудно работать на расстоянии вытянутой руки от привередливого зрителя. А в «Доме» задача ещё тяжелей, ибо зачастую публика стоит практически вплотную к персонажам пьесы. Здесь нельзя ни переиграть, ни недоиграть. Нужно быть максимально правдивым и достоверным.

Эти артисты могут! Они не трудятся, они существуют здесь, в этом Доме. Они — настоящие. Они творят чудо…


PS. Как я понимаю, именно сейчас, в данный момент, создаётся вторая серия театрального сериала в иммерсивном формате «Дом 19|07». Чую, что-то будет!..

PPS. А между прочим, 30 ноября я присутствовала на юбилейном, сотом спектакле. Поздравляю от всей души!


 

 

Один комментарий к “«Дом 19|07»: иногда секреты раскрываются не сразу…”
  1. Жаль, что у вас Феликса играл не Ростислав Колпаков (да еще и в красной маске). Думаю, впечатлились бы еще больше. Он там чудо как хорош!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Спасаюсь от ботов, замучали просто. Впишите нужную цифру: * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.