Честно скажу: было страшновато начинать театральный год с шоу «Саша | Alex» — цитирую, «голографического мюзикла нового поколения». Но, во-первых, меня традиционно тянет на приключения, во-вторых, внушали доверие занятые в спектакле артисты (а мне повезло — я узнала весь каст заранее), а в-третьих, для подстраховки, днём второго января я махнула на площадь Революции, где посмотрела на выступление любимых артистов Театра мюзикла, и к вечеру была готова на любые эскапады.
Так вот, сложность была в том, что я вообще ни-че-го-шеньки не знала об этом мюзикле — одном из тех, что отпремьерились в новогодние каникулы на радость москвичам (а таковых спектаклей сейчас гора — и это вполне ожидаемо и оправдано). Ну, кроме того, что некоторые артисты, занятые в постановке, при мне упоминали о ней и приглашали в «Известия Hall». Я не видела ни одной рекламы, ни уличной, ни на просторах интернета, не встречала упоминаний в СМИ, ни граммулечки информации. Тем сильнее поразил меня полный зал народа, возжелавшего ознакомиться с голографическим шоу в день премьеры.
«Известия Hall» — площадка специфическая. И даже не из-за идиотской логистики гардероба, в котором такое броуновское движение из людей, забирающих куртки и желающих выйти создаётся, что на стене кто-то выцарапывает обречённое: «Я умру в этой очереди!» И не из-за толерантного туалета, общего для представителей всевозможных полов (к слову, там-то всё быстро и чинно — если б не некоторые представители пола сильного, которые, видимо, настолько привыкли проходить в подобные комнаты свободно, что огибали очередь и топали напрямую в первую из освободившихся кабинок). Простите, это не имеет отношения к шоу, просто зацепило и впечатлило.
«Известия Hall» — это клубное пространство. Стулья выставлены на танцполе, а значит что? Правильно, в импровизированном зале нет уклона. Зато сцена настолько высока, что где-то с середины партера ни одна голова впередисидящего не мешает (я сидела на 9-м ряду — шик; а вот первые ряды, полагаю, менее добры к зрителям), и можно насладиться по полной. Плюс — клуб же — отличный звук. По крайней мере, для тех музыкальных стилей (множество их), которые прозвучали в шоу «Саша | Alex». Впрочем, мне сообщили, что на балконе звук настолько аховый, что невозможно разобрать слова. Так что, коли соберётесь купить билеты, предпочтите партер или амфитеатр.
И вы спросите меня — а стоит ли мюзикл вообще того, чтобы мы, зрители, раскошеливались и приезжали? А я отвечу: поразительно и неожиданно, но да! «Тёмная мюзикловая лошадка» откровенно порадовала меня.
Значит, смотрите: создателем, вдохновителем, режиссёром и генеральным продюсером шоу является Алексей Сеченов — глава компании Sechenov.com, специализирующейся на творении шоу, как правило — глобального масштаба (в частности, «Аленький цветочек» Навки, который тоже вот прямо сейчас идёт в Москве, это тоже детище Сеченова). И именно шоу-составляющая является основополагающей в мюзикле «Саша | Alex». И она, уж поверьте мне, шикарна.
Я понятия не имею, как делаются голограммы. Это что-то свыше возможностей моего мозга. Но, ёлки-палки, как же они круты!.. Это нельзя сравнивать с 3D той же «Полы Негри» — это иное. (Вот, читая эти строки надо мной, полагаю, угорают знатоки голографии — а я-то профан, мне-то удивительно.) Абсолютно правдоподобные, существующие в тех же плоскостях, что и артисты, «живые» изображения — плюс задник-экран. Читаю: «Художник-постановщик – Антуан Симани». Вероятно, именно в его сторону необходимо отбить низкий поклон за визуальную сторону шоу.
Божечки, да периодически я крепко задумывалась, это ещё артист на сцене или уже его голограмма. Ноль декораций — только чёрная коробка сцены (кстати, в прямом смысле этих слов — я имею в виду построенную для спектакля конструкцию) и спецэффекты. И — красота!.. Честно, я даже не могу это описать. Рекомендую просто увидеть своими глазами.
Что касается непосредственно работы режиссёра, то тут всё просто: никаких фишечек и рюшечек, герои, как правило, выходят на точку и говорят или поют. Но это не из-за бесталанности создателей. Тут всё работает на шоу-компонент: персонажам не нужно выкидывать фортели, дабы поразить публику, их задача — грамотно и чётко существовать в голографическом мире, который рождается вокруг них. Голограммы — первостепенны (кстати, не во всех сценах — есть и моменты, полностью отданные на откуп актёрскому таланту каста, а не компьютерным красивостям, что вообще похвально).
Хорошо это или плохо? В данном случае — правильно. Потому что «Саша | Alex» — в первую очередь шоу. Да ещё и нового поколения (и здесь, между прочим, понятно, почему использована такая формулировка, — вот смотришь, и осознаёшь, какой век на дворе). И все главные мысли и идеи до зрителей доносятся именно при помощи элементов шоу, умело преподнесённых и «приправленных» работой отличных артистов. (И как хотите воспринимайте следующие слова: будь труппа куда менее прекрасной, спектакль всё равно бы состоялся — ибо голограммы берут своё; но, к нашему счастью, на зрительское восприятие «нападают со всех сторон», подарив ещё и замечательных артистов.)
Музыку написал диджей Илья Масленников. Она вполне современна, среди использованных композитором стилей преобладает хип-хоп (кто не любит — не кривитесь, даже мне ж зашло, а казалось бы), и ряд мелодий плотно зависает в голове. В общем, тут всё хорошо.
И стандартная для авторов, желающих продемонстрировать язык подростков, проблема в текстах Ники Симоновой — местами сленг кажется излишним и неуместным. Зато всё либретто, от и до, и песни, и диалоги, в стихах. Нормальных, как по мне. Не на пять баллов, конечно, но и не Ким по голове настучать никому не хочется.
И само либретто… Самая слабая часть спектакля. Это, знаете ли, самосочинённая история, эдакий гибрид Гарри Поттера и Тани Гроттер (ибо первого ценой своих жизней спасли родители, а вторая творила настоящие чудеса при помощи контрабаса… тут скрипка, небольшая разница), который приходит к Урсуле из «Русалочки», чтобы спасти свою Эвридику.
Либретто пошатывается на обе ноги, концовка вообще непонятна и сомнительна (зато, кстати, хэппи-энд, вот это каждый разберёт), в середине — странное… Но, поразительное дело, мюзикл от этого не страдает — я ему простила все огрехи сюжета, поскольку по ушки погрузилась в ШОУ… Вот и вы не акцентируйте внимание на происходящем — просто наслаждайтесь.
Коротко о сюжете. Есть девушка и парень, оба — Александры, но она предпочитает, чтобы друзья её звали Сашей, а он — Алексом. Парочка вместе с другими абитуриентами поступает в лучшую в городе школу музыки, где между ними возникает конфликт. Просто Саша владеет идеальной техникой игры на фортепиано, она проводит часы, совершенствуя её, но… не умеет играть душой. А Алекс — скрипач-самоучка, он импровизирует, не зная правил и уставов. И вот как такой может быть лучшим учеником, если Саша трудится день и ночь?! Потом, понятно, любовь, терзания и метания, мир Тишины и основная мысль спектакля, показанная при помощи одной из голограмм: «No music — no life».
Да-да, создатели (и в первую голову, как я понимаю, Алексей Сеченов) поставили перед собой великолепную цель: донести до публики, что музыка — это жизнь, в ней — всё, она — смысл и правда существования. С огромной любовью к музыке и сотворён «Саша | Alex». А голограммы — это не самоцель, это лишь средство достижения главной идеи — величия музыки. Ну, и, конечно же, ценности настоящей любви, как без этого.
Теперь резюмирую. Хороший ли спектакль «Саша | Alex»? На мой взгляд, да. Глубок ли он? Вот тут — не слишком. Зачем на него идти? Впечатлиться красотами голографии, послушать классный вокал и порадоваться отличным актёрским работам.
Лично я подобного ещё никогда не видела. И — поразительно! — перед нами спектакль, с котором шоу — первостепенно. Но при этом оно не перетягивает одеяло на себя, давая вполне равноценно существовать таким элементам спектакля, как музыка и артисты.
Кстати о них. Давайте пока перечислю всех.
Алекс – Кирилл Воронин
Саша – Эльмира Диваева
Директор – Ив Набиев
Дядя Слоу – Николай Дроздовский
Тишина – Ольга Мукукенова
Учитель сольфеджио – Сергей Демьяненко
Ученик Флейта – Василий Селезнев
Буги, Ученик Туба – Станислав Завгородний
Ученик Гитара – Дмитрий Коновалов
Ученик Контрабас первый – Батыржан Тлепбергенов
Ученик Виолончель – Ольга Якименко
Вуги, Ученик Арфа – Альбина Кабалина
Отец – Андрей Карх
Мать – Евгения Благова
Ученик Тромбон – Софья Цветкова
Ученик Контрабас второй – Виталий Вишняков
Некоторые имена вам хорошо известны, кого-то вы впервые видите, а кое-кто вам родней родного, если вы, скажем, фанатеете от Театра Рыбникова. А я повторюсь: прекрасный, поющий и играющий каст. Из тех профессионалов, про которых я порой думаю, сокрушённо, что понятия не имею, почему эти люди не в основной обойме мюзикловых артистов, ибо талантливей многих неизмеримо.
У Алекса — Кирилла Воронина — это первая роль, ибо он ещё студент. И его внешняя и внутренняя странность и не-как-всешность идеально ложится в канву. Саша – Эльмира Диваева — как всегда, правдива и идеальна вокально. Кто не видел Эльмиру на сцене, тому наше ай-яй-яй. Директор школы музыки – Ив Набиев — отдельная феерия, которую просто советую оценить самостоятельно. Учитель сольфеджио – Сергей Демьяненко — моя новая любовь, ибо даже в столь гротесковой роли он остался на грани хорошего вкуса… а как поёт!.. Дядя Слоу – Николай Дроздовский — классный персонаж, который наглым образом «крадёт» второй акт. Рекомендую. Тишина – Ольга Мукукенова — величие и столп, идеальная злая ведьма (а ещё б — вспомним «Русалочку», избавиться от мыслей о которой нельзя, но то не Ольги вина), вокализирующая так, что ах!..
Ну, и остальные — ансамбль. Плюс Андрей Карх и Евгения Благова — родители Алекса. Здорово же! Тот случай, когда вообще не за что кого-либо критиковать хоть в мелочах.
В общем, друзья мои, «Саша | Alex» — это идеально в новогодние каникулы. Идите и смотрите. А то ведь неизвестно, когда в следующий раз в Москве покажут.
А я пошла гуглить, как делаются голограммы… Небеса, как они меня впечатлили!..