«Покушаетесь на святое!..» — говорили они. «Как можно закрыть «Последнее испытание»?!» — говорили они. А уж сколько копий было сломано на тему, достоин ли «Вий» заменить любимое «Испытание», — и Перельман не сосчитает.
Однако от фактов не отвертеться: 4 октября состоялась долгожданная премьера мюзикла «Вий». Долгожданная — без преувеличений и пиар-ходов. Уж больно всем любопытно было, что же такое презентует Руслан Герасименко совместно с Creative lab Stairway, что вся фанатская братия разом ахнет и признает: да, друзья, игра стоила свеч! Ну, или, наоборот, появится прекрасный повод позлорадствовать: мол, лишили нас «Последнего испытания», а что такое показали-то? Огорчение сплошное! Сами понимаете: мы ж, почтеннейшая публика, такие — нам только дай повод кому косточки перемыть.
И настолько мощным было искушение, что я скрестила пальчики (а в свете специфики «Вия» это действо было дважды уместно) и направила стопы в «Москвич», дабы оценить самую что ни на есть премьеру загадочной новинки.
Впрочем, буду с вами честна: в глубине души я искренне верила, что свеженький мюзикл придётся мне по нраву. Просто уже заранее некоторые звёзды, которые меня в этом убеждали, сошлись. Ну, во-первых, больно хороша получилась труппа. А я в курсе: некоторые из прекрасных людей, чьи имена вы найдёте в программке, абы в чём не работают. Во-вторых, одним из двух композиторов значился Евгений Загот. Его мюзикловое творчество я давно люблю и ценю (и потом, в «Декабристах», чтоб вы знали, практически только музыкой единой меня заставили остаться в зале до финала).
Ну, а третьим фактором можете считать мою убеждённость в том, что люди, сотворившие аж три версии «Последнего испытания», качество которых росло раз от раза (и давайте сейчас закроем глаза на мои личные сложные отношения с этим мюзиклом; тут отчасти вкусовщина вопиет, сами понимаете), явно потчевать зрителей неким невнятным действом не планируют. Ну, ибо опыт — дело такое. Да и понимание, чего хочет публика, у этих товарищей имеется абсолютно нешуточное.
Откровенно говоря, я и рада была бы твёрдой рукой вычеркнуть все предыдущие абзацы и сразу весело и задорно приступить к рассказу о спектакле. Только я вас знаю — вы меня не поймёте. Слишком громкий поднялся шум после вестей о закрытии «Последнего испытания» и объявления названия его «преемника».
А ведь ещё и скандал случился (хотя что это я, для зрителей, скорей, не скандал, а инфоповод) — проклятие Вия в очередной раз сработало, и проект покинул режиссёр (между прочим, поставивший мюзикл в Одессе ещё в далёком 2005 году). И чего там оставалось до премьеры — да смешно вспоминать, а спектакль пришлось делать с новым постановщиком (и, чтобы совсем экстремально было, с одним из двух композиторов — музыкальный материал Евгения Лапейко, прежде звучавший в спектакле, заменили сочинения Артура Байдо) почти с нуля.
И вот как можно было при таких исходных данных остаться дома и довольствоваться отзывами в соцсеточках? «Вий», я уже иду!..
А теперь, посмотрев мюзикл, я сразу сообщу вам следующее: друзья, а ведь это здорово! Шестое чувство не подвело: спектакль хорош, без всяких скидок на что бы там ни было.
Да, было заметно, что чуть-чуть не хватило времени довести его до ума «на ногах» — но это вопрос двух-трёх показов. Плюс не забываем о высочайшем уровне труппы: что не дорепетировали, то вытащили талантом и умением.
Отдельное пожелание звукорежиссёру: послушайте, как это дело звучит в первых рядах. Звук «Москвича» прекрасен (мы ж не первым проектом тут наслаждаемся), и докрутить настройки стоило бы.
Но в общем и целом — ох какая достойная работа!.. Я чего опасалась — что «Вий» превратится в развесистую клюкву. Сами понимаете: национальные мотивы, шаровары, чубы, сало, гопак, горилка… Нет-нет, всё это было — а как иначе? Вы Гоголя, что ли, не читывали? Но ведь можно было бы пуститься во все тяжкие — и привет вам от трёх казаков из советского мультика. Ну, и прочие стереотипы в тот же котёл.
А нет! «Вий» — это отличный вкус. Национальные мотивы — как на ладони. Но они настолько здорово стилизованы, так точно пронизаны ноткой современности, что прям ягодка по сердцу.
(Тут я обязана ответить на немой вопрос тех, кто излишне политизирован и тянет руку, дабы высказать пару-тройку неудобных тезисов. Понимаю, время такое, иначе не получается. Нет, всё сделано с огромной любовью. И нет, «Вий» — это история про искусство и Гоголя, а не про каких-то чьих-то тараканов. Как по мне, именно таких спектаклей в наши дни и не хватает.)
В постановке всё — на соединении былого и нынешнего. И хореография, являющая собой сплав народного танца и контемпа (в этой области я не сильна, но, надеюсь, вы меня поняли). Люблю подобное! И костюмы, пришедшие, вроде бы, из той, гоголевской, эпохи — но не подразумевающие казацких оселедцев и иных «местечковых деталей». И музыка — вот, вроде, постоянно звучат народные мотивы — но в такой мощной современной оркестровке, что хоть танцуй. Да и слишком полижанров «Вий», чтобы не влюбиться хотя бы в несколько арий. Всё смешалось в доме панночки, знаете ли, и музыкально спектакль меня впечатлил.
Мне очень повезло поинтересоваться у Евгения Загота, каков в общем музыкальном полотне процент его личного труда, а какой вклад принадлежит второму композитору, Артуру Байдо. Знайте: доля обоих творцов примерно одинакова, 50/50. И, право, догадаться, кто именно написал ту или иную арию, сидя в зале, нереально (конечно, если вы не включаете ежедневно музыку Загота и Байдо в качестве колыбельной, а просто пришли мюзикл посмотреть). Не забудем о взаимопроникновении — некоторые мелодии одного из авторов попали в арию второго в виде репризы. Это — мастерство, а мюзикл — жанр, который подобное воспевает и предполагает.
Теперь о режиссуре. Николай Покотыло «подхватил» проект в весьма сложный для него период. (Ох уж этот Вий с его проклятием!.. Просто ну не даёт делать спектакли-фильмы о себе без проблем!) И, знаете, получилось по-хорошему стильно. Бесспорно, часть моментов обретёт окончательный блеск, когда актёры в них «выграются». (И, нет, в данном случае я даже не подумаю ныть на тему «Сначала-отрепетируйте-потом-премьерьтесь» — в «нашем» случае команда «Вия» совершила невероятное, буквально объяла необъятное… а передвигать дату премьеры в отечественных реалиях смерти подобно ж.)
Но я не в детском саду, я не делаю скидку на то, что «ребятки старались». Нет. Было бы всё печально, я б вам в этом сразу и призналась. Общая картинка — настолько достойна, настолько вкусна (сама ненавижу эпитет сей, но тут нельзя избежать — прям тянет к нему), что нереально жалко, что мюзикл длится менее двух часов (ну, тут без вопросов: первоисточник Гоголя не отличается объёмом, сами понимаете). Хочется больше, и больше, и больше…
И вот будет сначала по Гоголю — почти дословно, с сохранением духа и характера (а это главное!)… А потом — финал. Простите, спойлерить отказываюсь. Николай Васильевич бы не имел претензий, уверена. Но то переосмысление давно знакомой истории, те несколько находок, которые в концовке мюзикла меняют всё, нуждаются в личном знакомстве.
Имеется и двоякая трактовка финала: мне видится, что она будет склоняться в сторону той или иной чаши весов понимания (в смысле, того варианта, что ближе к Гоголю, или же той версии, которая родилась при создании мюзикла у его авторов) в зависимости от состава, настроения артистов и просто атмосферного давления и направления ветра. И пусть они все, зрители, гадают… А о чём — мы, смотревшие спектакль, пока промолчим! Это ж невероятно здорово, когда спектакль не даёт единого ответа на все вопросы! Это — опять же, мастерство.
Каков Вий как персонаж в данной постановке? Друзья мои, это — главная загадка и основной спойлер. Если можете, избегайте поиска ответа на сей вопрос до просмотра мюзикла. Ну, и освежите в памяти первоисточник Гоголя (а он недлинный и интересный, не пугайтесь; порадую: это чтение вам впечатления от спектакля только разукрасит в яркие цвета).
Сильный финал. Мощнейшая точка. И… непреодолимое желание повторить. В том же составе, в другом — да все они хороши. Уверена.
Впрочем, кажется, настало время поговорить об артистах. А давайте.
Хома — Дмитрий Савин. Поразительно, но на главную мужскую роль в «Вие» пригласили не то, чтобы очень уж громких звёзд жанра (Алексей Петрухин не в счёт, он пока ещё только ожидается, а Дмитрий Савин и Игорь Скрипко — это, скажем честно, «широко известные артисты в узких кругах»… увы). Так вот: Савин — шедеврален. Отличный вокал, прекрасная подача образа (ещё б на зал так часто не поворачивался, высказывая реплики, цены б не было… а то стоит, знаете ли, спиной, тут вещать надо — изобразил юлу, высказал текст в лицо публике — и обратно встал; может, эту претензию постановщику надо высказать, не знаю). А вообще — ну влюбилась я в этого Хому. Как по мне — идеальное попадание. Вот хорошо, я давно и прочно замужем, а то б…
Панночка — Дарья Бурлюкало. Очень хотела увидеть именно Дарью в данной роли — ну, потому и выбрала премьерный день (в следующие два играла Анастасия Макеева). Слушайте, а Бурлюкало — шедевральна!.. Как она поёт!.. А её взгляд — это ж прямо как будто про неё мюзикл писали!.. Ну, и пластика. Большая часть сцен панночки строится именно на пластике — и Дарья совершила просто какое-то театральное волшебство. Будь то полёты панночки над сценой (да, это снова спойлер, не обращайте внимания, проходите мимо), будь то сцены с гробом во втором акте… Бурлюкало делала со своим телом такое, что прежде мне казалось возможным только при использовании компьютерной графики.
Максим Клестов и Андрей Сунцов — абсолютно прекрасные бурсаки. Жаль, что во втором акте этим друзьям-товарищам не нашлось места на сцене (ну, вспоминаем оригинал Гоголя уже и не удивляемся). Бурсаков хотелось бы побольше. Но простим Николая Васильича — он же не знал, что на эти роли поставят таких шикарных артистов. Рекомендую!
Ректор — Антон Дёров и Хавронья — Таис Урумидис. Невероятно чудесная пара, рождённая авторами мюзикла и призванная блистать в том же первом акте. Ёлки-палки, у Дёрова — ещё одна звёздная роль! Честно-честно! Просто приходите и сами посмотрите. А как хороша Таис!.. И, да, тут нам показывают «вставную» сцену с участием данных персонажей, которая, как будто бы, не имеет отношения к происходящему (за это я обычно анафеме подвергаю, если кто забыл). Но, во-первых, не всё так просто, если вдуматься. А во-вторых, таких бы моментов — да побольше в любой спектакль. Здорово ж, честное слово!
Сотник — Максим Заусалин и Явтух — Фёдор Воскресенский. Здесь я вообще максимально избегаю спойлеров и потому советую просто посмотреть на Заусалина — ну, и оценить глубину работы Фёдора во втором акте. Воскресенский — чудесен по всем пунктам. Одна из решающих, как выясняется, ролей.
И ансамбль. Ах, Галина Шиманская!.. Ох, Евгений Аксёнов (прежде сетовала, бывало, но тут — феерия)!.. А каков Сергей Усков?! И одно из главных моих потрясений — Станислав Мошкин. Спросите, кто это? А вот как услышите вокал, ангелам присущий, так это он.
От всей души поздравляю команду мюзикла с премьерой. Вы совершенно объективно сделали невозможное и подарили зрителям чудесный спектакль. На него можно и нужно не только приходить лично, но и приводить школьников — как для безболезненного и приятного погружения в недра школьной программы, так и просто для приобщения к прекрасному.
«Вий» поднял веки — и я его нежно полюбила. Мой внутренний театральный ревизорро рекомендует!
Здравствуйте. Понимаю, что советовать мюзикло — ману со стажем — глупо, но если не видели, то обязательно гляньте на досуге бродвейский «Wicked». Шедевр. Не пожалеете, тут и интересная история, и хорошая музыка, и объёмные декорации — прямо таки экстаз!
Ну, это ж старый добрый Wicked, конечно! :)
То есть вы его уже смотрели? Тогда рад за Вас!)
И простите, что спрашиваю, но насколько мне понятно, вы ту рецензию на Wicked удалили, да?
Всё проще: я её не писала. :) Я же смотрела только видеоверсию.
А! Теперь понятно) И дико извиняюсь, что спрашиваю — но смотрели ли вы Русалочку от Стэйджа? Понравилось ли вам?
Увы, не смотрела. Я в те времена встраивала спектакли в график частенько со скрипом. «Русалочка» не вместилась в расписание. Впрочем, это говорит только о том, что не сильно-то и хотелось. Увы. Глупа я была и необязательна. :)
Хорошо) Но вы отнюдь не глупы — это нормально, когда спектаклей много, а времени — мало.
Только сейчас нашел ваш блог, с интересом читаю. Не знаю, в курсе ли вы, но Савин первоначально был Хомой в постановке Новосибирского музыкального театра (тот, который с Фомой приезжал в Москву), только у нас композитор и либреттист другой.
Да, конечно, я в курсе. :)