Премьера мюзикла «Шахматы» состоится только 17 октября. А я вот посетила предпремьерный показ (спасибо тому, кто). Потому сейчас я буду рассуждать очень поверхностно и на общие темы.
Оно и понятно: мыслей у меня, конечно, в голове роится масса, но большую часть из них озвучивать некорректно, ибо большинство шероховатостей и моментов, вызывающих вопросы, должно улетучиться к моменту официального старта. Ну, а что останется на месте, про то поговорим после следующего похода на «Шахматы» — а он, обещаю, состоится. Это признание уже говорит о многом, полагаю. :)
Сегодня — об «общей картинке» (о ней-то сложить представление вполне себе удалось). Что за спектакль нам подготовили, стоит ли он зрительского внимания, и заслуживают ли «Шахматы» звания первой значимой мюзикловой премьеры после самоизоляции? Попробую рассказать.
Во-первых так: «Шахматы» — мюзикл с самым алогичным либретто из всех, что я знаю. (Я кого-то ругала за драматургическую составляющую? Забудьте! Теперь у нас новый победитель в данной номинации!)
Да, совершенно офигительный музыкальный материал — это основная ценность мюзикла. Что ни песня — то хит. Что ни мелодия — то попробуй выгони из головы. Это факт, и его не оспоришь.
И такое ощущение, что авторы окинули взглядом получившуюся музыкальную феерию и такие: «Ой, да ну его — нормальную пьесу писать!.. У нас песни шикардосные — обалдеть прям, зачем их портить какими-то скучными диалогами и развитием персонажей? Пусть себе там что-то вякнут пару раз — и поют, поют, поют… А публика — знай аплодирует!..»
Потому я, как тот Траволта из мема, разводила руками и пыталась понять, кто на ком стоял, когда выяснилось, что Анатолий (так, если вы о сюжете не в курсах, то идите в Википедию, там всё подробно и чётенько изложено… А лучше — сразу в МДМ ступайте и изучайте мюзикл вживую) не собирается возвращаться в СССР. Ничего ж не предвещало в предыдущих сценах.
Более того — мы в принципе ни капелюшечки об этом персонаже не знаем… кроме того, что у него есть семья, и что он шахматист. Нам Анатолия из-за кулис вывели, дали красиво спеть, вдумчиво провести матч — а в душу заглянуть не дозволили. (Забегая вперёд — и не разрешат это сделать аж до конца. Да и все остальные персонажи в пьесе не прописаны и не раскрыты внутренне от слова совсем.)
Что происходит, зачем, почему? Отчего вот эти женщины страдают? В какой момент кто там в кого влюбился? Где логика, брат?! А, забейте! Сейчас очередной бомбический хит прозвучит — и счастье окутает ваше трепещущее сердечко.
И я не ёрничаю вот ни разу. Да, я оба акта безостановочно орала про себя: «Блин, да что творится?! Не вытекает эта сцена из предыдущей!..» Но стоило заиграть оркестру, и я начинала усердно косплеить чеширского кота, ударно пританцовывая в сидячей позиции.
В общем, не складывается пока из сотворённых авторами кубиков гармоничное и крепкое «здание» спектакля. Тут ключевое слово — «пока». Понятно, что грешно судить по предпремьерному показу о том, каким будет шоу через какое-то время. (Впрочем. наши зрители к эдакой экзотике — предпремьеркам — непривычны, потому какая-то часть зала и знать не знала, что смотрит не «готовый продукт», а пока ещё его набросок. Но тут всё хорошо: людям понравилось.)
Московская постановка греет мою душеньку тем, что она наша, собственная, родная — Евгений Писарев «Шахматы» ставил. И в целом получилось у него невероятно крутое и качественное шоу.
Чёрно-белая эстетика постановки (тут даже все костюмы «монохромны») настолько стильна и уместна, что сцене к третьей начинает казаться яркой и разноцветной (в общем, 50 оттенков серого различать вы начнёте быстро). Лично меня покорили световые пушки — они высвечивают героев не стандартным кругом, а квадратом, эдакой шахматной клеткой (мелочь — но какая!..).
Постановщик кладёт на холст абсолютно разные мазки: вот — сцена, поражающая своей глобальностью, многолюдностью, танцевальностью, освещённостью и технологичностью. А вот — момент, когда посреди абсолютно чёрного пространства в пятне света стоит единственный герой и исполняет свою арию. И всё это — объёмно и наполненно.
Несколько «клиповый» подход, конечно: каждая песня — суть вещь в себе, мини-спектакль. Но в «Шахматах» так и надо — уж слишком стилистически, настроенчески и смыслово различаются музыкальные моменты. И Писарев вдумчиво «обрабатывает» песни, находя ключик к каждой из них. (Осталось окончательно связать эту красоту воедино — и радости моей не будет предела… Впрочем, об этом я уже вещала.)
Резюмирую данную часть текста: как бы я ни морщила нос и ни тыкала пальцем в объективные постановочные лакуны, «Шахматы» — уже сегодня штука крутая и сильная. Смотреть — советую. Однозначно. Выходить из самоизоляции именно так и нужно — мощно и профессионально.
Что меня ещё волновало — так это «русский вопрос». Ежу понятно, что там, за рубежом, в момент рождения, этот мюзикл притягивал публику, ибо был про загадочную закрытую страну, где медведи с балалайками охраняют сибирские тюрьмы, в которых всё население и живёт. Вот нам — оно будет ли интересно? Ну, в «московской» трактовке?
Здесь необходимо учесть, что «Шахматы», по сути, изначально лишены «клюквы» — они очерчивают политические вопросы крайне корректно и тактично. В «нашем» случае данное правило сработало и в обратную сторону: и Америка, и СССР показаны одинаково мощными державами, с богатой историей, идущей, как ни странно, параллельными путями (это продемонстрировано в лоб — проекциями на декорации, — но сделано, опять же, столь тонко и правильно, что только аплодировать можно).
Московские «Шахматы» — они про нас и для нас (ну, а мы-то знаем и помним, что там у нас творилось). Как-то правильно вывернута вся история, став практически «родной». И КГБшники не смотрятся «клюквенно» — они вполне себе неизбежное историческое зло… не самое отталкивающее, между прочим.
И главное: «Шахматы» — это спектакль как для отъявленных мюзикломанов, так и для вполне случайной публики, забежавшей на огонёк МДМ (этим даже больше понравится, уверена, ибо с непривычки они никаких неурядиц в принципе не заметят). И это прекрасно.
Напоследок — о труппе мюзикла.
Я не буду говорить о каждом из артистов, которые впечатляли конкретно меня (кому интересно — вот они, на картинке… плюс Филипп Беляев в роли Вани — сына Сергиевского). Потому как для предпремьерки — очень хорошо, но пусть выграются и впоются в материал полностью. Тогда и вспомним всех поимённо.
Пока же признаюсь: гора претензий у меня исключительно к одному товарищу (а фамилию я вам не назову, даже не просите). Все прочие — красавцы. А что не срослось и не родилось — ну, никуда не денется, возникнет.
Вот что можно воспевать сразу — так это ансамбль. Граждане, невероятное собрание талантов и талантищ!.. (Да и то — какие там имена!) В принципе, всю дорогу можно смотреть только на них. Не ансамбль — алмаз!
Труппа — конфетка. Вся, целиком. Плюс — максимально различные во всём артисты на главных ролях (выбирай и миксуй, как твоей душеньке угодно). Красота!
Громкое имя проекта. Авторы — мировые звёзды. Крышесносная музыка. Крутая «картинка». Феерические люди на сцене. Ещё год назад я была бы уверена, что всё это — залог финансовой успешности спектакля, и будет он жить долго и счастливо.
Сейчас… А кто знает? Хоть бы, хоть бы… «Шахматы» — это, как ни крути, событие. Уже. До премьеры.
И вот пусть именно этот мюзикл — точней, желание его увидеть и услышать — переборят происходящее и вернут людей в театр. Я считаю, миссия выполнима!