Ну нельзя, нельзя так с живыми людьми!.. Собственно, это было практически всё, что я могла связно выговорить после предпремьерного показа спектакля «СТИХИйный XXI век» Театра Камбуровой. Просто давненько в меня столь прицельно не били (причём, в больное!) из нескольких орудий сразу. И я до сих пор не могу поймать за хвосты разбегающиеся мысли, эмоции и чувства, чтобы описать, что же я, собственно, посмотрела (думаю, необходим второй поход на спектакль… но мне придётся как следует морально подготовиться… и, как минимум, взять с собой боооольшущий платок — глаза вытирать).
Сразу предупреждаю: если предпочитаете «классический театр», понятные пьесы, адекватное развитие сюжета — вам не сюда. Здесь — Театр музыки и поэзии. И их вам предоставят в превеликом количестве. Музыка будет сопровождать всё действие (пусть песен, как таковых, и не так много, как думалось бы изначально, но музыка не затихает практически ни на секунду), а поэзия… Зачастую вы даже не признаете её, столь причудливые формы принимают стихи, звучащие со сцены.
Вы только подумайте, какой смелый ход: прочитать на подмостках строки современных авторов (Борис Рыжий, Вера Павлова, Елена Долгопят, Анна Русс, Ольга Седова, Михаил Жванецкий, Александр Дельфинов, Анна Хитрик, Дана Сидерос, Андрей Кириллов, Вера Полозкова, Олег Ягодин, Диана Арбенина, Дина Крупская, Елена Заостровцева, Дмитрий Воденников, Александр Бордуков, Денис Сорокотягин — сколько из этих имён вы с радостью признаете знакомыми?). В мире «большого театра» всё это многообразие до сих пор считается андеграундом — мол, божечки, да не доросли они, эти ребята (ну, почти все, хорошо), чтобы их озвучивали на широкую публику. Вот раньше…
А оказывается — нет, мир не стоит на месте. И сегодня поэты и писатели продолжают творить — и делают это не просто не хуже, чем «школьные классики» (да, представьте!), но и порой куда точнее и глубиннее. Знаете, почему? А всё просто: они говорят на том же языке, что и мы сами. И о тех же проблемах, сложностях и радостях, которые переживаем мы.
Я, понятное дело, ни разу не сомневалась в Денисе Сорокотягине (режиссёр-постановщик, композитор — да и, если позволите так выразиться, драматург спектакля, скомпоновавший тексты в единое полотно). Это же конёк Дениса — постепенно погружать зрителей в некую, вначале непонятную и скомканную, но понемногу, шаг за шагом становящуюся всё яснее и ближе, пучину чувств, эмоций и смыслов.
«СТИХИйный XXI век» — театральное крещендо, начинающееся с ноты «Ну, это, в принципе, интересно, но ничего такого сверхъестественного не вижу…» и заканчивающееся аккордом «Пощадите, это слишком мощно для моего слабенького мозга!..» Конечно, я говорю исключительно о своих ощущениях — возможно, вам окажутся не очень-то близки темы монологов и диалогов, ставших «телом» спектакля, и собираться снова в единое целое после поклонов не придётся.
Впрочем, это вряд ли. Не припомню случая, чтобы разговор о любви во всех её проявлениях, о смерти и жизни, о важности людей друг для друга, о поиске смыслов и сущностей не был бы актуален. Мне повезло (или… наоборот?..), и я где-то с середины спектакля просто всей кожей впитывала каждое слово, каждый жест, взгляд, позу, интонацию… «СТИХИйный XXI век» снова вскрывал казавшиеся зажившими раны, и хотелось рыдать от боли.
Но Денис Сорокотягин умеет и другое: превратить тьму в свет, а страх — в умиротворение. И я не знаю, как объяснить, что уже на поклонах где-то в глубине души (пусть ноги и дрожали, а слёзы остановить было практически невозможно) рождалось спокойное тепло, а подсознание посылало сигналы: «Но ведь всё хорошо! Всё так, как и должно быть!» А чуть позже стало совсем замечательно и понятно…
Дальше мне хочется нести что-то про «жизнь — это бег с препятствиями, и каждое новое горе — это просто барьер, который нужно перепрыгнуть… или обойти», про «даже финишная черта не обозначает конца», про… Ну да, «СТИХИйный XXI век» попал мне в самый центр сердечка и там и остался.
Не буду. Остановлю коней красноречия, а то уж очень далеко меня уносит в философские дали… А, может, в глупости полные, которые мне только кажутся важными и ценными мыслями. Какая разница? Мне это было нужно — и я это получила и прочувствовала. Вам — свой опыт.
«СТИХИйный XXI век» — это стихи, стихия и стихийность. Это стопроцентный авангард во всех смыслах: и в словарном (нечто новое, передовое, прежде неведанное), и в бытовом (ой, да это что-то непонятное, голову сломаешь, нелепица экая… хотяяя… может, это я чего-то не догоняю?..). Признаю: определённые параллели с иными постановками и проектами провести у некоторых получится. Это отнюдь не умаляет ценности премьеры Театра Камбуровой, а лишь подчёркивает: да, подобное актуально и интересно.
Вот сейчас громко скажу: умный театр для думающих людей. А главное — для чувствующих. Вы — такой человек? Ну, так вам сюда.
А какой, небеса, какой актёрский состав! Александр Бордуков, Евгений Вальц, Юлия Зыбцева, Роман Калькаев, Александр Кольцов, Анна Комова, Виктория Тихомирова, Вера Бабичева… Восемь невероятных людей, повелевающих миром музыки и слова…
Вот ещё какая мысль: обычно (ну, или я настолько серая и не в курсе) тексты современных авторов звучат из уст артистов совсем молодых, горячих и мятущихся. А в Театре Камбуровой они отданы на откуп тем, кто наделён определённым опытом — и жизненным, и профессиональным (ну, согласитесь, в данном случае даже между двадцатилетним и тридцатилетним разница кардинальна).
И как всё звучит! Как работает! Я всегда говорю: некоторые вещи нельзя доверять артистам, не прожившим и не понявшим уже постфактум, что же за рытвины и колдобины поразмещала жизнь на их пути. Я — старушка, потому уже и сама могу делать подобные выводы.
«СТИХИйный XXI век» — наглядное доказательство того, что вокруг нас рождается (да уже родилось!) новое, актуальное искусство, столь необходимое и (что бы вы ни думали по этому поводу) востребованное.
А ещё этот спектакль — невероятный тренажёр души. Да, пусть сказано громко, зато честно.
Браво храбрости всех тех, кто приобщился к авантюре и подарил нам «СТИХИйный XXI век»!
Премьера уже сегодня — 17 января. И пусть спектакль живёт и перемалывает всё новых и новых зрителей. Миссия — дело такое.