Любите ли вы симфоническую музыку так, как люблю её я? Ну, как минимум, такую, какой я имела счастье наслаждаться в РАМТе? Впрочем, обо всём по порядку.
В этом году Российский академический молодёжный театр празднует своё столетие — солидный возраст. Особенно при такой-то молодой душе! Основала театр (между прочим, первый, в котором ставились спектакли, созданные специально для маленьких зрителей) сама Наталия Сац.
Наталия Ильинична искренне считала, что первоначальная задача театра — не столько развлекать, сколько развивать и воспитывать детей. И потому в репертуаре появлялись совершенно неведомые прежде вещи — например, симфонические спектакли для самых маленьких. Дети с огромным удовольствием погружались в мир «большой музыки», учились чувствовать и понимать её, знакомились с инструментами…
Для своего театра Сац заказывала сочинения у друзей-композиторов. Так 5 мая 1936 года в Центральном детском театре (а именно так в те времена именовался РАМТ) состоялась премьера симфонической сказки для детей «Петя и волк» Сергея Прокофьева.
И ровно через 85 лет, 5 мая 2021 года, на этой же сцене родился спектакль в неведомом прежде жанре — «симфонический цирк» — под названием «Петя, Волк и Володя-музыкант». Иными словами, это театральное чудо (а я его видела, я с полной ответственностью употребляю эти громкие слова) стало своеобразным творческим поздравлением сразу с двумя юбилеями: самого театра и сказки «Петя и волк».
Все эти исторические факты я могла не выискивать в интернете — прямо со сцены, в рамках спектакля, очень живо, искренне и интересно их озвучила Дарья Семёнова, которой театр доверил роль Наталии Сац.
Но не всё так просто: премьера состояла из двух частей-актов. Да, во втором нам поведали перипетии противостояния Пети и волка. А вот первая имела интересную историю. Конечно же, не только Прокофьев по просьбе Сац творил для Детского театра. Ещё одним из таких авторов стал Леонид Половинкин — «тихий гений музыки», как именовала его Наталия Ильинична.
В репертуаре театра было несколько сочинений Половинкина, и среди них — «Володя-музыкант», «детская симфония с ритмической декламацией», написанная, как считается, в 1929 году. Точнее сегодня сказать нельзя, потому что, в отличие от «Пети и волка», «Володя-музыкант» сошёл со сцены достаточно быстро, частью «мирового наследия» не стал, а его партитура даже не была издана (её пришлось восстанавливать по рукописям). Что ж, такое случается — зачастую необъяснимо.
Как раз это почти утраченное произведение и стало первым актом нынешней премьеры РАМТа.
У «Володи-музыканта» и «Пети и волка» много общих черт: небольшая, удобная для детей длительность (примерно по полчаса), написанный самим композитором текст-либретто (да, достаточно несложный и не являющийся основным «действующим лицом», но чётко выполняющий свои функции)… И, конечно же, образовательная направленность: малыши узнают различные инструменты, исследуют и запоминают их звучание, характеры, значение; понимают, что такое сольная партия, и что получается, когда инструменты играют вместе… В итоге оркестр начинает восприниматься ребятами, не как абстрактная группа людей и инструментов, а как нечто живое, превращающееся в совершенно различных существ и явления, способное рассказать, пожалуй, обо всём на свете.
Но не так прост РАМТ, чтобы просто в очередной раз перенести на сцену музыку в привычном виде. «Симфонический цирк» — помните? Режиссёр Егор Перегудов взял — и сотворил шедевр, который лично я бы порекомендовала посмотреть и послушать всем — лет от трёх и до… бесконечности.
Я поражалась, впечатлялась, хохотала и аплодировала так, что ладоши болят до сих пор. Перегудов разъяснил, что его постановка — это «соединение консервативного мира классической музыки с театральной стихией, игрой и хулиганством, без которых сложно представить современный театр для детей». Эксперимент удался!
«Поиск острой, гротесковой формы для советских морализаторских детских историй — необходимое условие диалога театра с сегодняшним зрителем», — продолжил Егор. И правда — получилось нечто нереально современное, но пропитанное ностальгическим духом агитационных плакатов раннего СССР. Рубленые формы пионеров-молодцов — и какое-то невероятное, лёгкое баловство, внезапные и вызывающие взрывы смеха в зале режиссёрские решения, голая, лишённая всякой одежды сцена, как бы показывающая, что для истинного волшебства не нужны рюши и украшения… И музыка!
А теперь я вам расскажу о главном. Да, среди исполнителей ролей значились артисты театра (хор пионеров в первом акте, Прохор Чеховской, он же Петя, во втором, и уже упомянутая мной Дарья Семёнова — Наталия Сац). Но не они играли первую скрипку (какой интересный каламбур получился — в свете обсуждаемого спектакля).
Персимфанс — вот истинный исполнитель главной роли!
Позвольте ещё немного углубиться в историю. Персимфанс (то есть, Первый симфонический ансамбль) появился в Москве в 1922 году — и гремел 10 лет. Дело в том, что это был первый в истории симфонический оркестр… без дирижёра.
А потому что «мы наш, мы новый мир построим»! Никаких главенствующих среди нас — все равны, каждый из музыкантов ценен и первостепенен. Да, были сложности, да, приходилось рассаживаться так, чтобы все видели друг друга… Но тот же Прокофьев, поработавший с Персимфансом, высоко оценил оркестр.
В 2008 году Персимфанс был воссоздан. Сейчас его идеологом и председателем правления является Пётр Айду (который, кстати, в самом начале спектакля «Петя, Волк и Володя-музыкант» предстанет эдакой «интерактивной неожиданностью»). А суть оркестра всё та же: никакого дирижёра и равноправная творческая инициатива.
И только такой уникальный коллектив и был способен превратить «Петю, Волка и Володю-музыканта» в искрящееся действо. (Недаром же оркестр — без дирижёра — был на сцене, а хор пионеров — с дирижёром! — ритмически декламировал в первом акте из оркестровой ямы.) Музыканты, полноценно исполняющие не только музыку, но и роли. Постоянно перемещающиеся по сцене, танцующие, поедающие травку в масках животных (Володя-музыкант пас стадо — так что всё логично), произносящие реплики, залезающие на высоту второго этажа, купающиеся в ванне, парящие над сценой…
«Володя-музыкант» стал, так сказать, «затравкой». Он попроще, поспокойней (чтобы мы, думаю, вникли в происходящее, адаптировались — и во время второго акта уже не задумывались ни о чём, а получали от происходящего максимальное удовольствие). Здесь, почитай, один персонаж — Володя (един в двух лицах — гобоиста Владимира Зисмана и скрипача Нурлыбека Абылая). И несложно преисполниться такой же любовью к музыке, как этот юный пастушок и его товарищи-пионеры.
Акт же второй — просто праздник жизни. Здесь есть абсолютно невероятный (пусть и молчащий — ему говорить и не нужно) Петя — Прохор Чеховской. А текст от автора читает, как и 85 лет назад, на исторической премьере, Наталия Сац (конечно, в нашем случае в реальности — Дарья Семёнова, но как замечательно она это делает!..).
Как и предполагал автор, перед основным действом нам представляют инструменты-персонажи (поразительно, какие подготовленные дети пришли на спектакль — всех угадали). А там — ну что-то непередаваемое.
Птичка-флейта — порхающий в воздухе (и одновременно играющий при этом на инструменте!) Константин Ефимов. Утка-гобой — принимающая освежающую ванну Екатерина Беспалова. Кошка-кларнет — просто абсолютно феерический во всех смыслах Евгений Бархатов. Дедушка-фагот — мощный и впечатляющий Михаил Шиленков. А уж три валторниста на мотоцикле (волк) — отдельное шоу.
Плюс — весь Персимфанс, творящий магию.
В общем, если вы никогда в жизни не видели артистический оркестр — то вон он вам, во всей красе! Уж на что я насмотрена, но подобное — и для меня в новинку.
…а в итоге всё настолько возвышенно, что взлетает даже мотоцикл! Вот вам — сила искусства!
Резюмирую. Конечно, «Петя, Волк и Володя-музыкант» — это стопроцентный «датский спектакль» (то бишь, созданный специально к определённой дате). Только вот какая загогулина: он прекрасен.
И дело даже не в том, что все компоненты постановки слились воедино — и получилась завораживающая, захватывающая и наполненная юмором вещь. (Не зря же за моей спиной многие кричали время от времени: «Гениально!» Да я и сама с ними солидарна.)
Главное — что выполнены заветы Наталии Сац. Именно такая форма может заставить современных детишек взирать на сцену, открыв рты, и запоминать, впитывать, восторгаться… Влюбляться в симфоническую музыку!
Будет невероятно грустно, если «Петя, Волк и Володя-музыкант» останется исключительно юбилейным мероприятием. ЭТО, я уверена, необходимо оставить в репертуаре.
Я вот мечтаю, что однажды приведу на этот спектакль собственного малыша (пока ему нужно немножко подрасти), и он мне скажет: «Мам, а симфоническая музыка — это круто!» А я просто кивну с умным видом — ведь так оно и есть.