Премьера спектакля «Ladies’ Night. Только для женщин» состоялась в незапамятные времена — 10 октября 2002 года. С тех пор постановка живёт и здравствует, собирает регулярные аншлаги, практически без изменений сохраняет состав исполнителей, обретает верных поклонников, раз от раза радующих себя любимой историей… Да что там — множество моих далёких от театра знакомых давно уже успели посмотреть «Ladies’ Night», и только я впервые познакомилась с этим поистине заслуженным спектаклем буквально только-только.
Прощения мне, конечно, нет, зато впечатления свежи, и их масса. Весь спектакль я хохотала от души, удивлялась лёгкости и молодости постановки (и это при том, что некоторые театральные представления превращаются в живой труп уже на второй год проката — их хочется пристрелить из жалости, чтоб не мучились) и радовалась тому, что меня наконец-то вытащили на сию антрепризу, как я ни отмахивалась руками и ногами, полагая, что ничего хорошего мне точно не покажут. Ох, стереотипы — они такие…
Театр «Ателье» (он же — «Независимый театральный проект») в настоящее время демонстрирует целых две версии своего видения пьесы Энтони МакКартена, Стефана Синклера и Жак Коллара: «ветерана» «Ladies’ Night. Только для женщин» и недавно отметившего годик «новичка» «Ladies’ Night. Обновление». Так вот, я посмотрела оба варианта «Ladies’ Night», и потому постараюсь (хоть это и нелегко) поведать вам о них обоих.
Странноватый сюжет: шестеро друзей-сталеваров (в «Обновлении» — металлургов, что, впрочем, никак особо на сюжет не влияет) прозябают в нищете после закрытия завода. И вдруг — идея! Объявление в газете повествует о том, что за билеты на мужской стриптиз зрительницы готовы отваливать весомейшие суммы! Так почему бы друзьям самим не начать раздеваться за деньги перед почтеннейшей публикой?! И всё заверте…
Спектакль — он на самом деле «только для женщин». Мужики и без того знают, о чём и как они треплются в баре или на квартирных дружеских посиделках. А прекрасные дамы с самого же начала спектакля окунаются по ушки в «мужское бытие» — и пусть со сцены не звучит обсценная лексика (ибо театр — храм, как мы все в курсе), тем «ниже пояса» будет поднято столь много, что кажется, будто и разговоров было исключительно про «член и фаллос». (Забавно, но логично, что «Обновление» в этом плане гораздо менее «раскованное», ведь в наши дни «свободы» 18-летней давности театральным творцам не отмерены: и часть «острых» фразочек со сцены не звучит, и вообще речь персонажей сильно приглажена и олитературена, и пиво для создания атмосферы буквально разок наливают, и даже не курит ни один из артистов — только единожды мы слышим просьбу прикурить, но сигарета так и остаётся незажжённой; в «старой» же версии пенное льётся рекой, а дым клубится над сценой, как будто артисты спецэффект при помощи собственных лёгких создают, — в общем, как будто и не «стерильная современность» на дворе. :) )
Но вот что интересно — при столь «рискованном» наполнении спектакль совершенно не кажется пошлым. И это поистине уникально! Да, вам будут два действия вещать про секс и гениталии. Но делать это настолько правильно и смешно, что, ежели вы не являетесь распоследним ханжой, то поначалу вы, скорей всего, чуток посидите покраснеете, но скоро привыкнете и начнёте получать удовольствие. :)
В общем, я вас предупредила: центральная тема бесед мужиков на сцене — секс и всё, с ним связанное. И шутки звучат отнюдь не тонкие и завуалированные, а прямо «в лоб», простецкие и откровенные — такие, которые, наверное, и свойственны простым сталеварам (ну, или металлургам) из народа.
Теперь немножко о сходстве и различиях двух версий.
1. И «Ladies’ Night. Только для женщин», и «Ladies’ Night. Обновление» идут сразу на двух площадках: в Театре им. Моссовета и в Театриуме на Серпуховке. Во втором случае лучше слышимость. В первом — атмосфера (хотя тут каждому своё: кое-кому может показаться, что «академический» зал Моссовета — не лучшее пространство для эдаких вольностей).
2. «Ladies’ Night. Только для женщин», и «Ladies’ Night. Обновление» — это не просто спектакли с разными составами. Это две самостоятельных постановки (несмотря на то, что идут в одних и тех же декорациях, а имена режиссёра и сценографа на афишах идентичны). И, посмотрев одну из версий, обязательно познакомьтесь со второй (начать лучше со «старой», а затем перейти к «Обновлению» — так будет правильней). Почему?
3. А здесь начинается самое интересное! Создавая «Обновление», режиссёр Виктор Шамиров сотоварищи не просто обновил, но переосмыслил пьесу. Если начинается действо так же, как в первом варианте, то ближе к середине, внезапно, сюжет делает неожиданный выворот… и вот ты мозгом понимаешь, что всё должно закончиться так же, как в «Ladies’ Night. Только для женщин», но не имеешь ни малейшего представления, а как же это произойдёт. История, вроде бы, одна и та же — а, вместе с тем, они в итоге разные.
4. Часть персонажей тоже трансформировалась в «Обновлении» в нечто иное. Кто-то изменил характер и моральные принципы, кто-то из маменькиного сыночка, купающегося в любви и принятии, превратился в несчастное существо, страдающее под гиперопекой не понимающей его матери… Ох, и так уже чуть-чуть наспойлерила, продолжать не буду. А изучать действующих лиц и искать сходства и отличия очень интересно.
5. Примечательно, что двое из персонажей даже имеют разные имена — ну, по сути, потому что в двух спектаклях они являются не одними и теми же людьми, а кем-то иным. Это главные герои — Грег и Майк, а также единственные персонажи женского пола — Гленда и Джессика (вот они, дамы, в принципе ни в чём, кроме своей задачи — превратить толпу мужланов в танцоров — не схожи).
6. И даже мораль в двух спектаклях не одинакова. «Ladies’ Night. Только для женщин» утверждает: не бойтесь круто изменить жизнь и попробовать нечто новое! Стремитесь вперёд — и воздастся вам! А если даже нет — ну, вы хотя бы попытались. (За это, в первую очередь, я и ценю «старую» версию больше.) «Ladies’ Night. Обновление» не «мыслит» столь глобально. Его мораль ближе к жизни: присмотритесь к своему мужчине получше. А вдруг да в этом простом, обычном, привычном парне сокрыты неизведанные глубины? А вдруг он, действительно, — вот, да, именно он, — является тем самым мужчиной вашей мечты? Да, в целом идеи схожи, но, как говорится, есть нюанс. И он имеет решающее значение.
В итоге оба спектакля — это очень крепкие, интересные и смешные вещи, дающие, между тем, довольно много тем для размышления. Да, мне ближе и милей «старая» версия (она, кстати, на мой взгляд несколько интересней в плане постановки; да и более безбашенный текст, практически не попавший под секиру цензуры, что поразительно, придаёт происходящему на сцене дополнительную глубину и достоверность).
Но тут уж на вкус и цвет. Оба варианта хороши, и потому неудивительно, что мнения зрителей в плане предпочтения одного из них расходятся.
Главное — что в любом случае в финале вас ждёт феерическое шоу (вот здесь я тоже больше прикипела к тому, что вытворяют артисты «Ladies’ Night. Только для женщин», а даже мои спутницы пришли к выводу, что им пусть чуть-чуть, но больше по нраву сумасшествие из «Ladies’ Night. Обновления»). Зал аплодирует стоя не зря.
Ну, и легендарная секунда перед затемнением, ставящая точку в спектакле… Кто знает, меня поддержит, кто не в курсе — поверьте, здесь спойлерить в принципе грешно. Просто вспомните, о чём спектакль, и предвкушайте. ;)
А главное богатство постановок — это, конечно же, актёрский состав. «Ladies’ Night. Только для женщин» за 18 лет почти не менял труппу, и все в ней — истинные мастодонты сцены.
На одном актёрском опыте эти прекрасные люди «вытаскивают» самые трудные и затянутые моменты (как, например, самая первая сцена в баре — в «Обновлении» она смотрится более тяжеловесно, хотя создатели и облегчали её текстово, как могли), делая их истинным удовольствием для зрителя.
«Ladies’ Night. Обновление» может похвастаться не менее талантливым, но куда более молодым составом. И пусть это артисты совершенно другой школы, пусть какие-то моменты даются им не так просто, но они берут иным: задором и озорством.
И сразу же понятно самое главное сюжетное расхождение: в «старой» версии на рискованный шаг превращения в стриптизёров идут мужики пожившие, оказавшиеся практически за чертой жизни и никому не нужные. Это их, так сказать, последний шанс (кстати, всё то же самое можно сказать и о Гленде). Потому абсурдность, накал и какая-то даже пронзительность ситуации — максимальны.
Герои «Ladies’ Night. Обновления» тоже дошли до точки — но их эскапада не выглядит столь неуместно и странно. Они — молодые хулиганы, и, да, им нелегко, конечно, решиться на обнажение на публике, но, в целом, почему бы нет? Здесь почти нет надрыва, исключительно комизм. (Признаю, что 18 лет назад точно так же смотрелся и спектакль «Ladies’ Night. Только для женщин», и «возрастное второе дно» — прекрасное и весомое дополнение основной идеи — появилось практически само собой, ибо природу не обманешь.)
В «Ladies’ Night. Только для женщин» вся компания друзей-сталеваров более однородна, эдакая театральная машина юмора и праздника. В «Ladies’ Night. Обновление» Майк довольно сильно выделяется на фоне остальной компании, и, да, он бесконечно прекрасен.
А размышлять о работе каждого из артистов я не буду — тогда я ни в жизнь не закончу этот отзыв. Давайте просто перечислю всех — а вы оцените, насколько всё шикарно.
«Ladies’ Night. Только для женщин» (8.04.2019, Театр им. Моссовета)
Гленда — Екатерина Дурова
Грег — Гоша Куценко
Норман — Петр Красилов
Барри — Вячеслав Разбегаев
Весли — Михаил Полицеймако
Кевин — Павел Сборщиков
Грехем — Валерий Ярёменко
Берни — Георгий Мартиросьян
«Ladies’ Night. Обновление» (23.04.2019, Театриум на Серпуховке)
Джессика — Александра Велескевич
Майк — Владимир Жеребцов
Ларри — Роман Маякин
Норман — Александр Метёлкин
Весли — Гурам Баблишвили
Кевин — Максим Деричев
Грехем — Дмитрий Малашенко
Берни — Константин Юшкевич
Откровенно говоря, я могла бы продолжать рассуждать о двух инкарнациях «Ladies’ Night» бесконечно. Ибо в голове ещё много идей роится по поводу обеих постановок. Но лучше я здесь поставлю точку — а что-то новенькое расскажу в следующий раз… Если, конечно, удастся посмотреть спектакли повторно. А они этого заслуживают!
Так что вывод прост: немного смелости, минимум зашоренности, капелька поручика Ржевского в подсознании — и вам гарантирован невозможно крутой театральный вечер! …ну, или у вас будет повод побухтеть, до чего современные антрепризы дошли — это ж стыд-позор такое людям показывать!.. Тоже какое-то разнообразие в жизни! :)
PS. Что касается фотографий, то поклоны «Ladies’ Night. Только для женщин» я снять практически не успела (видимо, от избытка чувств), зато сделала Тот Самый Кадр (случайно, наверное, от испуга успела на кнопку нажать перед почти мгновенным затемнением). Ну, вы этот снимок узнаете. ;) А вот поклонную часть «Ladies’ Night. Обновление» пофоткала чуть поуспешней, но именно Того Самого Кадра на сей раз не случилось. Просто представляйте его. :)
«Ladies’ Night. Только для женщин» (8.04.2019, Театр им. Моссовета)
«Ladies’ Night. Обновление» (23.04.2019, Театриум на Серпуховке)