В качестве необходимого предисловия. Пожалуйста, поклонники, сотрудники театра и, особенно, артисты не читайте. Берегите нервы! Я предупредила… Но я не могла написать иное. Всех люблю.
…как ни крути, но некоторые спектакли надо снимать с репертуара ещё до того, как кому-либо в принципе придёт в голову светлая мысль их поставить. К чему это я? А просто посмотрела Reception в Театре им. Моссовета.
Да, я продолжаю настаивать, что Моссовет — мой любимый театр вот уже более двадцати лет. И потому мне вдвойне больно и обидно, что на его сцене появляются подобные постановки.
Мне тут намекнули, что если всей душой любить лично Юрского, а также театр абсурда (а именно под этим ракурсом позиционируется Reception), то спектакль вот прямо-таки на душу ложится, и хочется смотреть его снова и снова. Но мне ближе тот отзыв из интернета, который гласит, что постановка сия, де, интересна только Юрскому и никому более. Знаете, согласна.
Да что там, мне показалось, что и артисты, работавшие на сцене, страдали и мучились (жалко их было — слов никаких нет), а уж про зрителей в принципе молчу. Честно, чуть не впервые в жизни стойкая я всерьёз размышляла, не уйти ли в антракте (а таковых слабаков было немало).
Ну, и никогда прежде я не видела, чтобы люди в зале столь массово банально боролись со сном — а некоторые тупо сдавались и храпели в две дырочки… счастливые. И, ребят, я не преувеличиваю — конкретно, например, дама за мной честно продремала половину первого и весь второй акт. Да и я сама нет-нет — а ловила себя в первой половине «Рецепшна» (так это слово говорится со сцены — через ц) на том, что нахожусь не в уютном зале Моссовета, но в цветастом царстве Морфея. (Да, стыдно признаваться, но тем правдивее и понятнее отзыв.)
Значит, смотрите. Reception — на сто процентов «игрушка» Юрского. Он тут и автор пьесы (под именем Игоря Вацетиса), и постановщик, и, конечно же, исполнитель главной роли. Что у нас любит Юрский? Театр абсурда. Жанр сей сам по себе не для каждого, а в том виде, в котором он предстаёт под соусом «Рецепшна», это в принципе штука зубодробительная.
Тя-же-ло. Нет, не потому, что сюжет рвёт душу, и прям камень на сердце. А физически. Юрский пытается поднять глобальные проблемы бытия, но в итоге мы видим спектакль «без конца и без начала, переплёты, как мочало». Кто на ком стоял, зачем это всё, и чем сия бодяга закончилась, неизвестно, полагаю, даже самому создателю («зритель сам решит»). Нет, это не открытый финал — он отсутствующий. Равно как и развитие действия. Если в словаре нужно будет проиллюстрировать слово «перемудрить», то можно будет смело размещать фотографию Reception.
И вот ты сидишь в зале — и как будто тебе на голову огроменные глыбины сбрасывают. Ты задыхаешься, пытаешься освободиться — а фигушки. Терпи. Актёры ж терпят… бедные.
Вы скажете, что я излишне зла, и не стоит так резко высказываться. Но, позвольте, Юрский меня не жалел, когда свой спектакль ставил. А я, напротив, за мир во всём мире, процветание театра и его труппы. Так вот, Reception, в отличие от меня, им в этом плане такую медвежью услугу оказывает, что ой.
Не можешь петь — не мучай горло. Не можешь создавать хорошие спектакли — ну… вы меня поняли.
Я обожаю Юрского. Он крут, гениален и шедеврален. Его Бендер — the best of the best среди меня (да понятно, что было тыщу лет назад, но из такой песни слов уж точно не выкинешь). И вот зачем всё портить такой вещью, как Reception? Что самое обидное, в театре-то слабость постановки не понимают только декорации… и то не все (и потому, надеюсь, никто не побьёт меня ногами за текст сей).
Ну, не знаю, хоть на сцену под крышей Reception перенесите — это камерное пространство как-то добрее к экспериментам и «абсурдам» (тем более, что спектакль на огромадной основной сцене при тысячном зале изволит теряться и провисать там, где был бы живее в компактной обстановке). А лучше — скажите «Рецепшну» любезный гудбай и творите дальше на радость восторженной публике.
Вы ж — Моссовет. Вы — завсегда круты… Но в семье, сами понимаете, не без Reception…