На спектакль «Упражнения в прекрасном» Театра им. Моссовета я попала неожиданно для самой себя. Поехала погулять в Москву, а мне и говорят человеческим голосом: «Айда в театр!» О да. Я не выдержала и согласилась. А догадывайся я в тот момент, в каком восторге выйду из театра, ни секунды не ломалась бы, а побежала в любимое фойе Моссовета быстрей ветра.
Маленькое признание: за два с лишним десятка лет знакомства со своим любимым театром я… впервые побывала на сцене под крышей. Теперь и этот гештальт закрыт. Впрочем, речь не об этом.
Собственно, «Упражнения в прекрасном». Сказ о том, как четверо актёров, сопровождаемые администратором, отправляются на гастроли с антрепризным спектаклем. Труппа подобралась весьма разношёрстная. Тут и всероссийская звезда, которая «везде» — Евгений Калинин (Гоша Куценко), и неудачник Василий, имеющий за душой только эту постановку да несколько ролей в дурацких сериалах и живущий на деньги богатенькой жены (Константин Юшкевич), и Альберт Свенцицкий, артист солидного возраста, всей душой завидующий Калинину и готовый в кино играть роль лошади (лишь бы взяли), а из близких людей имеющий лишь маму да кошку (Александр Яцко). И в эту компанию вливается студентка 4-го курса, начинающая актриса Алиса, которую приняли на замену ушедшей в декрет артистке с тем расчётом, что девчонка согласится и на минимальный гонорар (Юлия Хлынина). Не забываем и о человеке-«никто», администраторе Андрюсе, которого милые артисты гоняют в хвост и в гриву и толком за человека не считают (Владимир Прокошин).
И вот эта честная компания демонстрирует всю прелесть актёрского бытия и буквально выворачивает представителей своей профессии наизнанку (нет-нет, я осознаю, что нам демонстрируют гротеск, и не стоит думать, что каждый артист — он вот таков). Рассориться в пух и прах, назвав друг друга бесталанными земляными червяками — а потом, после развесёлого банкета, в буквальном смысле целовать коллег в афедрон и воспевать их гениальность. Вещать о дружбе — а на следующий день ненавидеть. Зрителей называть «колхозниками», считать их быдлом и низкопробным сбродом, но через секунду восхвалять и считать главным сокровищем.
Артисты — они играют всегда. И потому наиболее мощно смотрелись сцены, когда герои наконец сбрасывали маску и становились самими собой.
«Упражнения в прекрасном» — отличная прививка от фанатизма. Она весьма язвительно и откровенно рассказывает о том, что небожители-то, оказывается, вполне себе ходят ногами по земле.
Интересно, что вот смотришь спектакль и думаешь: ну, вот этот товарищ — адекватен, а остальные — какие-то моральные уроды. Следующая сцена — а нет, теперь другой становится светочем разума, а все прочие теряют человеческий лик. А в общем и целом, нормальных на сцене нет. Им можно. Они артисты. Ну, и заражённый ими администратор.
Пьеса чудесна. Ну да, она не открывает некие неведомые доселе глубины — она о театре и театральных людях. Но хоть садись с блокнотиком и на цитаты растаскивай. Такого количества метких фраз редко когда отсыпано.
И — нереально смешно. Я безнаказанно хохотала оба действия. И даже беспросветно тоскливые моменты нивелируются великолепным финальным монологом в исполнении Александра Яцко — точным и изящным.
Отдельное спасибо от меня — за сцену, в которой рассуждают о том, что артистам приходится сниматься в дурацких сериалах. Это ж боль!.. :)
Великолепен актёрский ансамбль. Здесь нет исполнителей главных и второстепенных ролей — все артисты одинаково прекрасны и феерично доносят до зрителей задумку авторов.
Я не буду в деталях описывать каждого, просто отмечу, что влюбилась во всех (в некоторых — по второму разу). Это очень смешно, например, когда Гоша Куценко презентует публике все стереотипы о Гоше Куценко. Да, его Евгений Калинин — это такое средоточие представлений массового зрителя о товарище Куценко. И я счастлива, что смогла увидеть Гошу в новом свете — я прежде не имела счастья наблюдать его на сцене.
Филигранный Александр Яцко — здесь уместно восторженно промолчать. Человек-харизма, которому я в любое время дня и ночи готова аплодировать стоя. Фонтанирующий энергией Константин Юшкевич. Не знала этого актёра прежде, но он же прекрасен. Милейшая Юлия Хлынина, на которую хочется смотреть и смотреть. И замечательный Владимир Прокошин, прекрасный в своей истеричности и беспомощности.
Я тут почитала отзывы о спектакле. Признаюсь, поразилась количеству отрицательных рецензий. Некоторые так честно и пишут, мол, зачем нам раскрывают «кухню» актёрской профессии, нам этого не надо, мы хотим артистов боготворить.
Ну, не знаю. Может быть, кому-то и полезно жить в мире иллюзий. Почему нет? Тогда им точно не стоит идти на «Упражнения в прекрасном». А как по мне — имеет смысл в очередной раз убедиться, что не всё то золото, что блестит. Ну, а люди, которые хоть на миллиметр умудрились проникнуть в околотеатральный мир, просто посмеются вдоволь и оценят точность сцен.
Хотя откровенно могу сказать: хохотали все. Весь достаточно небольшой зал сцены под крышей. И в антракте, и после завершения спектакля зрители восхищались актёрами и делились впечатлением. Давненько я не слышала столь единогласных мнений.
А я что? Я в восторге. И со всей ответственностью могу порекомендовать «Упражнения в прекрасном» к просмотру. Оно того стоит.