Несмотря на то, что де-факто сезон Театра музыки и поэзии под руководством Елены Камбуровой начался ещё 11 сентября (в этот день зрители города Балашова Саратовской области смогли познакомиться со спектаклем «Снился мне сад…»), де-юре он стартовал на два дня позже, 13 сентября, когда состоялся традиционный сбор труппы.
За «идеологическую составляющую» вечера отвечала сама Елена Антоновна Камбурова, художественный руководитель театра. Это вполне объяснимо: именно Камбурова является средоточием ценностей коллектива, мерилом художественной ценности постановок и хранителем идеалов.
«Во-первых, с Новым годом! — начала Елена Антоновна. — Потому что для таких людей, какими являемся мы сами, новый год начинается в то время, когда начинаются наши спектакли».
Затем Камбурова процитировала Велимира Хлебникова:
Сегодня снова я пойду
Туда, на жизнь, на торг, на рынок,
И войско песен поведу
С прибоем рынка в поединок!
«Каждый наш спектакль — это поход против не-культуры, поход за красоту, за духовность», — озвучила Елена Антоновна кредо театра и отметила, что многие постановки остаются в репертуаре на протяжении многих лет (например, уже упомянутый «Снился мне сад…» как раз отметил своё десятилетие), и даже несколько мероприятий, задумывавшихся изначально как разовые, прочно закрепились в афише (к таким относится, в частности, посвящение Булату Окуджаве — «Капли Датского короля»).
«Дай Бог, чтоб у нас хватило силы, энергии, здоровья, чтобы мы продолжали, и чтобы улыбки в нашем театре превалировали над всем остальным, — резюмировала Камбурова. — Чтобы мы радовались друг другу, что мы вместе здесь существуем».
Затем микрофон перешёл к режиссёру Ивану Поповски — заместителю художественного руководителя театра. Он озвучил творческие планы на грядущий сезон.
Уже совсем скоро зрители смогут оценить два спектакля студентов-заочников факультета музыкального театра ГИТИСа, которых, по словам Поповски, «приютил» театр (то есть, предоставил свои мощности, пространства и цеха, чтобы будущие артисты смогли попробовать свои силы на настоящей театральной сцене). Это будут камерные оперы в современной интерпретации (редкий и практически уникальный жанр) «Дон Жуан» Моцарта и «Евгений Онегин» Чайковского. «Я не знаю, чем эта история закончится. Мы попробуем, — осторожно заметил Иван. — Мне кажется, что это может быть интересно».
Что же касается планов самого театра, то он подготовится сразу к нескольким юбилеям.
19 октября в афише занял своё место «Лицея день заветный». Это будет традиционное для театра празднование дня открытия Царскосельского лицея, на сей раз — его 210-й юбилей. «Кто такие лицеисты? Это потрясающие человеческие судьбы и люди, которые творили лучшее, что есть в России, — уверена Камбурова. — Давно был лицей. Но лицей живёт. Потому что все, кто исповедуют то, что было присуще лицеистам, все являются лицеистами!. Мне кажется, что наш театр наследует лицейство по сути своей. Свет, доброта, духовность — всё это присуще нашим спектаклям. Будем бережно это всё хранить, чтобы следующие поколения продолжали наш путь, с нашими правилами — душевными и духовными».
Во второй половине января театр отметит 100 лет со дня рождения поэта Юрия Левитанского, подарив публике новую версию спектакля-концерта «Сны поэта Левитанского».
И очень важная дата: 19 ноября. В 1992 году в этот день вышло Распоряжение Правительства Москвы №835-РП «О создании в системе Комитета по культуре Москвы Театра музыки и поэзии под руководством Елены Камбуровой». И пусть тридцатилетие театра мы отметим в следующем сезоне, но очередной день его рождения отпразднуем и в наступающем ноябре, положив начало праздничным мероприятиям. Следите за афишей!
Руководство театра приветствует самые смелые идеи («Очень дорого ценятся идеи!» — Е. Камбурова), и уже сейчас рассматривает новые предложения молодых режиссёров Дениса Сорокотягина и Гульназ Балпеисовой. Денис в прошлом сезоне поставил в театре Камбуровой три спектакля («СТИХИйный XXI век», «Маленький принц. Полёт в одном действии», а также моноспектакль «Аккомпаниатор»), в багаже Гульназ — спектакли «24 часа из жизни женщины» и «Дорога». Я с нетерпением жду результатов дальнейших поисков Дениса и Гульназ!
Самая глобальная и загадочная премьера — спектакль Ивана Поповски и музыкального руководителя театра Олега Синкина, основанный на некоем произведении одного выдающегося современного западноевропейского композитора. Более Поповски ничего не сказал — оно и понятно, в данный момент заключаются договорённости и решаются проблемы авторских прав, а давняя театральная традиция не велит открывать тайны, пока всё не будет чётко, ясно и понятно. Обещают сенсацию, потому предлагаю набраться терпения!
Безусловно, театр хотел бы размахнуться и пошире, подарить зрителям ещё больше премьер, но современная реальность — определённого объёма финансирование из госбюджета и 50-процентная «антиковидная рассадка» — заставляют смотреть на вещи трезво. Впрочем, как мне кажется, планы на сезон у Театра Камбуровой и без того обширные.
«Хочется, чтобы к нам приходили. Чтобы к нам приходили хорошие люди. Хочется не потерять ощущение домашнего театра», — и с Иваном Поповски сложно не согласиться.
Наконец, микрофон оказался в руках у директора театра — Ирины Захаровой. Она озвучивала, в основном, организационные вопросы, которые мало кому интересны в рамках данной статьи.
Отмечу лишь, что касса театра, прекратившая свою работу из-за вирусных реалий, не откроется. Продажа всех билетов будет осуществляться онлайн.
«У нас будет большой поход — на целый год!» — напоследок вдохновила труппу Камбурова, и артисты отправились на репетицию. А уже на следующий день московская публика вместе с театром отмечала юбилей спектакля «Снился мне сад…»