Все мы, поклонники рок-оперы Александра Рагулина «КарамазоВЫ», кто втайне, а кто и вслух мечтали об одном: услышать, наконец, этот материал с живым оркестром. И вот, наконец, настал счастливый день: знакомая с детства сцена РАМТа, почти «классический» состав артистов и… Universe Band под руководством Анны Петуховой, совместно дарящие нам волшебство…
Никакая, даже самая качественная «минусовая» фонограмма не может создать столь мощный эффект присутствия в самом сердце произведения, на какой способны музыканты с инструментами в руках. Особенно если мы говорим о таком жанре, как рок. Ведь здесь музыка — не просто обрамление сюжета, а его полноправное действующее лицо.
Вспомним и о том, что речь идёт о Достоевском — признанном мастере психологизма. Большая часть действия — голый нерв, и теперь выпала возможность проникнуться «Карамазовыми» на все 100%.
Нет, внешне — это всё тот же концепт-концерт (ну, так сам Рагулин атрибутирует действо; как по мне — вполне состоявшийся спектакль мы смотрим… хоть, по традиции, и лишённый второго акта, но изящно выведенный в правильную финальную точку, делающую «Карамазовых» историей завершённой): всё крайне аскетично, как я и люблю. Повествование отдаётся целиком и полностью на откуп артистам — а на сей раз и бэнду. И как же давно музыкальный театр не доставлял мне такого наслаждения!..
Конечно, уже не первый день «КарамазоВЫ» существуют «на две столицы», даруя поклонникам иллюзию, что есть, де, «питерский» состав и «московский». На деле артисты смешиваются, радуют зрителей обоих городов и дают право выбора каждому, вне зависимости от вкусов и предпочтений. Но в РАМТе на сцену вышли почти все те, с кого рок-опера начиналась три года назад.
Александр Рагулин, Теона Дольникова, Денис Дэмкив, Игорь Балалаев, Владислав Погиба, Сергей Ли, Екатерина Гусева, Евгений Вальц — именно эти люди некогда «открыли» для всех нас «Карамазовых», и, признавая бесконечную прекрасность «иных составов», лично я (и я такая далеко не одна!) предпочитаю видеть в программке как раз данные фамилии. Потому что они складывают для меня «Карамазовых» в то театральное произведение, в которое я бесконечно верю. (Но вы меня, конечно, можете не слушать и ориентироваться на тот каст, который греет душу вам. И это правильно — как бы скучно жилось, будь мы все одинаковыми и люби одно и то же!..)
И вот, казалось бы — до боли знакомый материал. А я снова вытираю слёзы на арии Смердякова (Сергей Ли, безусловно, бесподобен в этой роли), сдерживаю дыхание в момент вознесения Зосимы (мне каждый раз кажется, что вот кашляни — и испортишь всё действо) и кусаю губы от Грушенькиной «Веточки вербной».
Только на сей раз — всё ещё острее и глубиннее. Потому что там, на арьерсцене, мои любимые музыканты, которые могут, как мне кажется, всё. И «КарамазоВЫ» с ними звучат так, как будто это не первый оркестровый показ, а, как минимум, двадцатый. И эмоциональный накал максимален…
Мне очень хочется надеяться, что полностью «живые» «КарамазоВЫ» станут хорошей традицией (тем более, что и в Питере оные уже перестали быть невидалью — правда, при поддержке «БаярунаСконцерта» и с его музыкантами; тоже ведь уникальная ситуация: такое вот географическое «разделение обязанностей» в рамках одной постановки). Нет, безусловно, я отдаю себе отчёт, что подобные показы сложны и финансово затратны (особенно в наши «ковидные» времена) — но как выгодно они демонстрируют материал! И в какие недра зрительских душ проникает рок-опера…
А я провела в РАМТе лучший вечер из всех, какие только могла себе представить. И знаете что? Ещё приду!