Свежая премьера театра «Человек» — «Аномальная Лиза» — спектакль с крайне интересным бэкграундом. В его основе лежит пьеса американского сценариста, режиссёра и продюсера Чарли Кауфмана, написанная изначально для записи в аудиоформате. Потом Кауфман всё же решает, что материал может быть не только рассказан, но и показан зрителю, и он организует краудфандинг на короткометражный анимационный фильм — минут эдак на 40. Успешность сборов превышает все ожидания (плюс дополнительные средства выделяются), и в 2015 году на экраны выходит кукольная (но при этом — максимально реалистичная) 90-минутная история под названием «Аномализа», получившая даже номинацию на «Оскар».
То есть, новый спектакль «Человека» — это, так сказать, мультфильм, перенесённый на сцену, но полностью переосмысленный и напитанный совершенно иным настроением. Да ещё и приправленный вкраплениями из Кафки (небольшими, но абсолютно уместными и гармоничными).
Если вы смотрели «Аномализу» — то просто забудьте всё, что происходило на экране. Тягучая, медленная, как по мне, очень нудная лента имеет два несомненных плюса: заложенную в неё создателем мысль и… невероятно мастерски выполненных кукол. Всё. (Возможно, вы со мной не согласитесь, и мультфильм вызвал у вас шквал восторгов — почему нет; я же еле дотерпела до финальных титров.) «Человек» показывает, как может выглядеть та же самая пьеса в других руках. И после этого хочется аплодировать Кауфману.
А его текст звучит со сцены практически без изменений и купюр. Сюжет таков: некто Майкл Стоун (Анатолий Кот) страдает двумя нетривиальными заболеваниями: прозопагнозией и фоноагнозией. Проще говоря, он не различает человеческие лица и голоса. Для него все люди выглядят абсолютно одинаково — и говорят неотличимо друг от друга. Спроецированные на стену-экран краткие (буквально в несколько слов) справки о болезнях вводят зрителей в курс дела, а в качестве резюме публика читает: «Сочетание прозопагнозии и фоноагнозии есть аномалия».
Благодаря этому решению «Человека», мы сразу понимаем: ага, Майкл аномален. А бедный герой живёт в полном одиночестве в окружении одинаковых, по сути, безликих людей, которых он неспособен даже различить. Даже его жена и маленький сын для него — всего лишь часть однородной массы. На сцене функции «всех остальных» виртуозно исполняет Феликс Мурзабеков — он меняет пол, возраст и социальный статус, порой раздваивается, растраивается, расчетверяется… и так до бесконечности (опять спасибо видеоэкрану)… В общем, максимально глубоко погружает нас в кошмарный мир Майкла Стоуна.
Кстати, самое интересное при этом, что Майкл работает именитым бизнес-консультантом, рассказывающим на своих лекциях о том, что клиенты, де, уникальные личности, к каждому из них требуется особый подход… Но, как мы помним, сам он всего лишь озвучивает эти идеи, будучи неспособным их осознать. (К слову, я, как человек с прозопагнозией в лёгкой степени — не переживайте, в очень лёгкой, — смотрела спектакль с особенным интересом и пониманием.)
И вот однажды Майкл приезжает в чужой город, где должен выступить с очередной лекцией. Остановившись в гостинице (номер шикарен — «японский стиль»!), он пытается повторять тезисы… как вдруг слышит за стеной невозможное: другой голос! Наконец-то, отличающийся от остальных!..
Так наш герой знакомится с Лизой (Ирина Максимкина) — вполне обычной девушкой, приехавшей послушать выступление Майкла (и практически являющейся его фанаткой), да ещё и имеющей огромный, некрасивый шрам на лице. Но для Стоуна Лиза аномальна и тем притягательна: это первый человек за много лет, не похожий на остальное людское скопище. Почему-то именно её лицо он видит отчётливо, а голос Лизы кажется Майклу райскими звуками.
Майкл верит, что Лиза — подарок небес, и с ней его жизнь переменится. Но… так ли это?
А вот чтобы узнать, что случится с героями, и как перевернётся (если перевернётся, конечно) их существование, приходите в театр «Человек»! И я вам это от всей души советую, ибо «Аномальная Лиза» — один из лучших спектаклей, которые я видела за последние несколько лет.
Но сразу предупреждаю: отметка «18+» стоит не просто так. Постановка не чурается «непечатной лексики» — плюс будет пара «остреньких» сцен (и я не про «постельные моменты» говорю — конечно, таковые присутствуют, но, в отличие от мультфильма-оригинала, как раз они почти целомудренны). Так что если вас подобное коробит — то обходите «Аномальную Лизу» стороной.
Но я скажу честно: и русский народный мат, и прочие «изыски» настолько органично вписаны в происходящее, что не возникает вопроса, зачем они в ткани спектакля нужны. Речь персонажей абсолютно живая и естественная — и «эмоциональные всплески» находятся каждый на своём месте. Чего душой кривить, многие из нас в момент особого волнения дополняют свою речь наиболее выразительными словечками. Тут тот редкий случай, когда «элементы 18+» нужны не эпатажа для (хотя, пожалуй, один момент придуман именно для него… но я вам о нём не расскажу, ибо он прекрасен и невероятно смешон своей внезапностью), а раскрывают задумку постановщика.
А теперь о нём. Владимир Скворцов (или, как написано и на сайте, и в программке, просто Скворцов — человек-бренд, и он вполне может позволить себе подобное позиционирование), «по совместительству» — главный режиссёр театра, для «Аномальной Лизы» является ещё и создателем сценической версии, а также автором идеи художественного и музыкально-звукового оформления. То бишь, своё детище Скворцов сотворял вдумчиво и любовно.
И вот ведь какое дело: он создал невероятно интересный, ежесекундно наполненный режиссёрскими находками спектакль. Но главное, что «Аномальная Лиза», в отличие от мультфильма Кауфмана, невероятно легка, насыщенна чудесными смехоточками и смотрится на одном дыхании от начала до конца (скажем, первая сцена в гостинице, когда Майкл долгое время находится один в номере, не вызывает желания повеситься от тоски, а заставляет следить за артистом безотрывно, чтобы не пропустить ненароком ни единой детали, ибо здесь играет каждый жест, взгляд и движение).
И всё это совершенно гармонично состыковывается с болезненной, тяжёлой, почти непереносимой главной идеей спектакля и бьющим в центр души финалом. Для меня такое особый талант — превратить трагедию в жизнь, где бывает и грустное, и забавное (плюс трагедия на этом контрасте в итоге работает куда мощнее). И спектакль превращается из рядового театрального действа в событие исключительное.
Так и жанр не абы какой — «психопатологическая драмеди». Вот лучше и не скажешь.
По выходе из театра я написала одной подруге: «Скворцов — чёртов гений!» Пожалуй, эти слова наиболее точно передают мои впечатления от просмотра «Аномальной Лизы». Это — «моя» режиссура. Я забываю дышать, находясь на спектакле, когда «застроена» каждая секунда — причём, сделано это столь изобретательно и небанально, что, даже имея самую смелую фантазию, невозможно предугадать, каков будет следующий ход постановщика.
Прибавлю сюда бесконечно грамотное использование видеопроекций: это отдельное удовольствие и не просто «рюшечки» для украшения спектакля, а полноценная и необходимая его часть. Браво Евгению Вершинину за видео! Впервые вижу, чтобы съёмки на камеру были столь театральны.
Особый подарок — это, конечно, артисты. Анатолий Кот, Ирина Максимкина и Феликс Мурзабеков — это идеальное попадание в образы и в режиссёрские поиски. Они не играют — они живут. Страдают, радуются, любят и ненавидят — и делают всё это так, что хочется каждому прямо здесь выдать по «Золотой маске» и на законодательном уровне заставить посмотреть постановку всех жителей столицы — как минимум (потом можно переключиться и на область).
Хороший театр — это когда ты веришь. Здесь я поверила во всё. Я смеялась, внимала, расстраивалась, сопереживала — и верила. «Аномальная Лиза» — это спектакль, нужный к просмотру, если вы ожидаете получить ту самую встряску, которую вы всегда в глубине души ожидаете от театра. Здесь вам она гарантирована.
И глядите: действие происходит не только на сцене (хотя в «Человеке» поди пойми, что сцена, а что — не она), но и в правой части зала. Даже встречаются модные сейчас элементы интерактивности — но снова артисты общаются со зрителями не просто так, а потому что это нужно для спектакля (я не ленивая, я повторюсь: в «Аномальной Лизе» всё абсолютно уместно и органично, и это бесценно).
Но из-за этого часть кресел убрана из зрительного зала, и для почтеннейшей публики остаётся ровным счётом… 42 места.
Да-да, всё это «театральное богатство»: богическая режиссура, неописуемая самоотдача артистов, моральное удовольствие, длящееся чуть менее двух часов без антракта — даруется буквально небольшому количеству театралов. И это — отдельная ценность спектакля. Ибо ощущение сопричастности и вовлечения рождается такое, что потом неделю минимум будете ходить погружёнными (я вот хожу).
Так что выкроите вечерок да приезжайте на Скатертный переулок. Здесь в камерном пространстве творится большое искусство. Некоторые считают, что и это в наши дни — аномалия…