Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня,
называемая по-еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов.
В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших,
ожидающих движения воды, ибо Ангел Господень по временам
сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил
в неё по возмущении воды, тот выздоравливал,
какою бы ни был одержим болезнью.
Евангелие от Иоанна
В начале февраля Мастерская Петра Фоменко представила на суд зрителя глобальную премьеру — спектакль «Чающие движения воды», поставленный по роману Лескова «Соборяне» и длящийся 3 часа 40 минут с антрактом (вот этот факт особенно пугал многих театралов). Смелый ход — первоисточник читали, будем уж честны, не слишком многие, а тематика постановки (жизнь двух священников и одного дьякона в маленьком затерянном Старгороде) не слишком вдохновляет современного жителя столицы.
Зачем скрывать — я и сама отправилась в театр, не будучи знакомой с романом (проглотила я его на следующий день, получив отдельное удовольствие). Да и предупреждали меня, чтоб готовилась: спектакль, де, медленный, тягучий, без особых всплесков и водоворотов — как река в спокойный летний день. И люди эти были правы — постановка полностью соответствует жанру, изобретённому литератором.
«Соборяне» — роман-хроника. Премьера «Фоменок» — спектакль-хроника. Она разворачивает перед нами жизнь протопопа Савелия Туберозова и бытие его окружения постепенно, поступательно, основательно, подробно, не торопясь — так, как и подобает подобному сценическому рассказу.
И сразу признаюсь: да, кому-то, предпочитающему в театре бешеный эмоциональный шквал и ежесекундную феерию (что здорово, но ведь совершенно не обязательно), «Чающие движения воды» покажутся скучными и затянутыми. А я как поплыла с первой сцены на волнах происходящего, так и наслаждалась в этом потоке до самых поклонов.
Я люблю разный театр — чувственный ли, умный ли, психологический ли… Благо, выбор в наши дни богат. Главное — отсутствие пустоты. «Чающие движения воды» — это поданная под современным углом классика, мастерски сочетающая в себе мысль и психологичность. И вот подобное я ценю особенно.
Размеренность и степенность — такие, которые соответствуют жизни в крохотном городе, затерявшемся на просторах России. Но настолько уместно насыщенные и затягивающие, что кажется, будто ты сама в этом Старгороде — своя, и людей на сцене знаешь давно и досконально. А появление чувства приобщённости — победа спектакля.
Нельзя не оценить подход постановщика — худрука «Фоменок» Евгения Каменьковича. С величайшим уважением отнесясь к тексту, он смог максимально выпукло преподнести главные мысли Лескова, практически со стопроцентной достоверностью передав сцены «соборян» и уведя в почти-гротеск остальных персонажей — по сути, бывших эдакими клоунами и в романе. Каменькович, следуя замыслу Лескова, противопоставляет два мира: даже не церковный и мирской, а мир человека-Савелия и мир дураков и нигилистов.
Режиссёр выводит на сцену абсолютно живых, настоящих людей — и позволяет им существовать в условиях, наиболее ярко раскрывающих их индивидуальность. Лесков, сочиняя свою хронику, не заботился о развитии характеров и сущностей героев — какими они были в самом начале, такими дошли и до финала (это не просчёт автора, а задумка, необходимая для достижения поставленной цели). Даже злодеи не получают заслуженного наказания — в общем, всё, как в реальности.
Каменькович грамотно справляется с данной сложностью: развивается сам городок, атмосфера в нём. Первая сцена пропитана благостью и любовью. Финал — страшен и метафоричен. Старгород у Лескова — Россия в миниатюре, Россия под увеличительным стеклом. И «Фоменки» сумели сохранить эту глобальность задумки.
Поразительно, насколько актуально и современно звучит текст. Особенно сейчас — некоторые фразы хлещут наотмашь, бьют, как плеть.
Вообще, кто они такие — «чающие движения воды»? (Я умно замечу, что именно так назвал изначально свой роман Лесков, пока не остановился на «Соборянах».) Если вспомнить цитату из Евангелия от Иоанна, то сразу понятно: это те, что жаждут исцеления. Есть и метафорический смысл сей подзабытой фразы: люди, которые чают движения воды, это те, которые мечтают о некоем улучшении, повороте жизни в сторону света, изменении мира. А кто мы сейчас все, нежели чающие движения воды?..
Инсценировал роман Андрей Тупиков. И я впечатлена, насколько грамотно драматург подошёл к своей задаче. Глубочайшая проработка книги, понимание нюансов, важных для Лескова, переработка ряда сцен в нужном для театра русле — так, чтобы не исказить мысли писателя… Давненько я не встречала столь качественного превращения книги (и объёмнейшей!) в пьесу. Как по мне, подобный труд заслуживает отдельных аплодисментов.
Поражает вот что — исключительно трепетное отношение к религии. На сцене нет ни икон, ни крестов. А вера — она присутствует. Причём, такая, что не вызовет отторжения и у распоследнего атеиста. Это — отдельная особенность премьеры «Фоменок». Говоря о православии, оставаться в общечеловеческом поле и углубляться в проблемы, затрагивающие каждого.
Спектакль не пропагандирует ни веру, ни атеизм — он философствует и заставляет зрителей размышлять. Он живёт (полноценно, полнокровно!) в тех условиях, в которые был «заключён». И он, имея в главных героях церковнослужителей, может стать ценным для людей абсолютно разного мировоззрения. Уж поверьте — насколько я далека от религии, а «Фоменки» пронзили.
Поделюсь отдельной радостью: в постановке много, очень много музыки! Здесь есть и механическое пианино, которое играет совершенно самостоятельно. И огромный барабан, звучащий, как полноценный оркестр. И масса песен — а как эти артисты поют!.. Что-то народное, а иное — «собственного сочинения» (то бишь, написанное артистами, занятыми в спектакле; в том числе и Николаем Орловским, являющимся и автором музыкального оформления спектакля).
И всё это воплощается в жизнь труппой Мастерской Фоменко — невероятно харизматичными, красивыми и талантливыми актёрами, за которыми я наблюдала, раскрыв рот и влюбляясь в каждого.
Интересно, что фотографиями спектакля можно смело иллюстрировать роман Лескова: наблюдается почти полное сходство с теми персонажами, которых описывал литератор. Разве что портреты князя Борноволокова и его письмоводителя Термосесова надо местами поменять — и будет вообще идеально. (Но именно у «Фоменок» этот «обмен внешностью» оправдан и понятен.)
Отец Савелий Туберозов, протоиерей — Иван Верховых. Чуть более «сошедший с икон», нежели в книге, персонаж. Но и это правильно — иначе контраст с «нигилистами» и церковной верхушкой был бы не столь разителен. Центр и суть всего происходящего, средоточие мудрости, душевной силы и веры (не только религиозной, но и веры в людей). Невероятная работа — мощнейшая, чудесная.
Отец Захария Бенефактов, священник — Николай Орловский. Персонаж, отчасти взявший на себя обязанности отсутствующего в инсценировке Тупикова «карлы» Николая Афанасьевича (и снова похвала — как же грамотно получилось обойтись без этого, по сути, важнейшего в романе героя). Трогательный, правильный и достоверный.
Ахилла Десницын, дьякон — Владимир Свирский. Здоровенный детина, кровь с молоком, да ещё и душа нараспашку, а чувства — взрывные. Пожалуй, один из фаворитов зрительного зала. И вы в им проникнетесь, обещаю. Невероятный актёрский успех.
Наталья Николаевна, жена Савелия — Александра Кесельман. Какая же она трогательная и любящая!.. И она действительно мудра — пусть этого и не видно сразу.
Варнава Васильевич Препотенский, школьный учитель — Михаил Крылов. Ну, это песня… Слабый человек, оказавшийся в итоге сильным — пусть и не выдержавшим свалившиеся на него испытания. Один из моих однозначных фаворитов — и совершенно такой, как Лесков описал.
Измаил Термосесов, секретарь ревизора Борноволокова — Александр Мичков. Последнее имя в программке — но вы не верьте. Это — главный гад в спектакле. И он… шикарен. Термосесов — письмоводитель князя, разъезжающего «с целию что-то ревизовать и что-то вводить» (то бишь, что это за ревизор, и какова его задача, не объясняет и Лесков — ну, значит, и нам неважно). Здесь — тот самый отрицательный герой, которому без сомнения отдаёшь сердечко при полном его отрицании (ибо сволочь же). А ещё он и на пианино сыграет… Невероятно прекрасен.
Остальных не буду описывать подробно, ибо окончательно уйду во славословия. Александр Моровов (цензор Троадий), Анатолий Анциферов (исправник Воин Васильевич), Вениамин Краснянский (предводитель дворянства Туганов), Екатерина Смирнова (помещица Плодомасова), Лилия Егорова (почтмейстерша), Степан Пьянков («комиссар» Данилка), Ольга Бодрова (Дарья Николаевна Бизюкина), Рифат Аляутдинов (Ермошка), Денис Аврамов (Князь Борноволоков) — это всё подарок истинному театралу. Что ни роль — сказочное зрелище. Я любовалась каждым и поражалась, как можно вот так не работать — существовать. Великолепные, однозначно.
«Чающие движения воды» — спектакль, который прилепится не к каждой душе, увы. Потому что мы привыкли к смене планов и кадров, к кружащей голову скорости и «моральному давлению» на зрителя. А здесь — всё, как в жизни. Тут не давят и не эпатируют — эта постановка доносит Мысль.
В спектакле есть масса моментов, которые заставят от души посмеяться. А несколько раз я искренне всплакнула. Но главное — я много думала.
«Чающие движения воды» — это вещь, во-первых, для тех, кто любит истинную классику — пусть она и не является таковой в чистом виде. Как я уже намекнула, это — классика сегодняшнего дня, и, коли вы не жаждете некоего «театрального поиска» и иносказания (а я в последнее время насмотрелась примеров — и потом у «Фоменок» просто заново рождалась), то вот вам вариант.
Во-вторых, это спектакль для тех, кто жаждет погружаться в мысль автора и искать с ней точки соприкосновения или же разногласия. А в-третьих — для тех, кто любит хорошую, крепкую и интересную режиссуру при отличной литературной основе.
Это — Лесков. Это — чудесный современный театр. И это — главное! — не про религию (я же знаю, что куча народу решит не идти на спектакль, посчитав его эдакой проповедью). Это — про Истину. И главное — что, в итоге, каждый придёт к своей Истине.
Впрочем, можете добраться до Мастерской Фоменко хотя бы для того, чтобы оценить шикарную работу артистов. У труппы какой-то свой собственный профессиональный язык, отличающий её от прочих. И мне он крайне по душе.
«Чающие движения воды» — спектакль, после которого светло. Печально, но светло. А не это ли нам всем нужно?