Сбор труппы в ознаменование начала 99-го сезона Московского академического театра сатиры, состоявшийся 6 сентября, оказался на удивление многолюдным. Впрочем, это легко объяснимо: впервые на данном мероприятии присутствовал не только коллектив непосредственно Театра сатиры, но и служащие примкнувшей к нему Прогресс Сцены Армена Джигарханяна. «Теперь это один большой организм», — констатировал завершение процесса объединения художественный руководитель театра Сергей Ишханович Газаров.
Он напомнил, что отныне в активе «Сатиры» четыре сцены: историческая (на которой и происходил сбор труппы), «Чердак сатиры», та самая Прогресс Сцена Театра сатиры на Ломоносовском проспекте и Детская сцена на улице Кооперативной (метро Спортивная).
«В общей сложности это около 2000 посадочных мест, — сообщил Газаров, — и мы будем стремиться, чтобы они были заполнены всегда. Это одна из наших главных целей — и чтобы, конечно, был интерес зрителей».
Продолжая подсчёты, художественный руководитель озвучил, что в результате объединения в труппе состоит 121 человек (зал живо отреагировал на такую серьёзную цифру). «Это замечательно! Если б вы знали, как легко распределяются сейчас роли в будущих спектаклях! Это здорово!» — поделился Газаров.
Всего же в объединённом театре служит более 450 человек. «Мало театров, которые могут похвастаться такой мощью. Мы — достаточно большая и заметная фигура на шахматной доске, и мы должны будем это доказывать теперь с удвоенной силой».
Тем не менее, уже объёмная и многогранная труппа пополнилась новыми людьми. К Театру сатиры официально примкнули Александр Мохов, Ангелина Стречина, Фёдор Лавров, Андрей Анкудинов, Зоя Бербер, Сергей Шнырёв и Илья Малаков. «Я хотел бы поприветствовать вновь поступивших и сказать, что это взаимное решение, никто никого ни к чему не принуждал — и это отдельно радует и говорит только о том, что и всё остальное будет делаться по любви», — заверил Газаров.
«В нашем театре огромное количество потрясающих, фантастических артистов — это я говорю вам, отработав здесь уже восемь месяцев. Потрясающее количество тонких, чутких, мощных артистов. И надо, чтобы они все работали, играли и имели то самое удовлетворение, ради которого они живут эту жизнь в этой профессии», — и здесь с Сергеем Ишхановичем невозможно не согласиться.
По традиции поздравив юбиляров и вручив благодарственные письма от Департамента культуры, художественный руководитель перешёл к рассказу о том, что было сделано перед началом сезона.
Отремонтирована 21 гримёрка, появились долгожданные кондиционеры. Закуплен новый световой пульт («Последний в России — мы успели его хватануть») и световые приборы, а значит, теперь спектакли будет выглядеть ещё более впечатляюще. «Что придумаем — то и сможем сделать, это очень важно».
А вот эта новость порадует всех зрительниц (как бы странно это не звучало, но подобное внимание со стороны театра бесценно): в дамском туалете почти вдвое увеличено количество кабинок, с 14 до 24. Нет очередям!
Обновлён зрительский буфет («Надеюсь, что изменения не только визуальные, а ещё и качественные»), кассовая зона, фойе театра — и ремонт будет продолжаться (в том числе и в других зданиях «Сатиры»). Одно из самых заметных и вожделенных нововведений — появление центрального прохода в зрительном зале (это не только удобно, но и соответствует требованиям МЧС).
Приступая к освещению творческих планов Газаров отметил: «Я хотел бы поблагодарить фонд «Искусство, наука и спорт» Алишера Усманова, который помогает нам. Всё, что мы делали, сделали и ещё сделаем — это в основном благодаря меценатской помощи Алишера Бурхановича, который видит в этом смысл».
Итак, что же нас ждёт в новом сезоне?
- Основная сцена
20 и 21 октября состоится премьера спектакля «Невольницы» по пьесе Островского (реж. Михаил Мокеев). «Надеюсь, что мы продолжаем демонстрировать классику в современном прочтении», — отметил Сергей Ишханович, посетовав, что замечательная пьеса нашего классика была несправедливо забыта и крайне редко ставилась в театрах, тем более, что она поразительно актуально и современно звучит в наши дни. Текст Островского будет полностью сохранён и «приправлен» зонгами в жанре инди-рока.
Во второй половине сентября сам Сергей Газаров начнёт репетиции спектакля «Весталка» (пьесу специально для Театра сатиры написал Николай Коляда на основе романа Николая Никонова). «Это история о Великой Отечественной войне, история очень серьёзная, щемящая и честная. Очень патриотическая — прежде всего, духом человеческим, а не поступками». Пьеса крайне «многонаселённая» — в её последней редакции 28 персонажей, и учитывая, что работать будут два состава, занята в спектакле будет почти половина труппы. Интересно, что большинство персонажей — женские (ибо война показана именно глазами женщин). Декорации изготовил Владимир Арефьев, музыку напишет Алексей Айги, а за хореографию будет отвечать Сергей Землянский. Премьера запланирована на середину февраля.
По идее Сергея Газарова завершаться сезон будет постановкой «Собачье сердце» (либо ей начнётся сезон следующий, сотый). Сейчас идёт работа над инсценировкой повести Булгакова и над пространством спектакля. Тот же Землянский станет отвечать за пластику — не в последнюю очередь, пластику собачью.
- Чердак сатиры
13 октября зрители увидят спектакль-вербатим «Этот ребёнок» по пьесе Жоэля Помра в постановке Никиты Кобелева (кстати, с календарной точки зрения это будет первая премьера сезона). «Пьеса непростая, очень лаконичная, но именно из-за этого она требует определённой формы… И проблема, которая там ставится, чрезвычайно важна в любом обществе».
Ещё одна работа — «Женитьба» Гоголя (реж. Филипп Гуревич). Пока информации о постановке нет, но я полагаю, что снова можно с уверенностью говорить о классике в современном прочтении.
- Прогресс Сцена
Режиссёр Роман Габрия начнёт работу над спектаклем «Крупа и Фантик» по повести Евгении Мальчуженко. «Это очень интересная история между Надеждой Крупской и Фанни Каплан. Их взаимоотношения очень необычны, даже жанр называется «документальная дезинформация». Очень смешно, не затрагивает ни политических, ни религиозных тем, никого не обижает — просто две женщины разговаривают о жизни».
Ещё я увидела, что весной должна появиться постановка «Четыре собаки на площади Революции» по пьесе Родиона Овчинникова (реж. Александр Мохов — тот самый, который влился в актёрскую труппу театра), но её секретов пока не открывают (и я даже не в курсе, на какой из сцен она будет идти). Что ж, тем интереснее ждать новостей!
Грядёт и расширение репертуара, направленного на детей.
Михаил Макеев представит новую интерпретацию того самого «Карлсона», который «отпремьерится» на Основной сцене» в начале декабря. «Мы дадим ему новую жизнь — хотя бы раз в сто лет это надо делать. Мы подготовимся к столетию театра со многими изменениями в спектакле. Осторожными — но изменениями. Всё-таки прошло какое-то время. Там будет и состав исполнителей новый, в связи с этим и поведение станет немножко динамичней, может быть, поменяется или добавится музыка (скорее всего, второе), свет, декорации, костюмы… Надо будет предусмотреть интерактивность с детьми. Во всяком случае, я в правильных ожиданиях, оттого, что это легендарный спектакль Театра сатиры, который должен жить», — прояснил Газаров будущее нового «Карлсона», добавив, что всё в мире меняется, и нынешние дети — совсем не те, что были много лет назад. А значит, нужно учитывать реалии (не обошлось без тонкой, но вполне уместной шпильки в адрес «Синей птицы», не знавшей перемен целый век) и вносить современные веяния даже в проверенную временем классику.
А на Прогресс Сцене в канун Нового года появится «Житие и бытие Ивана Семёнова, второгодника и второклассника» (реж. Михаил Плутахин). «Этим спектаклем мы хотим открыть детский марафон, который будет идти ежедневно аж до 10 января», — порадовал всех родителей Сергей Ишханович, вспомнив, что год назад подобный марафон получился весьма успешным.
И, конечно же, художественный руководитель подробно рассказал о детском театре на Спортивной. Он разместится в здании, в котором начиналась история Театра Джигарханяна. В камерном зале всего 82 зрительских места, и именно он превратится в Детскую сцену Театра сатиры. Спектакли будут направлены на малышей (максимум — до 10 лет).
Премьерная постановка — «Щелкунчик и Мышиный король» по сказке Гофмана — порадует маленькую публику уже в конце ноября. Есть идеи поставить «Кошкин дом» и «Волшебника Изумрудного города» (здесь задумка непростая: создать кукольно-теневой спектакль с элементами цирка).
«Это очень серьёзная тема — детские спектакли, — справедливо заметил Газаров. — Я даже не говорю, что это коммерчески очень выгодно, нет. Я говорю о том, что поколение другое. И, когда начинаешь разговаривать с детьми, достаточно много о себе самом узнаёшь. Мой учитель говорил, что ребёнок — самый привередливый зритель, и его очень трудно обмануть. Он поверит тебе — только один раз. И если ты его обманешь во второй раз — всё, он просто встаёт и уходит».
Безусловно, организация отдельного детского пространства, расширение репертуара, рассчитанного специально на «начинающую публику» — это невероятно ценное деяние. И я, как мать четырёхлетнего театрала, буду с интересом следить за афишей — тем более, что Детская сцена расположена буквально в двух шагах от метро, и возить на спектакли малышей будет истинным удовольствием.
Ещё одним важным событием сезона станет фестиваль-лаборатория «ХОРОШО!», посвящённая творчеству Владимира Маяковская и приуроченная как к 130-летию с его рождения, так и 100-летию театра. «Мне кажется, что имя Маяковского тесно связано с Театром сатиры, — признался Газаров. — Во-первых, мы находимся на площади Маяковского. Потом, «Мистерия-буфф», «Баня», «Клоп» — большие, исторически важные спектакли этого театра, известные и любимые».
Главной целью лаборатории станет возвращение в репертуар «Сатиры» спектаклей по произведениям Маяковского. Формат фестиваля будет таким: молодые режиссёры создадут эскизы постановок, и тот, который в итоге победит, превратится в полновесный спектакль. Молодость участников первостепенна — как сказал Сергей Ишханович, с момента их выпуска из института должно пройти не больше пяти лет. Иными словами, миссия мероприятия — поиск молодых талантов по всей стране. Примет лабораторию Прогресс Сцена.
Напоследок Газаров замотивировал всех уже сейчас поразмышлять над сотым сезоном — различными праздничными мероприятиями, творческими поисками, приуроченными к юбилею, необычными идеями… В конце концов, нужно заняться и музеем театра, доведя его за год до совершенства и сделав его интересным и полезным для посетителей.
Но это всё будет актуально только в следующем сезоне. А уже 31 октября, меньше чем через два месяца — другая важная для «Сатиры» дата. 100 лет исполнилось бы Анатолию Дмитриевичу Папанову. Художественный руководитель предложил отметить этот юбилей, подготовив концерт ли, спектакль ли — пока не решено, но сделать это нужно максимально искренне и сердечно (тем более, что в театре до сих пор служит множество людей, знавших и любивших Папанова).
Как видите, планов у Театра сатиры масса, и Сергей Газаров смотрит на их воплощение вполне трезво. Надеясь на лучшее, он понимает, что реальность может всё изменить как к худшему, так и наоборот: «Надо жить каждый день и смотреть: что-то добавится, что-то заменится, что-то удвоится».
А тем же вечером, 6 сентября, театр чествовал своего президента, Александра Анатольевича Ширвиндта, которому во время летнего отпуска, 19 июля, исполнилось 88 лет. Газаров так трактовал этот возраст: «88-летие, бесконечность — и мы желаем абсолютной бесконечности прежде всего в здоровье, в жизни и работе в этом театре!»
Сезон открылся праздничной версией спектакля «Где мы?∞!…» — зрители поприсутствовали на дне рождения Ширвиндта (который, стоит заметить, исполняет в этой постановке главную роль) и, думается, запомнят эту феерию надолго.
Пусть весь год до столетия окажется для Театра сатиры не менее ярким и интересным! А мы, зрители, с нетерпением ждём премьер — впрочем, и давно любимые спектакли тоже с удовольствием посетим ещё не раз.