Мне кажется, что, услышав о премьере очередного спектакля по «Острову сокровищ» Стивенсона, большинство из нас сразу подумает: «Отлично, проверенный временем материал!» — после чего закручинится: «Так-то да, но… что нового можно здесь сказать?» И действительно: стоит ли в очередной раз ворошить бумаги капитана Флинта, если даже сейчас в Москве идёт как минимум пять одноимённых спектаклей про пиратов и юношу Джима со товарищи — драматических и мюзиклов, антрепризных и входящих в репертуар какого-либо театра?
К счастью, режиссёра Александра Коручекова этот факт не напугал, и в самой середине сентября он представил свою версию «Острова сокровищ» на сцене РАМТа. Я хочу прямо сразу, предваряя подробный рассказ о премьере, резюмировать свои впечатления: друзья мои, это было мощно! Прекрасная, сильная, интереснейшая постановка, которая придётся по душе не только подросткам (особенно мальчишкам), но и вполне себе взрослым и серьёзным театралам.
Значит, так: Коручеков решил «вернуться к истокам» — собственно, к тексту Стивенсона, который отнюдь не отличался позитивом и слащавостью. «Остров сокровищ» — книга суровая, в ней убивают и предают, а пираты — страшные люди, а не милые комические недотёпы. И режиссёр решил отбросить стереотипы — кстати, насаждённые в наши сердца не чем иным, как прелестным мультфильмом 1988 года, который изначально был пародией на пиратские истории, но внезапно стал, по сути, каноническим (до появления этого шедевра «Киевнаучфильма» роман Стивенсона воспринимался в нашей стране абсолютно иначе)…
Так вот, Коручеков замыслил отбросить стереотипы и напомнить, что «Остров сокровищ» был написан отнюдь не для малышей, а для юношей с сердцами горящими, уже что-то в этой жизни понимающих, стремящихся к морской романтике, а главное — научающихся пронзать ценность дружбы и (что немаловажно!) верности родной державе и короне. (Дабы не уходить в ненужные политические дебри, предлагаю сойтись на том, что здесь в первую очередь важен момент верности своим идеалам.)
И премьера РАМТа — для этой же аудитории. Создатели обозначили её жанр так: «рок-баллада для подростков». Важно: этот «Остров сокровищ» — не мюзикл (как многим может показаться после знакомства с афишей), но полновесный драматический спектакль.
При этом музыка играет в нём одну из важнейших ролей. Она звучит на протяжении всей постановки, меняя настроение, темп, ритм и даже стилистику. По большей части это действительно рок — и замечательный! Тут есть и множество инструментальных композиций, и своеобразные «зонги» (это когда персонажи мелодекларируют под гитарные риффы), и даже немного рэпа (во втором акте именно этот жанр помогает Джиму излить чувства)… Имеется и одна полноценная песня — та самая, про «15 человек на сундук мертвеца» (обещаю — это дело вы потом будете напевать на протяжении недели минимум).
Композитор Дмитрий Волков создал прекрасное театральное полотно (впрочем, тут я ни разу не сомневалась), и здесь тот случай, когда без музыки (или же в сопровождении каких-то иных мелодий) все «кусочки» постановки сложились бы в совершенно другую картину.
«Остров сокровищ» — крайне современный и технологичный спектакль. И ведь, нет, львиная доля публики не обратит никакого внимания на «навороты» постановки — но в данном случае это здорово. Потому что все находки, все ухищрения, при помощи которых режиссёр и его команда добивались искомого результата, настолько гармонично сочетаются друг с другом, настолько идеально ложатся в общую канву, что даже непонятно, как это всё сложно и нетривиально.
Спектакль смотрится легко и с удовольствием. Потому что никто не жаждал продемонстрировать — видали, как мы сделали, а? Во как можем! Тут тот редкий случай, когда за основу берутся технологические возможности театра XXI века, и «просто» делается высококлассная постановка.
При этом, великолепные «живые» видеопроекции (карта Флинта) сменяются на совершенно «классический» театр теней. И я даже не могу определить, что получилось более впечатляющим — чудо техники или «дедовский приём», задействованный столь изобретательно и остроумно, что я и аналогов не припомню.
А я вернусь к тому, что рассказ у нас — суровый и по-настоящему мужской (кстати, в списке ролей — ни одной женской, что здесь совершенно уместно и логично). Потому декорации Максима Обрезкова порадуют вас только одним цветом: чёрным.
Всё это невероятное нагромождение форм и размеров (по факту являющееся бесчисленным множеством поставленных друг на друга деревянных ящиков), трансформирующееся, перемещающееся и превращающееся то в таверну, то в пристань, то в «Испаньолу», то в форт, а то и в сам Остров сокровищ, выкрашено радикальной чёрной краской. Никаких буйств тропических растений, никаких ярких расцветок, которых мы по привычке ждём от детища Стивенсона.
Но это отнюдь не потому, что театр вошёл в жёсткий режим экономии. Во-первых, это всё — ну очень красиво (понятно, что здесь всплывает вопрос вкусовщины, но я же пишу исключительно от своего имени — и вот я такое очень люблю). Во-вторых, оставляя за декорациями, по сути, функцию фона, режиссёр безоговорочно выводит на первый план артистов — а они наичудеснейшие (а как иначе — это же РАМТ).
А в-третьих, роль кисточек и красок выполняют впечатляющие видеопроекции Аси Мухиной (они в «Острове сокровищ» на самом деле уместны и необходимы, а не просто эдаким «аттракционом» для увеселения почтеннейшей публики являются) и, конечно же, королевский световой дизайн Руслана Майорова.
Я как раз на днях читала вот такое: некий режиссёр требовал, чтобы его спектакль шёл в сером цвете. А это практически нереально — законы физики не позволяют. Так вот, Майоров физику победил (если вам интересно — светорежиссёр из моего короткого рассказа тоже… «но это уже — совсем другая история!»). Самые жёсткие, тягостные, суровые сцены залиты мышасто-серым светом (данному эффекту очень помогает дым). И как же это правильно с точки зрения атмосферы и настроения постановки!…
И внезапно — всполохи красного (воспоминания о пиратах), синего цвета (море) или жёлтого огня (батальные моменты)… Именно там, где они нужны, и где они максимально кинематографичны. Эстетическое наслаждение, а не спектакль!..
Да, зрители партера, готовьтесь: вас не только дымом зальют, но и попробуют несколько раз выдуть из зала. Эффект морского ветра — стопроцентный! Я радовалась, как дитя, каждый раз, когда заводились «ветродуйки».
Отдельный поклон — костюмам Марии Даниловой. Как и в музыке, здесь абсолютно неожиданное сочетание стилей (историческая одежда «стыкуется» со вполне современной — а потом ещё немного «полируется» моим любимым стимпанком), которое не просто гармонирует друг с другом, но вообще смотрится так, как будто и было исключительно подобным образом задумано в той самой Англии XVIII века.
И сразу поаплодирую хореографу Сергею Землянскому и мастеру сценического боя (одной из главных ахиллесовых пят нашего театра в целом) Вячеславу Рыбакову. В «Острове сокровищ» красиво всё — и сцендвижение во всех его проявлениях отдельно. Оно связывает в наиболее крепкий узел музыку и артистов — и вот вам рок-баллада в наилучшем виде.
Ну, и она — режиссура. Мне кажется, что, работая над спектаклем, Александр Коручеков просто решил получить максимальное удовольствие от процесса (ну, и доставить его как артистам, так и всем цехам, трудящимся над постановкой). А потому он творил исключительно, что хотел. Но, правда, только то, что было ему по нраву.
Никаких тормозов — даёшь полёт фантазии! И я выражусь пусть банально, зато правдиво: такого «Острова сокровищ» вы ещё не видели!
Нет, я не перехваливаю постановку — и не боюсь этого сделать. Да и как бы у меня это получилось, если в ней куда ни ткни — маленький шедевр (или хотя бы уместная находка)?
Доля хулиганства. Весомый ломоть юмора. Сектор трагизма. И — огромная, невероятная любовь к искусству, к театру, к приключениям, к морю, к Стивенсону… к своей публике — что, как по мне, наиболее ценно.
Коручеков творит и изобретает. Зная бесконечное множество постановок романа (и в театрах, и на экране), он умудряется создать собственную версию — не похожую на другие.
Откровенно говоря, в начале будут отсылки к привычному — скажем, при первом своём появлении Ливси, Смоллет и Трелони однозначно напомнят вам персонажей из уже упомянутого мной мультфильма 1988 года. Но это — обдуманный приём, чтобы показать зрителям прикипевшее к сердечку (тем паче, они этого и ждут) — и почти сразу, отринув его, «переселиться» в иную вселенную.
Постановщик создал спектакль, в первую очередь ориентированный на подростков (неудивительно — сюжет такой), но интересный всем тем, кто ценит сегодняшний, необычный, умный, цельный, глубинный театр — вне зависимости от возраста.
Вот ещё интересное решение: видимо, дабы не углубляться в политические и религиозные моменты, Коручеков заменяет гимн Великобритании на The House of the Rising Sun (понятия не имею, почему именно американская песня выбрана, может, потому что все её знают… но как звучит!..), а молитву — на «Вересковый мёд» того же Стивенсона. И то, и другое — баллады (в нашей рок-балладе они — как у себя дома). И тут почти неважно, что поют и произносят персонажи. Главное — как. Эти моменты — чуть ли не сильнейшие в спектакле.
Я не буду перечислять полюбившиеся мне режиссёрские находки — в данном случае это, пожалуй, будет спойлером. Так скажу: я бы могла по всем сценам подряд пройтись и сотворить трактат страниц на 10 под рабочим названием: «Вот это было круто!»
Так что верьте на слово: «Остров сокровищ» в РАМТе — это ещё одна удача театра (а там в последнее время что ни премьера, то праздник души), которую я всем искренне рекомендую увидеть лично. И неважно, любите ли вы рассказы про пиратов или стараетесь их обходить по широкой дуге.
Тут тот случай, когда мне вообще не к чему придраться — а я ведь старалась. И, напоминаю, я — человек взрослый и далёкий от этих ваших морских романтик. Да и вообще — не мальчик. А поди ты — в восторге! Ибо истинный театр остаётся таковым вне зависимости ни от чего.
Пару слов напоследок оставлю об артистах. РАМТ позволил во время пресс-показа увидеть оба состава (коли роли их предполагают), разделив акты между исполнителями.
Джим Хокинс — Алексей Весёлкин-мл. и Прохор Чеховской. Слишком разные, чтобы сравнивать. Слишком замечательные, чтобы оценивать. В общем, вне зависимости от фамилии в составе на конкретный день, бегите в РАМТ. Оба — шикарны.
Джон Сильвер — Сергей Чудаков и Александр Гришин. Эти — ещё более непохожи друг на друга. В тех сценах, когда Сильвер ещё не раскрыл свою истинную суть, первый — эдакий рубаха-парень, душа компании. А второй — местный юморист, любимец публики. Зато вот в качестве главаря пиратов и Чудаков, и Гришин — товарищи мерзкие и одинаково пугающие. Красавцы же.
Доктор Ливси, сквайр Трелони, капитан Смоллет — Денис Баландин, Андрей Бажин, Олег Зима. Шикарная троица, которую режиссёр максимально постарался раскрыть — и в этом преуспел. Сначала эти персонажи кажутся комедийными — и, внезапно, приобретают телесность, серьёзность и вес (но элементы комедии при этом, к счастью, всё равно никто не отменяет). Рекомендую.
Том Редрут — Алексей Блохин. Специально придуманный для спектакля слуга Трелони. Верней, не так: в книге этот персонаж был, но так, мельком. В постановке он стал одним из главных героев. И он… пронзителен.
Далее — много разных пиратов (Алексей Мишаков, Александр Пахомов, Дмитрий Бурукин, Виталий Тимашков, Алексей Гладков, Андрей Гальченко, Алексей Бобров, Данила Богачёв, Николай Угрюмов). Тут и Билли Бонс, и Чёрный пёс (и даже Бен Ганн — он ведь тоже пират), и Слепой Пью, и прочие. Очень здорово — плюс, учтите, именно на этих людей падают все функции «ансамбля», то бишь, они исполняют по несколько ролей сразу. Классно.
И моя (да что там моя — всего зала) отдельная любовь — попугай Флинт, он же Владимир Зомерфельд (вот умеет РАМТ попугаев «оживлять» — в «Днях Савелия» Игги впечатлялась, тут — данным товарищем). Это, я вам скажу, надо видеть. И впервые финальные: «Пиастррры! Пиастррры! Пиастррры!» — звучали столь страшно…
От всего сердца благодарю РАМТ за «Остров сокровищ» — спектакль, который мог бы стать лишь одним из многих рассказов про пиратов, а стал событием.
Потому что создатели делали просто крутую вещь: не взирая на возраст целевой аудитории, обстановку в мире, плотность воздуха за окном, наконец… И они победили.
Так что приходите в РАМТ — и смотрите «Остров сокровищ» (и другие спектакли, безусловно). Таким Театр и должен быть. Искренним. Ярким. Чувственным. Интересным. Новым. Умным.
А не проникнитесь (мало ли — вкусы-то у всех разные настолько, что ух!..) — бутылка рому вам в помощь! И немного йо-хо-хо.