Если бы формат рецензии позволял просто написать что-то вроде: «Друзья мои, этот спектакль — великолепен, всем смотреть!..» — и снова погрузиться в свои эмоции и ощущения от похода в театр, я бы сейчас так и сделала. Потому что «Комедия двенадцатой ночи», только-только родившаяся в Театре на Бронной, однозначно чудесна, и пытаться разбирать её по косточкам — только портить впечатление тем, кто захочет оценить премьеру лично. Ибо есть риск «сломать» лёгкость и праздничность постановки — да ещё можно ненароком раскрыть некоторые её секреты, которым бы лучше остаться под спойлером.
Но деваться некуда, и я приступаю к изложению своих мыслей. Значит так: этот спектакль получил статус «скандального» ещё задолго до того, как его увидели первые зрители. Не буду углубляться в детали, но напомню, что изначально режиссёр Олег Долин планировал поставить «Двенадцатую ночь» Шекспира в Театре Ермоловой с максимально звёздным составом артистов. Премьера перенеслась с прошлого ноября на нынешний февраль, а затем и вовсе отменилась. Кто следил в интернете за противостоянием Меньшикова и Долина, тот и без меня в курсе вопроса, а в целом важно вот что: так или иначе, но спектакль Долина появился на свет — в Театре на Бронной и даже частично с «изначальными» артистами.
Не знаю, какова доля «оригинальных» наработок в нынешней постановке, да это и неинтересно. Главное, что результат подтверждает: за этот театральный фейерверк действительно стоило побороться. Ибо здесь радует глаз и душу буквально всё — от первой и до последней секунды.
Современная комедия дель арте — с сочным гротеском, почти цирковыми гэгами, сверхэкспрессивными жестами, утрированными костюмами и гримом. Это безбашенное хулиганство, красивейший аттракцион, миссия которого — развлечь почтеннейшую публику. И с этой задачей спектакль справляется на ура.
«Двенадцатая ночь» — история без двойного дна и каких-либо подтекстов. Это чистой воды комедия положений — тут надо смеяться, а не размышлять. Почему нет — подобный жанр весьма востребован и любим зрителями, а в непростые времена он ещё и становится отличным лекарством от депрессии. Главный вопрос — талантлива ли конкретная постановка, несёт ли она ценность или является очередной пустышкой, прячущей внутренний вакуум за яркой обёрткой?
Спектакль Долина — пример того, как нужно ставить комедии положений. Классические комедии положений, я замечу! Отличный юмор — с одной стороны, универсальный, понятный всем. А с другой — никакой пошлости, никаких низкосортных шуточек (не будем кривить душой: именно на них зачастую выезжают режиссёры, работающие в данном жанре). Не зря на сайте стоит возрастное ограничение «12+» — можете смело вести детей такого возраста на «Комедию двенадцатой ночи». Те, кто помладше, могут просто не понять, что именно им показывают (да ещё пара выходок шута может их смутить, а про алкогольную проблему, между прочим, поднятую лично Шекспиром, вообще молчу). Взрослые же, ручаюсь, будут если не в восторге, то, как минимум, в крайне приподнятом расположении духа.
Декораций — ноль. Их роль выполняют движущиеся кулисы и сценическое освещение (художник по свету — Нарек Туманян). И в этой лаконичной обстановке творится настоящее чудо. Первую скрипку постановщик вручает артистам — и делает это совершенно оправданно. Актёрский ансамбль невероятно органичен на арене доверенного им театрального шапито. При этом гротеск ни на долю секунды не превращается в клоунаду: каждый из персонажей абсолютно живой и правдивый… хоть и весьма своеобразный.
Работают все решения режиссёра — и это огромная редкость. А как хороши абсолютно одинаковые и с завидной регулярностью повторяющиеся жесты удивления, которые не только не надоедают зрителям, но с каждым разом радуют всё сильней…
Долин не осовременнивает пьесу, не переносит её в наши дни, не купирует и не меняет текст. Он помнит, какой год на дворе, отдаёт себе отчёт, что столичная публика уже видала, пожалуй, всякое, и не стремится никого удивить. Режиссёр «просто» дарит нам отличную комедию, работая с формой, но не с сутью. И потому мы смотрим стопроцентного Шекспира — но такого, каким он и должен быть в 21 веке.
Тут уместны даже чёрно-белые костюмы большинства персонажей (это мой любимый мозоль же — в какую постановку ни ткни, все монохромные). Потому что на их фоне цветные «мазки» (пиджаки Виолы и Себастьяна, перчатки шута, колготы Марии, брюки капитана — красные, платья Оливии — синее и зелёное, элементы наряда Мальволио — ну, это смотреть надо) выглядят эдакими сияющими шариками на ёлке, делая всю картинку сочной и переливающейся (художник по костюмам — Евгения Панфилова).
Да, вот такое загадочное явление: чёрная сцена (художник-постановщик — Елизавета Борисова), не слишком пёстрые наряды персонажей — а спектакль при этом яркий и дарящий желание жить.
И один из моих любимых элементов имеется — живая музыка. Пианистка, флейтистка, контрабасист и гитарист приютились в уголке сцены, не только аккомпанируя происходящему, но и временами принимая в нём непосредственное участие.
Я уже не единожды упоминала артистов — так вот, теперь о них подробнее. Не могу определиться, кто стал истинным королём спектакля — Мальволио (Сергей Епишев) или же сэр Тоби (Виталий Довгалюк). У первого не слишком много выходов на сцену (так Шекспир придумал, что поделать), но каждый из них — подарок публике. Мальволио у Долина — брат-близнец дворецкого семейки Аддамс. Тип, в общем, мерзкий и скучный — и не возникает никакого удивления, когда Мария со товарищи решают его наказать. Дождитесь финала — будет нечто незабываемое.
А сэру Тоби Долин позволил блистать и искрить — и актёр пользуется карт-бланшем на всю катушку. Тут, конечно, спасибо Шекспиру — он придумал своих персонажей так, чтобы каждый был интересен и хоть чем-то, да необычен. Режиссёр «выкручивает ручки яркости» до упора — и его герои творят невероятное. Довгалюк — какая-то отдельная, но всецело связанная с ней комедия внутри комедии. Мои аплодисменты!
Бесконечно хорошо «девичье трио»: Виола (Владимира Петрик), Мария (Лина Весёлкина) и Оливия (Диана Огай). Актрисы отжигают по полной (простите меня за сие выражение, но подходящего синонима банально подобрать не смогла — ну, они же реально отжигают). Особенно низкий поклон — Диане Огай. Если Виола и Мария с самой первой сцены заявлены персонажами комическими, то Оливия раскрывается постепенно. Крещендо, знаете ли, такое. И чем дальше — тем круче героиня.
И как промолчать про остальных? Орсино (Владимир Яворский), Себастьян (Андро Симонишвили), сэр Эндрю (Максим Шуткин), шут (Сергей Кизас), Антонио (Александр Макаров) и капитан / священник (Денис Зайнуллин) прекрасны и очаровательны. Тут, понимаете, тот случай, когда я говорю о симпатичном актёрском ансамбле. Нет, даже не во внешности каждого конкретного артиста суть. Но вот нравятся тебе все люди, появляющиеся на сцене. А потому и спектакль делается ещё более привлекательным.
Резюмирую: жизнь дала трещину и хочется как-то её расцветить? Или, напротив, всё так хорошо, что ни до каких трагедий дела нет, а вот чего-то радостного душа требует? Или просто любите классные комедии? Тогда срочно идите на «Комедию двенадцатой ночи»! (Да, я видела цены на билеты, но в Театре на Бронной зал довольно компактный, можно смело садиться на балкон или в амфитеатр.)
На два часа забудьте обо всём — и погружайтесь в смешное. Я проверила: действует безотказно.
…кстати, бонусом может и Дух любви в вас попасть своей виртуальной стрелой. Да, тут этот «амур», как и всё остальное, весьма неординарный, в чёрном костюме щеголяющий. Но, судя по героям спектакля, его выстрелы работают. А ну как повезёт?..
Для выпускного студенческого театра это нормально, для художественного руководителя театра это позорище. Зрители уходили с первых минут, А после антракта осталось половина зала. Возвращаясь, обсуждали Зачем (нами глубокоуважаемый Богомолов )разрешил эту постановку???Если только подковёрные игры чиновников от культуры и скандал с Меньшиковым.
Очень жалко Потерянное время, Не говоря уже о завышенной стоимости билетов.
Ну, о вкусах не спорят, правильно же? Оценить количество (и реальность) уходящих зрителей не имею возможности — не видела же эту картину своими глазами. А ценовая политика на Бронной, вроде бы, не секрет ни для кого.