Театр «Практика» вместе с Мастерской Брусникина выпускает последнюю премьеру календарного года и наотмашь лупит по актуалу! Я так скажу: требуется недюжинная смелость, чтобы в наши дни поставить вот такое. И, пожалуй, ещё молодость, позволяющая махнуть рукой на рефлексию в стиле «что станет говорить княгиня Марья Алексевна» и во весь голос заявить о том, что волнует и причиняет боль.
А команда спектакля молода на удивление — вся, от режиссёра Сергея Карабаня и композитора Дмитрия Шугайкина до артистов Мастерской Брусникина (Анастасия Великородная, Дарья Ворохобко, Никита Ковтунов, Сергей Шадрин, Кристина Якимушкина, Юлия Разумовская, Владимир Канухин, Полина Повтарь и Даниил Газизуллин), которым была доверена постановка. Нет, есть два «зрелых звена» в этой театральной цепочке — драматург Юрий strike Клавдиев и поэт Андрей Родионов (который здесь выступил в качестве актёра) — но они, как я понимаю, юны душой.
И, пожалуй, именно поэтому я не рекомендую смотреть «Когти в печень (никто не вечен)» зрителям, миновавшим 30-летний барьер. Ибо горящие глаза и максимально серьёзный подход к пьесе (и я вовсе не об отсутствии юмора — его в спектакле предостаточно) публике возрастной (примерно как ваша покорная) покажутся проявлениями не творческого энтузиазма, но юношеского максимализма. И в итоге сложновато будет созерцать происходящее и воспринимать оное полновесной постановкой, а не довольно инфантильной попыткой высказаться о важном.
А вот если вы сами молоды и горячи, то премьера «Практики» — для вас. Думаю, вы с этим спектаклем вполне будете говорить на одном языке и дышать общим воздухом. Плюс представители «старшего поколения» в постановке — яркие антагонисты (при, кстати, отсутствующих на сцене, но выпукло подразумеваемых протагонистах). Так что нам, пожившим, и ассоциировать себя не с кем — в отличие от «зумеров», являющихся бесспорной целевой аудиторией «Когтей в печень».
Собственно, о чём речь (уж простите, буду всеми силами избегать спойлеров, ибо даже малейший из них испортит впечатление от «живого» просмотра): в тринадцатом интернате начинает происходить странное. Сначала внезапно вырубается свет, затем начинает безо всякой логики и расписания включаться звонок, а самое страшное, что преподаватели, которых собирает в своём кабинете директор Калерия Михайловна, обнаруживают себя запертыми — дверь никакими средствами не открыть…
Это хулиганство воспитанников или же… самый настоящий конец света? Куда делись дети? Что происходит с завхозом и преподавательской четой Кроличенковых? В общем, кто виноват и что делать?
А сделать каждый должен только одно: выбор, который и предопределит дальнейшее.
Скажу вам честно: лично я никак не могла отделаться от вайбов книги Мариам Петросян «Дом, в котором…» Но, в отличие от романа, пьеса Клавдиева гораздо более безыскусна и даже во многом наивна. Однозначно хорош язык автора: внимать диалогам одно удовольствие. Только учтите: со сцены звучит непечатная лексика (пусть режиссёр и предупредил перед началом, что «у нас немного мата», он покривил душой — мата много). А почему нет? Окажись я в ситуации, которую изобрёл драматург для своих персонажей, и не так бы заворачивала. Нормальные люди, непонятные условия и современный спектакль — так что всё вполне гармонично.
В общем, если мат уместен в постановке, если он органичен — значит, он нужен, как выразительное средство, а не используется голого эпатажа для. Тут — тот самый случай.
Интересно, что пьесе, как я подсчитала, примерно три года. Получается, мы имеем дело с эдаким «драматургическим предвидением»: ряд фраз и ситуаций стали максимально актуальными, скажем так, чуть меньше года назад. Да и проблема выбора нынче куда острее, нежели в 2019-м…
Карабань очень аккуратно подчистил часть диалогов в соответствии с недавно принятыми законами (отчего появилось дополнительное «сатирическое дно»), а моя душенька оценила, как был трансформирован последний монолог Лемешева: после удаления словечек «в лоб» он зазвучал и взрослее, и правильнее.
Полюбился мне и режиссёрский подход в целом: своеобразное столкновение банального «взрослого мира» с ярким анимешным миром супергероев. Добрый совет: выбирайте место ближе к середине зрительного ряда, чтобы увидеть комиксы-проекции во всех подробностях. Этот элемент постановки дивно хорош.
Как всегда на высоте артисты — «Практика» в очередной раз доказывает, что новое актёрское поколение способно на многое, а кое в чём (например, в умении достоверно проживать самые экстраординарные режиссёрские задачи) даст значительную фору «опытным коллегам».
А в целом «Когти в печень (никто не вечен)» — это крайне аполитичный политический спектакль. Или так: это политический спектакль, прикидывающийся бытовым. Или даже вот так (для зрителей постарше): это постановка, делающая вид, что она про политику, а по факту скрывающая за своей необычной формой ряд банальных мыслей и идей (ну, право, сматривали мы и более глубинные вещи, затрагивающие проблематику выбора).
И что теперь? Не ставить спектакли о семейных проблемах, ежели Шекспир уже всё сказал в «Гамлете»? Наложить вето на истории о несчастной любви, ибо Островский вспахал все поля? Конечно, это глупость какая-то.
«Когти в печень (никто не вечен)» — творение молодых для молодых. И их новый взгляд на старые вопросы. Возможно, уже недоступный нам, людям, на чьём торте не помещаются свечки.
Но поверьте: даже если главные мысли спектакля и покажутся вам странными и наивными, вы точно будете с удовольствием наблюдать за этим театральным комиксом во все глаза. И от души посмеётесь — комического в постановке масса. Только будьте готовы к обсценной лексике (коли не приемлете её — лучше оставайтесь дома). И ещё раз оцените, каким бывает сегодняшний театр. Интереснейшее зрелище, скажу я вам!