Премьеры в Театре музыки и поэзии под руководством Елены Камбуровой случаются сравнительно редко, но каждая из них становится (как минимум, для меня) настоящим событием. Оно и понятно: когда спектакль продуман, выпестован и любовно взращён, он никак не может получиться чем-то рядовым, проходным, неважным. А уж «Нянины сказки» — и вовсе история, которая меня ввела в такой восторг, что сейчас, не кривлю душой, мне сложно передать свои мысли и чувства.

Здесь был тот случай, когда постановку хотелось полновесно пережить внутри себя (не гарантирую, что у вас будет аналогичное «послевкусие», ибо мы же все разные). Потому к этому тексту я подступалась долго, но теперь готова рассказать вам всё о «Няниных сказках».

Итак, режиссёр. Гульназ Балпеисова. Человек, имеющий свой индивидуальный взгляд на театр и умеющий создавать мой любимый «сценический аттракцион», заставляющую почтеннейшую публику ахать на протяжении всего действа, но наполненный массой смыслов и подтекстов, а не созданный одного увеселения для. Гульназ уже ставила в Театре Камбуровой спектакли «Дорога Пипзама» и «24 часа из жизни женщины», потому было заранее понятно: «Нянины сказки», как минимум, удивят.

Сюжет основан на сказках Пушкина — с небольшим, но уместным (казалось бы, как до такого можно додуматься? А ведь логично же!..) вкраплением Андерсона. И верховодит всем она — Няня (сама Елена Камбурова). С одной стороны — Арина Родионовна. С другой — пиковая дама. А с третьей — вообще нечто, похожее на волшебника из «Обыкновенного чуда». Она ведь тоже творит свои миры, выдумывает вот этих всех персонажей. Правда, в отличие от героя Шварца, Няня по-матерински заботится о своих созданиях — наставляет их на путь истинный, напоминает, кто они такие… И учит любить. Других. Себя. Весь мир, наконец.

Любить в мире страшных сказок — это ведь ой как непросто…

А сказки здесь именно такие. Пугающие. Балпеисова объяснила, почему так: по её мнению, все люди, как ни странно, хотят… бояться. Не зря же мы в детстве с таким упоением рассказываем друг другу страшилки (адреналинчик так и хлещет, но, если что, можно в любой момент позвать маму, которая защитит и успокоит)? А потому страшные сказки — это что-то исконное, нутряное, притягательное. Пугаться, когда ты понимаешь, что на самом деле вокруг комфортно и уютно, действительно приятно. А когда всё заканчивается хорошо — приятно вдвойне.

Вот и предстают «Сказка о царе Салтане» (основной компонент сюжета, в который вкрапляется всё остальное), «Сказка о рыбаке и рыбке» (сначала нереально смешно — а потом не менее грустно, и это замечательно), незаконченная «Сказка о Медведихе» (вот уж душеразрывающая  сцена), «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» (тут коротко, зато звучит голос Смоктуновского) и Андерсоновский «Гадкий утёнок» (а только чтобы услышать, как его читает Камбурова, стоит приехать на Спортивную) в абсолютно незнакомом имидже.

Балпеисова трактует текст, как ей вздумается, ни на секунду, однако, не забывая о его глубинной сути. Режиссёр хулиганит и развлекается — для того, чтобы через минуту встряхнуть души зрителей чем-то бесконечно пронзительным и максимально серьёзным. На этих «эмоциональных качелях» хочется кататься вечно — от гротеска и клоунады до щемящей трагедии и обратно.

Вот к царю Салтану приплывают гости — и это то китайские товарищи, то заморские растаманы. Смешно! А вот сам Салтан рассказывает «Сказку о Медведихе» — и возникает непреодолимое желание спрятаться под стул от ужаса. Вот старик со старухой просят у золотой рыбки благ и богатств — уморительнейший момент. А вот тот же текст читает Няня — и почему-то ты сидишь и вытираешь слёзы…

Казалось бы — артисты рассказывают (а главное — проживают!) те самые сказки, которые знакомы тебе с детства. Но только сейчас ты понимаешь, что во всех этих текстах заключено нечто большее, чем мнилось прежде. И уже трудно провести грань между сказкой и реальностью…

И при этом всём «Нянины сказки» — вещь лёгкая и исключительно приятная для созерцания. Спектакль невероятно красив. Художник Ирина Пинова (Ютанина), художник по гриму Анна Серякова и художник по свету Антон Литвинов прекрасно помнят, что сценография — это не просто оформление постановки, а отдельный  вид искусства. Из зрительного зала будто бы открывается некий портал в иной мир — им хочется и восхищаться, и остерегаться его. Великолепная работа художников!

А как же в Театре Камбуровой — да без музыки? Партитура спектакля обширна: от классики (Мусоргский и Римский-Корсаков) до авторских композиций Олега Синкина (он же — музыкальный руководитель и аранжировщик постановки). Звучит и несколько записей Елены Камбуровой (а «поклонный» «Вальс на 1000 тактов» — запрещённый приём в отношении меня; я ж как эту песню слышу, млею от восторга, а потом две недели её под нос мурлычу).

За «живой звук» отвечает струнный квартет, вооружённый двумя скрипками, альтом и виолончелью. И как же без них — уникальных артистов театра? Лада Марис, Елена Веремеенко, Анна Комова, Евгения Курова, Алёна Парфенова, Артур Сахаров, Роман Калькаев, Евгений Вальц, Александр Мамедов (а в другом составе ещё и Данил Можаев, Евгений Астафуров и Александр Кольцов) во главе с ней — единственной и неповторимой Еленой Камбуровой — могут, кажется, всё. Они поют, танцуют, декламируют, веселят публику, заставляют её плакать, на отлично выполняют все нетривиальные задачи режиссёра — и органичнейшим образом существуют в гипертрофированном, но потрясающе очаровательном сумасшествии, рождённом фантазией Балпеисовой.

И немаловажно, что «Нянины сказки» — это постановка крайне современная и стильная. Если вы, как и команда спектакля, помните, что на дворе 2023 год, и любите нечто оригинальное в театре — то данная штука как раз для вас.

А я обязательно приду на «Нянины сказки» снова — буду со всем тщанием изучать детали и оттенки смыслов, ускользнувшие при первом просмотре. Ничего удивительного — в постановке такое напластование прекрасного, что охватить всё сходу просто невозможно. Так что увидимся в Театре Камбуровой!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Спасаюсь от ботов, замучали просто. Впишите нужную цифру: * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.