Сказка Валентина Катаева «Цветик-семицветик» — истинное раздолье для театра. Чудесная главная героиня, масса разнообразных событий и локаций, столь притягательное для маленьких зрителей волшебство — а главное, правильная и совсем не скучная мораль. Неудивительно, что история про чудесный цветок и девочку Женю вновь и вновь переосмысливается для сцены. Вот и Театр РОСТА в Царицыно (до недавнего времени — МОГТЮЗ) в марте представил свою версию сказки.
Театр Роста под руководством Нонны Гришаевой не зря пользуется любовью московских родителей: львиную долю репертуара здесь занимают спектакли для малышей (но есть и постановки для подростков и взрослой публики). Теперь к их дружной компании приобщился и «Цветик-семицветик» — мюзикл композитора Андрея Рубцова, маркированный как 6+, а по факту идеальный с пяти лет до окончания начальной школы.
Значит, смотрите: спектакль действительно создан именно для детей. Он не «заигрывает» со взрослыми, радуя их шуточками, малышам ещё не понятными, но не позволяющими родителям заскучать (единственная подобная фраза — про размер нынешних пенсий — со сцены всё же звучит, но она прямо просится быть произнесённой). Режиссёр (она же — автор пьесы) Дарья Борисова прекрасно понимает особенности своей «целевой аудитории» и простраивает спектакль по всем правилам как драматургии, так и психологии. (Но вы, взрослые, не печальтесь: вам постановка тоже покажется милой и симпатичной, это я вам обещаю.)
Художник-постановщик Нина Антропова поместила персонажей в старый московский дворик — в таких мы сами гуляли в детстве, они и сейчас ещё сохранились в некоторых районах столицы. Режиссёр намекает, что действие спектакля происходит в наши дни — скажем, Женя вспоминает, как отдыхала в Египте. Но, несмотря на это, ретроатмосфера Катаева, тёплая и чарующая, чувствуется в каждой детали постановки.
Источником вдохновения при создании «Цветика-семиветика» стала комедия дель арте (даже реальные маски тут присутствуют, хоть они и нарисованы прямо на лицах, что передаёт дух жанра, но при этом позволяет во всех тонкостях разглядеть мимику артистов). А значит, можно баловаться, пользоваться приёмами гротеска и в принципе ни в чём себя не ограничивать.
В «Цветике-семицветике» всего два действующих лица, не меняющих своей ипостаси на всём протяжении спектакля: девочка Женя (в моём случае — Ксения Попович) и мальчик Витя (Павел Стонт). Остальная семёрка молодых артистов — ансамбль, успевающий примерить множество масок (в смысле, образов) и превратиться и в детей, гуляющих во дворе, и в расслабленных отдыхающих на Северном курорте, и в «загаданные» главной героиней игрушки (а Анастасия Дворецкая и Алла Зажаева ещё и «переквалифицируются» в волшебницу и маму Жени). В Театре РОСТА крепкая труппа, уверенно справляющаяся с любыми задачами. Вот и профессионально шалить у этих актёров получается первоклассно.
Интересное решение: костюмы, по сути, белые (и обязательно рассмотрите рисунки на них — они у каждого из персонажей свои). Но постановка, между тем, выглядит яркой и праздничной. Всё потому, что здесь вступает в дело световой дизайн. Спектакль для художника по свету Елены Прохоровой — как книжка-раскраска, страницы которой она заливает самыми разнообразными цветами, тем самым отправляя зрителей в очередное путешествие вместе с девочкой Женей или восхищая малышей волшебством, творимым светящимися лепестками магического цветка. (Вот потому и костюмы не отличаются пестротой, они — часть холста, на котором «рисуют» световые приборы.)
Дарья Борисова и хореограф Павел Ивлев каждое мгновение действа наполняют движением. Персонажи ни на секунду не замирают в неподвижности, и за калейдоскопом поз и жестов бесконечно интересно наблюдать (опять же, это психологически оправдано: полтора часа спектакля для малышей пролетят незаметно, если их внимание будет постоянно переключаться, а насыщенность «картинки» окажется повышенной).
И вы бы видели, с каким восторгом начинающие зрители наблюдают за происходящим!.. Все семь «полётов» лепестков — откровенно говоря, постановочно не отличающихся один от другого — встречались радостными вздохами. Мой пятилетний спутник сразу проанализировал ситуацию: какого цвета лепесток, в такой окрасится и сцена. И как же он ждал этого преображения!
Отлично работает интерактив: от самых банальных пробежек героев по зрительному залу (в камерном пространстве Театра РОСТА этот приём не просто позволяет артистам уйти со сцены, но дополнительно вовлекает в действие) до, скажем, хулиганок-собак, укравших у Жени баранки и отправившихся «общаться» с хохочущей публикой.
В общем, много беготни и движухи, но абсолютно оправданных, продуманных и отрепетированных, лишённых даже доли суеты — так, как это и должно быть в хорошем спектакле для детей. А они сопереживают происходящему, советуют Жене, попавшей в сложную ситуацию, в очередной раз воспользоваться помощью цветика, пританцовывают под мелодии Рубцова и неистово радуются хеппи-энду.
Да, не переживайте: малыши отлично понимают, что не так с мальчиком Витей, осознают его мечту (премилая деталь для внимательных взрослых и продвинутых детей: распечатки с чертежами аппаратов Да Винчи у Вити в домике, которые символизируют его желание ходить) и проникаются уроком сказки: главное в нашей жизни — дружба и доброта.
Спектакль-игра — так именует своё детище Дарья Борисова. Но ведь игра (снова вспомним основы возрастной психологии) — это деятельность, направленная не только на развлечение, но и на развитие, усвоение чего-то нового, принятие норм морали и нравственности — и всё это в увлекательной форме. «Цветик-семицветик» — игра именно такая. Так почему бы не предложить вашим малышам в неё окунуться?