Театр «Сфера» готовит очередную премьеру: 18 мая сюда приедет ревизор. А буквально за три недели до премьеры, 25 апреля, представители СМИ получили возможность «подсмотреть» за тем, как идёт работа над бессмертной пьесой Гоголя.
Открытая репетиция — крайне волнительный для театра и бесконечно притягательный для приглашённых на это действо процесс. Живой диалог режиссёра с артистами, творческий поиск, осуществляемый прямо на твоих глазах, «наживую смётанные» детали будущей постановки — и из всего этого складывается ещё неясная, но такая яркая картина грядущей премьеры!
Сергей Виноградов прекрасно знаком с уникальным пространством и особенностями «Сферы» — в 2020-м он уже поставил здесь «Лес» по Островскому. Подступиться же к «Ревизору», по его признанию, он мечтал давно — и вот, наконец, появилась такая счастливая возможность.
Режиссёр уверен, что именно Гоголь заложил основы того, что мы называем классической русской комедией, и уже после него её традиции развивали все прочие драматурги. «Ревизор» — история вне времени и пространства, проблемы, поднимаемые в нём, актуальны всегда, юмор, основанный на парадоксальных поступках персонажей, отточен и близок каждому, а весь текст звучит стопроцентно современно. Делаем вывод: ещё одно прочтение пьесы Николая Васильевича, как ни крути, окажется уместным и, как минимум, интересным. (Не могу умолчать о наболевшем: главное, чтобы не получилось как в «Р» «Сатирикона»… Впрочем, в «Сферу» я верю всегда, у этого театра при всём желании подобного ляпсуса не выйдет.)
Виноградов не приемлет «перелицовывание» классического материала: он оставляет авторский текст в неприкосновенности, нащупывая новую форму его подачи, — и, при этом, строго блюдя традиции русского психологического театра. Так где, как не в «Сфере» — с её непосредственным контактом артистов и зрителей, с исключительным умением преподносить классику в привычном, но вместе с тем бесконечно современном виде (то бишь, имеет место не «театральная революция», но творческая эволюция), — искать неизведанное в «Ревизоре»?..
Постановщик стремится проникнуть в мышление бедного, нищего человека — конечно, не только финансово, но и, в первую очередь, духовно. У сильной личности нет стремления воровать, присваивать нечто чужое, грубо говоря, хапать то, что плохо лежит, но внезапно подвернулось под руку. Почему наши люди так часто, получив высокую должность или обретя некие новые возможности, думают в первую очередь о собственном кармане? В чём корни этой «рабской психологии», и размышляет Виноградов.
А вот какие команда спектакля найдёт ответы, мы узнаем только после премьеры. Мне — так очень интересно, к каким выводам придёт режиссёр со товарищи!
В рамках открытой репетиции нам показали два (к слову, весьма увесистых) отрывка из спектакля. И, основываясь исключительно на них, я уже сейчас могу сказать следующее: это будет стопроцентная «Сфера» — правдивая, филигранная, захватывающая, очаровывающая, а главная — не похожая ни на кого.
Интересно, что роль Хлестакова Виноградов доверил двум совершенно разным (и фактурно, и внутренне) артистам: Даниилу Толстых и Павлу Степанову. Даниилом нам позволили полюбоваться на открытой репетиции, и он был невероятно прекрасен. Крайне любопытно, как своего персонажа видит Павел. Что ж, придётся дважды сходить на «Ревизора», дабы оценить все его грани. И эта перспектива меня очень радует!
Впрочем, труппа «Сферы» — одна из моих любимых, и я не сомневаюсь, что нас в очередной раз порадуют впечатляющими актёрскими работами. Знатоки театра подтвердят: состав исполнителей гарантирует бурю эмоций. Антон Алипов (городничий), Александра Чичкова / Ирина Сидорова (его жена), Елена Маркелова / Дарья Затеева (дочь его), Дмитрий Бероев (Хлопов), Екатерина Тонгур / Марина Заболоцкая (жена Хлопова), Александр Пацевич (Ляпкин-Тяпкин), Дмитрий Новиков (Земляника), Вадим Борисов (Шпекин), Сергей Загорельский (Добчинский), Никита Спиридонов (Бобчинский), Илья Ковалёв (Гибнер), Алексей Суренский (Уховёртов), Александр Филатов (Абдулин), Иван Мишин (трактирный слуга) и, конечно же Олег Алексеенко (Осип) подарят нам настоящего Гоголя 21 века.
До встречи в «Сфере», друзья! Ждать осталось совсем недолго!