РАМТ берётся за весьма непростую тему: он решает рассказать подросткам (а спектакль маркирован 12+) об особенностях становления «Коричневого государства». Безусловно, в своём рассказе Франк Павлофф имеет в виду в первую очередь фашизм (и мы все знаем, что получило название «коричневая чума»). Но можно вспомнить любой тоталитарный режим — от Муссолини до «красных кхмеров» (в общем, выберите какой-нибудь по вкусу, благо, история знает множество примеров таковых). Схема будет, по сути, одна и та же: внедрение единомыслия, причём, идей и моральных установок, прежде совершенно чуждых народу, — это штука, отработанная на протяжении тысячелетий.

Молодой режиссёр Саша Золотовицкий подчёркивает актуальность спектакля: важно не забывать о былом, чтобы снова не допустить страшных ошибок. А ещё постановщик настаивает: перед тем, как отправлять своих детей в РАМТ, родителям следует прочитать рассказ-первоисточник (благо, его можно осилить минут за десять). Если вы готовы погружать наследника в столь серьёзную проблему, покупайте билет. А коли вам кажется, что ваш подросток ещё не созрел для размышлений на «коричневые» темы (или же вы полагаете, что раскроете их лучше в рамках семейного разговора), то воздержитесь от премьеры.

«Коричневое утро» — история об обычном городке, в котором живёт Герой (безымянный, ибо Павлофф ведёт повествование от первого лица) и его друг Чарли. И однажды их размеренное существование переворачивается с ног на голову: постепенно, по чуть-чуть государство (в лице жёсткой, как сталь, телеведущей) начинает объяснять, как жить людям, что любить и о чём думать. Главное — не забывать, что коричневый цвет во главе всего. Он теперь у нас любимый, коричневое всё (даже герои сказок), про коричневый наш новый гимн… Да здравствует коричневая жизнь!

…только даже принятие новых правил игры не гарантирует того, что однажды за тобой не придут…

Золотовицкий начинает рассказ почти с фарса — лёгкого, забавного, дурашливого. Маховик событий уже раскручивается — мы узнаём, что запрещено держать любых кошек и собак, кроме коричневых. И объяснение имеется: такие более здоровые и живучие. Что делать с остальными? Гуманно накормить специальной таблеткой.

Но в прочем всё по-прежнему, и Герой с Чарли живут, как и раньше. Ходят в кафе, пьют вкуснейший чёрный кофе, болтают о разных глупостях… Ну, а смерть домашних животных пережить несложно. Надо — значит, надо.

Только чем дальше — тем страшней. Всего за час (а ровно столько длится спектакль) комедия дорастает до полноценного ужастика. И это — великолепный и невероятно доходчивый урок истории. Простые, понятные примеры помогают подросткам осознать, как распространяется «коричневая чума», и почему ей так сложно противостоять.

А что самое впечатляющее, у Золотовицкого со товарищи получилось создать прекрасную, интересную и захватывающую постановку. Тут тот самый случай, когда оригинальный текст не растягивается до необходимого сценического времени методом «просто добавь воды», а действительно оживляется дополнительными диалогами, сценами и акцентами.

Здесь масса симпатичных и оригинальных режиссёрских находок (постановщику, однозначно, мои самые громкие аплодисменты — вот вам ещё один пример, когда молодёжь уделывает маститых гуру), приятная и атмосферная сценография Софьи Шныревой, несложный, но всегда уместный юмор (а какие герои, в смысле, обычные, как и мы все, такие у них и шутки). И, думается мне, те, кто подходит под маркировку 12+, поймут спектакль даже лучше, чем их родители (которым я, между прочим, тоже очень советую «Коричневое утро» — ваша покорная вышла из театра в глубоких раздумьях и до сих пор с завидной регулярностью возвращается мыслями к спектаклю).

Да, кое-какие моменты, при всей их красоте и кажущейся завуалированности, видятся поданными «в лоб» (да, вот такая закавыка). Скажем, взрослый зритель может посчитать излишней цитату из выступления Мартина Нимёллера (ту самую — про «А потом они пришли за мной…»). Мы же и так всё понимаем, верно? Или финал — невероятно красивое и пробивающее до глубины души, но разжёвывание неизбежного (хочется, должна признать, чтобы точка была поставлена там же, где завершил повествование Павлофф, дабы концовка была понятной, но всё же открытой).

Уймитесь, вы, родители (и я в вашем числе)! Спектакль ориентирован в первую очередь на подростков, и им необходимо показать, куда на самом деле приводят «коричневые реформы». Верить в лучшее и светлое мы и так не перестанем, но постановки вроде «Коричневого утра» могут помочь сделать это желанное грядущее куда более достижимым.

Самый аполитичный спектакль о политике из виденных мной (не пугайтесь: никто не будет внушать никаких максим и тыкать пальцами в правых и виноватых). Разговор на взрослые темы и вполне взрослым языком с детьми — такой, что после него не остаётся равнодушных. И я искренне рекомендую премьеру РАМТа всем вдумчивым родителям и их понимающим детям.

Не могу не поведать и об артистах, занятых в постановке. Их всего трое: Даниил Шперлинг, Николай Угрюмов и Яна Палецкая. С Даниилом и Яной Саша Золотовицкий вместе учился, потому в театре шутят, что эти актёры попали в спектакль по блату (отчасти это правда — всегда комфортнее работать с единомышленниками, которых отлично знаешь, особенно на стартовом этапе творческой жизни). А Николая (ещё один повод для юмора) взяли якобы за рост — дабы он соответствовал двухметровому Шперлингу. (Театр веселится: Золотовицкий вывел самых высоких артистов на самую маленькую сцену РАМТа.)

Чудесное трио: всецело доверяющее (и по праву) своему режиссёру, с полной отдачей бросающееся и в баловство, и в трагедию… И прекрасно понимающее, что и зачем необходимо рассказать публике. Обещаю: в этих ребят вы влюбитесь, никуда не денетесь.

«Коричневое утро» впервые предстало на суд зрителей в виде эскиза ещё в прошлом году — в рамках проекта театрализованных читок современной литературы для детей и подростков «ВСЛУХ». Замечательно, что этот эксперимент обрёл полноценную жизнь и стал частью репертуара РАМТа.

Умный театр сегодняшнего дня для современных подростков — вот что демонстрирует нам в очередной раз РАМТ. А кому, как не молодым режиссёрам, понимать, что нужно нынешнему подрастающему поколению? Кто ещё сможет так легко и просто говорить с ним на одном языке?

Никакой учебник не объяснит, чем действительно страшна тотальная «заливка коричневым». А этот спектакль справится с данной задачей без проблем. Так что приходите всей семьёй и смотрите — и пусть наши дети окажутся лучше нас, а мы сможем вовремя заметить «коричневые всходы», буде они когда-либо где-то прорастут.

«Коричневое утро» — камерная постановка с глобальным смыслом. Так приходите и приобщайтесь к нему!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Спасаюсь от ботов, замучали просто. Впишите нужную цифру: * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.