В прошлый раз я писала, что мне привалило счастье в виде обнаруженной в интернете версии телемюзикла о Питере Пэне от 1960 года. Но нет, это не всё! Радость моя была втройне феерической из-за того, что на Youtube кто-то добрый и отзывчивый залил то, что было снято ровно через 40 лет, в 2000 году. Я имею в виду «Питера Пэна» с Кэти Ригби (Cathy Rigby) в главной роли.
А Кэти Ригби, если кто не знает, ветеран среди Питеров Пэнов. Вообще-то, начинала она свою карьеру как гимнастка, даже на двух олимпиадах выступала. А в 1970 году в Любляне завоевала первую в истории Америки женскую медаль на Чемпионате мира. Серебряную. На бревне. Кто не верит — проверяйте в Википедии. Кэти тогда было 18 лет. Завершив карьеру (а у гимнасток это происходит рано), Ригби задумалась, что же делать дальше. И неизвестно, как бы всё повернулось, но в 1974-м её пригласили исполнить роль Питера Пэна. Постановка была не музыкальная, больше, скорей, спортивная, и навыки Кэти были крайне уместны.
Затем некая добрая душа посоветовала бывшей спортсменке брать уроки актёрского мастерства и вокала. А потом были многочисленные постановки, включая всем известные Wizard of Oz (кронечно, Кэти играла Дороти), Annie Get Your Gun и Seussical. Но главной ролью для Кэти, несомненно, стал Питер Пэн. Непосредственно в его мюзикловой версии Ригби появилась в 1990 году — в очередной Бродвейской постановке. Делаем несложные математические вычисления и понимаем, что ей исполнилось на тот момент 38 лет. Потом была бродвейская постановка 1998 года и, соответственно, её видеоверсия, снятая в 2000-м. Опять считаем — 48 лет человеку было. За обе версии Кэти была номинирована на Тони (не победила, но факт остаётся фактом).
И это ещё ерунда. На самом деле Ригби исполняет роль Питера до сих пор (то есть, и в 61 год). Правда, это не «регулярные» постановки, а эдакие специальные мероприятия, созданные, как я понимаю, специально для Кэти. Но всё равно — ощутите!.. Эта железная леди в таком возрасте совершает кульбиты в воздухе, садится на шпагаты и вообще пляшет и скачет. А вам слабо?..
Но нас сейчас интересует то, что было снято на видео в 2000 году. Это — «живой» спектакль, с публикой, с реакцией зала — всё, как надо (в отличие от телеверсии с Мэри Мартин, которую, напоминаю, снимали в студии). Правда, я подозреваю, что самую концовку «подмухлевали» — когда Венди резко взрослеет в кадре. Но простим такой ход, тем более, что он мил и трогателен.
На экране мы видим самый натуральный бродвейский состав того периода. Если сравнить с «версией Мэри Мартин», то сразу видно, что, например, потерянные мальчишки гораздо старше, чем в 60-м. Зато они гораздо лучше играют, танцуют и вообще держатся на сцене. Да и характеры их ярче. Кстати, в прошлом отзыве (о «Питере Пэне» 1960-го) я плакалась на тему непрописанности и шаблонности персонажей. Здесь — всё иначе. Мальчишки вообще прекрасны, пираты не столь великолепны, но всё равно это не та серая масса 60-го года.
Радостно за тексты. Здесь очень трепетно отнеслись к оригинальным диалогам Барри, и мы можем похихикать над руганью Динь-Динь, поумиляться сцене с «поцелуем», послушать сказки Венди… Весь спектакль выглядит гораздо более… хм… настоящим. В нём нет той елейности и слащавости, как в оригинале. (Да, появилась пара сомнительных «физиологических» шуточек (вспомните сцену пришивания тени и поднятую руку Крюка — фе это). Но даже я, которая терпеть подобное не может, это попробует простить.)
И это при том, что постановщики не пытались создать нечто, отличное от «Питера Пэна» с Мэри Мартин. Скорей, наоборот: они стремились сделать спектакль, сохранивший дух оригинала, но смотрящийся современно.
Главное различие — это сцены с индейцами (ну, ещё выбросили дурацкие моменты со служанкой Лизой, но они никакого влияния на сюжет не оказывали). Показывать нацменьшинства забавными — это же некомильфо. Если б эти танцы достались мальчишкам или пиратам — сколько угодно. А индейцы — они и обидеться могут (и это при том, что изначально лично я ничего оскорбительного в индейских сценах не вижу; выводы же о причинах «смены вектора» постановки делаю из статей в интернете). Потому первый танец (Indians) стал красивой, но скучной хореографической постановкой, а Ugg-a-Wugg превратилось в длиннющее шоу с плясками и барабанным боем. Хуже всего, что Тигровая Лилия при этом потеряла полностью характер, став просто танцующей индианкой. Ну, зато можно Ugg-a-Wugg наслаждаться, да.
И чуть не забыла: убрали кретинскую Oh, My Mysterious Lady. Остров Покинутых добавили, а эту дурацкую и неуместную сцену вырезали. Кинем чепчики в воздух!..
Но в общем я могу сказать вот что: а эта версия «Питера Пэна» пришлась мне по душе. Постановка 60-го года вызвала желание больше это в ближайшее время не смотреть, а тут я, пока скриншоты делала, даже многим моментам порадовалась повторно и подумала, что надо будет ещё включить на досуге. Всё-таки, за 40 лет точка зрения на то, как следует ставить такое, сильно изменилась.
Про Крюка (Пола — или же Пауля?.. — Шёффлера (Paul Schoeffler)) я много писать не буду. Ну, нормальный он, выразительный. Не столь ярок, как Крюк 1960-го — но только в силу того, что там только на этого персонажа почти во всех сценах и можно было смотреть. А тут многие красавцы.
Я лучше про Кэти Ригби расскажу. Да, она была на год старше Мэри Мартин — той на момент съёмки было 47. И, если честно, Кэти смотрится гораздо старше. Но у неё есть неоспоримый плюс: через пару минут я напрочь забыла, что вижу взрослую тётю. Кэти сделала то, что не смогла Мэри — она превратилась в мальчишку. Мимика, интонации, движения — ну парнишка же! Я искренне полагаю, что и сегодня зрители верят её Питеру. Да, вокально Мэри круче — хотя в большинстве моментов её подача неуместна (Never Never Land, например, — ну, не может так петь мальчик, убивающий пиратов). С другой стороны, Кэти слушается гармоничнее. В вокале она не стремится показать мощь лёгких и связок — она поёт так, как мог бы это делать мальчишка, не желающий взрослеть. И, кстати, поёт очень даже неплохо. Я, прочитав некогда, что Ригби — гимнастка, думала, что услышу жуть и кошмар. Нетушки — отлично всё.
И, безусловно, полёты… Тут постановщики использовали попавший им в руки «материал» на все сто. Впрочем, это нужно смотреть. И на поклонах Кэти снова летает — уже над залом. Делает перевороты и прочие трюки и (это видно) получает реальный кайф.
Так что выходит следующее: Мэри Мартин красива и звеняща, но ни разу не Питер Пэн. Кэти Ригби — он. Ну да, подросток мужеского полу в этой роли был бы гармоничнее, но раз традиционно (и по желанию автора, придумавшего Питера Пэна) этого персонажа поручают женщинам, то Кэти — шикарный выбор. И, как пишут в ихней прессе, не желающий взрослеть мальчишка не даёт взрослеть самой Кэти Ригби. По ходу, так и есть.