Театр Вкуса существует с 2009 года, а я познакомилась с ним вот только что — в «Практике», резидентом которой является коллектив, на абсолютно невероятном спектакле «Деревенские истории, известные и не очень».

Тут дело такое: театральные полотна Театра Вкуса во многом импровизационны. Имеется определённая сценарно-постановочная канва, позволяющая творить внутри себя буквально что угодно не только артистам, но и… зрителям, которые, по праву, могут считать себя соавторами спектакля. Иными словами, тут царствует иммерсив: «недостающие» исполнители выбираются из рядов публики (часть из них заложена в сценарии, но кто именно будет, скажем, тянуть репку на сей раз, невозможно предугадать заранее), актёры реагируют на каждую реплику из зала, превращая оную в часть действа, и, как справедливо замечает художественный руководитель и режиссёр Театра Вкуса Юрий Макеев, двух одинаковых спектаклей не случается — каждый из них абсолютно уникален.

«Деревенские истории, известные и не очень» — это, если верить программке, «авторское прочтение сказок „Курочка Ряба“, „Колобок“ и „Репка“ под живую музыку балалайки, гуслей и баяна». Фантазия сразу рисует нечто такое лубочное и совсем малышковое, верно? А не торопитесь с выводами!

Театр Вкуса позиционирует свои спектакли не как детские, но как семейные, рассчитанные на маленькую публику ровно в той же мере, что и на её родителей. Коллектив не кривит душой! Честное слово, я никогда прежде не видела подобного: одни и те же шутки, гэги, ходы, реплики, движения, реакции вызывали совершенно одинаковую радость у детишек и у взрослых. Мне думается, этого удалось добиться исключительно потому, что создатели постановки махнули рукой на достижения возрастной психологии и исходили из простого посыла: взрослые — бывшие дети, а дети — обычные люди, просто чуть пониже. Значит, одни ничем не отличаются от вторых, логично? Вот и получилась у Театра Вкуса универсальная вещь, ввергающая в восторг каждого, будь он хоть пенсионер, хоть пионер.

И сказки, которые мы впервые слышим ещё в колыбели, выбраны не случайно: здесь важно, чтобы каждый зритель, даже самый крошечный, был «в материале». Ибо Театр Вкуса не знакомит нас с этими элементами фольклора, а учит смотреть на них по-новому, понимать, что сказки эти — живые, что сочинены они были простыми людьми, такими же, как мы с вами, и что в ядре каждой сказки — глубинная суть, смысл, о котором мы не задумывались — или же успели позабыть.

Это, знаете ли, только пресловутый Евгений Тепляков, отец той самой 9-летней студентки, во всеуслышание заявляет, что ваши «недоразвитые» дети пусть читают «Репку» (вот зациклило его на этом названии, что поделать), а мои будут в Фихтенгольца погружаться. А я так скажу: да, безусловно, пусть читают! И «Репку», и «Курочку Рябу», и «Колобка», и «Теремок», и все остальные русские народные сказки. Потому что именно они помогают создать определённую национальную идентичность, вложить основы культурного кода в сознание.

Ну, а коли вы за мультикультурность, и здесь не обойтись без фольклора: чтобы прознать менталитет жителей иных стран, нужно сначала вникнуть в свой собственный, дабы понимать, чем культура иных народов отличается от нашей, общей. Потому снова «Репка» вам в помощь! А, соответственно, и спектакль «Деревенские истории, известные и не очень» — тоже.

Суть вот в чём: трое обычных мужичков (Михаил Ибрагимов, Юрий Макеев и Александр Стефанцов) решают помериться перед односельчанами (Татьяна Каришева, а также музыканты Виталий Кузнецов, Иван Шувалов и Валерия Шапортова) и «соседями» (нами, зрителями) силами — физическими, моральными и интеллектуальными. Соревнуются в плевках подсолнечной шелухой на дальность, мастерском забивании гвоздей, объёме выпитой воды, поднятии тяжестей (в качестве которых выступают мальчишки из зала)…

Наконец, когда определиться в том, кто лучший, не получается, приступают к главному «виду спорта»: рассказыванию сказок. Ну, то бишь, небывалых историй из жизни, якобы случившихся с дедушками и бабушками наших героев. У одних курица золотое яйцо снесла — а вот, кстати, и оно, давайте разбивать! У других хлеб убежал — так проследим за ним дружно, а зайца, лису и прочих персонажей найдём среди публики. У третьих же в огороде чудо дивное выросло — здоровенная репа (и в нашем случае репа действительно удалась — на её роль был назначен добрый молодец двухметрового роста). Надо как-то с ней вопрос решать — и опять общими силами!

Мужички-рассказчики невероятно обаятельны и харизматичны — с одной стороны, они как будто сами сошли со страниц старых сказок, но с другой — такие, каких мы действительно могли встретить в какой-нибудь отдалённой деревне, посидеть с ними на завалинке, пощёлкать семечки да послушать диковинные сказы. Поразительно, как молниеносно артисты ориентируются в ситуации, отзываются на происходящее в зале и с невероятным чувством юмора (а я в данном вопросе требовательна — если уж хвалю, то, значит, хохотала от души) реагируют на каждую мелочь. Импровизация — на недостижимой высоте, и все трое актёров в ней доки. Пожалуй, такой свободы экспромта и теснейшего контакта с публикой я на театральной сцене ещё не видывала.

Мой пятилетний наследник, к примеру, почему-то крайне заинтересовался, по-настоящему ли на сцене едят яблоки и пьют воду (привык, знаете ли, к театральной условности). Услышав его вопросы, Юрий Макеев, к радости всего зала и конкретно нас двоих, весьма наглядно продемонстрировал, что уж где-где, а тут — всё по-настоящему (в финале, к моему умилению, повторив сей тезис). Вот вам пример того, как зрители становятся соавторами спектакля. Ощущения, я вам скажу, феерические!

В общем, добрый совет: хотите с наибольшей вероятностью приобщиться к интерактиву — покупайте билеты к первые ряды. Если жаждете похихикать и поднять себе настроение, но в артисты не рвётесь, размещайтесь подальше (но предупреждаю: всё одно спокойно отсидеться не получится — и вам достанется капелька интерактива… в разных смыслах этих слов). А уж коли ближайшие к сцене места уже заняты, а вы жаждете полноценного погружения в происходящее, то просто погромче да побойчее реагируйте на то, что видите, из любой точки зала (тем паче, он весьма компактен). Уверена: артисты вас вниманием не обделят.

Нельзя не оценить огромную любовь коллектива к своему делу, театру в целом, зрителям — и большим, и маленьким… И, конечно же, к тому культурно-историческому пласту, который затронут в спектакле, к нашему прошлому, из которого «выросло» настоящее. И ведь всё взаимосвязано, а старые сказки могут звучать и абсолютно современно: в огороде деда, например, произрастает ещё и руккола, и сей факт никого не удивляет.

Изобретательная, хулиганская (в наилучшем театральном смысле этих слов) постановка (режиссура — того же Юрия Макеева), атмосферная сценография (все эти милые детали «деревенского двора» бесконечно интересно рассматривать), уместнейшее и ещё сильнее погружающее в действо музыкальное сопровождение — баян, балалайка и гусли… И во всём Театр Вкуса демонстрирует тончайший вкус.

Спектакль «Деревенские истории, известные и не очень» радует публику с 2018 года, но нынешний июльский показ стал особенным: это была премьера для Театра Вкуса как резидента «Практики», а сама постановка претерпела некоторые изменения и инновации. Но главное осталось всё тем же: душевность, искренность, импровизация, юмор, интерактив и масса впечатлений, которые останутся с вами надолго.

Так что приходите всей семьёй на «Деревенские истории» (на сайте указана маркировка 6+, но мой опыт показывает, что пятилетние театралы впечатляются происходящим по полной) и погружайтесь в праздник. Заодно узнаете, кто такие три богатыря — ну, по версии Театра Вкуса. Впрочем, может, это и не сказка, а чистая правда. Ибо, напоминаю, всё будет по-настоящему!

PS. Уже 10 лет Театр Вкуса и лично Юрий Макеев в деревне Петровки, что в Смоленской области (я лично в шоке: у нас такая большая страна, а Петровки — буквально на расстоянии вытянутой руки от той деревни, в которую меня каждое лето отправляли к бабушке; вот ведь совпадение!..), строит ПДТ — Петровский Деревенский Театр. Зачем? Чтобы сельские ребятишки смогли приобщиться к искусству, а городские жители — к местному быту и традициям. Макеев жаждет диалога между городом и деревней, восстановления разрушенных связей, оживления памяти о корнях.

Поддержать это уникальное начинание просто: купите билет на спектакль, и часть средств пойдёт на ПДТ. И, глядишь, однажды мы с вами встретимся в Петровках на спектакле. Разве не прекрасно?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Спасаюсь от ботов, замучали просто. Впишите нужную цифру: * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.