Театр Вахтангова открывает 103-й сезон необычной премьерой: режиссёр Олег Долин презентовал публике свой взгляд на «Ночь перед Рождеством». Мистические тексты Гоголя, атмосферное пространство камерного зала «Амфитеатр» Симоновской сцены, невероятная «вахтанговская» молодёжь и столь уважаемая постановщиком комедия дель арте… А в итоге — абсолютно новое, современное прочтение всем знакомой повести. Осталось разобраться: зачем спектакль создан и на кого рассчитан?
Олег Долин, конечно, вновь оседлал любимую лошадку — отнюдь не впервые он обращается к комедии масок. И это прекрасно: постановщик чувствует себя свободно в рамках жанра, понимает оный и знает, что с ним делать. Да и само произведение Гоголя, казалось бы, буквально напрашивается на подобные игры с формой и содержанием — тут тебе и черти с ведьмами, и полёты в Петербург, и крайне самостоятельные галушки, прыгающие в рот Пацюку… В общем, раздолье для фантазии.
И она у Долина работает вовсю: режиссёр попробовал пропустить «Ночь перед Рождеством» сквозь призму восприятия современного подростка. Фабула такова: некоей школьнице (милейшая и крайне достоверная Эстер Долина) задано прочитать повесть Гоголя. Со вздохом отложив планшет, девочка приступает к покорению текста, и в её сознании разворачиваются сцены — одна за другой. Прошлое переплетается с сегодняшним днём (потому что именно так видит всё происходящее ребёнок) — да ещё и подкрепляется соответствующим музыкальным сопровождением (добрый папа разрешил оставить наушники). Гоголь же — это дела давно минувших дней. Вот и мелодии звучат подходящие, «древние»: скажем, Last Christmas дуэта Wham! (идеальная музыка для рождественской сельской дискотеки 18 века, чтоб вы понимали) или Radiohead.
В результате все элементы спектакля складываются в обаятельнейшее хулиганство, радующее глаза и сердца зрителей и позволяющее артистам развернуться по полной. Чёрт — явный любимец юной читательницы, что вполне ожидаемо и логично, ибо кто из нас в детстве не обожал страшилки и их представителей? В череде ярких персонажей чёрт, пожалуй, главенствует — и для истории сказочной абсолютно нормально, когда в центре событий оказывается герой отрицательный (впрочем, это вопрос спорный, ибо Долин толком и не делит персонажей на главных и второстепенных — у него даже «ансамблю» выданы первые скрипки).
Оксана у Долина — эдакая гламурная (по-сельски, конечно, да ещё в представлении современного подростка) красотка, хоть в инстаблогеры отдавай. И ведь не поспоришь: сам Гоголь не наделяет героиню никакими выразительными чертами, кроме самовлюблённости и обожания собственной красоты, коих в версии «вахтанговцев» хоть отбавляй. Интересно вот что: и роль чёрта, и партия Оксаны доверена одной и той же артистке — Евгении Ивашовой, которая демонстрирует не только разные грани своего таланта, но и мастерски перевоплощается из одной ипостаси в другую за какую-то пару секунд.
Тут, конечно, можно пофилософствовать на тему того, что всё зло от женщин, что прекрасный пол в сущности своей — ведьмы, и колдовство — в крови милых дам (а именно так и считывает раздвоение Ивашовой часть зрителей)… Меня не приводят в восторг подобные взгляды (тем паче, что сам постановщик небольшим финтом в финале спектакля подчёркивает то ли бесполость, то ли двуполость нашего чёрта, который соблазняет слабых без оглядки на гендер), и я предпочитаю просто с удовольствием наблюдать, как молодая актриса с лёгкостью «меняет кожу», полностью преображаясь и духовно, и физически. Шикарная работа!
Не совсем понятен мне Вакула (Эюб Фараджев) — безэмоциональный, заторможенный, почти статичный… Впрочем, примерно так я-школьница некогда и представляла себе «скучных» главных героев книг — как эдакие функции, торчащие столбом посреди действа. Вот и здесь Вакула изо всех сил страдает от безответной любви — и поди не согласись, точно ведь мучается, бедняга. И всё, больше о персонаже почти ничего Николай Васильевич и не рассказал. Изредка Вакула «оживает», демонстрирует чувственность и живость — и эти моменты, действительно, выглядят так, как будто читатель, скользя глазами по тексту, вычленил мощный монолог и воспринял его всей душой.
И именно в прочтении Долина такой Вакула совершенно уместен и гармоничен. Плюс Фараджев наделён обаянием и харизмой, которые, подозреваю, и позволили постановщику доверить артисту вот такого героя.
Весь же остальной сонм персонажей распределён между «ансамблем» — многоликим и невероятным. Какова, скажем, Мария Волкова — что в роли роковой Солохи, что в качестве поющего месяца (вокал — в принципе сильная сторона Театра Вахтангова, и свежая премьера этот факт в очередной раз подтверждает), что в шкуре служебной собаки! А как выразителен Карен Овеян (в другом составе на его «линейке» работает Евгений Кравченко) — будь он изнывающим от любви Чубом или призывающим императрицу к справедливости предводителем запорожцев!
И все остальные — Василий Цыганцов, Павел Юдин, Полина Бондарь, Анна Ляхова, Анастасия Джентилини и Мария Риваль (в других составах — Анастасия Жданова и Ирина Смирнова) — это чистый восторг! Целый калейдоскоп образов: подруги Оксаны и деревенские парубки, пафосные жители Петербурга и бравые казаки, звёзды на небе и галушки с суицидальными наклонностями, невские волны и несущие дары волхвы…
Не зря полное название спектакля звучит так: «Ночь перед Рождеством (…или чёрт знает что такое)». Предугадать, что именно произойдёт на сцене в следующий момент, как будет трактована та или иная часть гоголевского текста практически невозможно. Дело в том, что работа над постановкой велась этюдным методом, и большинство решений — это инсайты, рождённые артистами «в моменте» и закреплённые режиссёром.
И именно эта особенность является как самой сильной стороной спектакля, так, одновременно, и его ахиллесовой пятой. Внезапность, непредсказуемость, яркость, гротесковость, незнакомые акценты, свежие прочтения, утрированность, но при этом достоверность чувств и эмоций — такую «Ночь перед Рождеством» вы ещё не видели, и вся эта «скоморошья комедия масок» невероятно идёт повести Гоголя.
Только… этюдный метод работы стал причиной эдакой лоскутности повествования, отсутствию глубины, если позволите так выразиться. По большей части постановщику важно не зачем, а как он делает очередной ход, не что внутри у конкретной сцены, а какая выходит «картинка». Более того: коли в зале окажется зритель, не читавший текст Николая Васильевича (скажем, школьников приведут познакомиться с «Ночью перед Рождеством»), он в принципе не поймёт, что происходит и почему.
Минус ли это? Вы удивитесь, но нет. Постановка Долина рассчитана на тех, кто жаждет окунуться в по-новому трактованную классику. Глубинные смыслы зритель «принесёт» с собой и сам мысленно встроит их в раскручивающуюся на сцене феерию. И это — отнюдь не просчёт режиссёра, а одно из решений, на которых зиждется спектакль. В данном случае оное вполне оправданно — ибо не всегда стоит разжёвывать то, что всем известно, лучше сделать упор на инновации.
Так что, если вы задумаете привести в Театр Вахтангова подростка, по какой-либо причине ещё в материал не погрузившегося (и обратите внимание, что не зря на сайте стоит маркировка 12+), вручите ему предварительно книгу и замотивируйте её проштудировать. Да и сами пролистайте страницы, коли что-то подзабыли. Лишним не будет. И тогда вы впечатлитесь спектаклем на все сто.
Есть только один момент, изрядно оцарапавший мою душеньку — сцена диалога запорожского предводителя с императрицей, изрядно выбивающаяся из общей канвы. Это, знаете, как если б из океана хулиганства и баловства внезапно выплеснулся некий островок пафоса, звериной серьёзности — вполне объяснимый и понятный, но будто бы попавший в комедию дель арте из другой постановки. И сыграно всё филигранно, и сердечко ёкает, а мозг осознаёт неуместность подобного хода.
Да, крик души запорожца является одним из самых мощных эпизодов спектакля. И при этом кажется чуждым, привносным элементом. В общем, «чёрт знает что такое»!..
Но в итоге я вам должна признаться: пречудеснейшая «Ночь перед Рождеством» у Долина и его команды получилась! Невероятно красивая (а как решена сцена полёта — это же сказка… во всех смыслах сего слова), очень смешная, трогательная, волшебная… праздничная. Снова напоминающая, что настоящая классика не теряет актуальности даже через века. И, может быть, чуть-чуть приоткрывающая уставшим от быта родителям, что в головах у подрастающего поколения. А это уже бесценно!
Так что, если ваша душа жаждет немного Рождества — бегите в Театр Вахтангова (но билетами стоит озаботиться весьма заранее — сейчас они выкуплены аж до 31 декабря). И ещё долго потом лейтмотивом вашей жизни будет знакомая мелодия:
Last Christmas,
I gave you my heart
But the very next day, you gave it away…