Больше спектаклей для малышей — хороших и разных! Тем более, что у Театра сатиры и специальная Детская сцена имеется — камерный филиал на Спортивной, где идут постановки для начинающей публики. Именно здесь в начале юбилейного, сотого сезона и состоялась премьера волшебной сказки под названием «Дюймовочка».
И вот что интересно: в основе постановки — старая, забытая версия Ольги Ждановой, удостоенная похвального отзыва на конкурсе детских пьес московского частного Театра Незлобина (он дислоцировался в том здании, где ныне обитает РАМТ) в далёком в 1912 году, а потом и вошедшая в его репертуар. В 1915-м пьеса была напечатана, и сейчас Театр сатиры позволяет снова окунуться в ту самую сказку (без каких-либо изменений и купюр!), которой восхищались в детстве наши бабушки и дедушки.
Жданова обошлась без «эльфийского» финала, изначально присутствовавшего у Андерсена, — в конце главная героиня (Алина Воскресенская / Доната Нафикова) не выходит замуж за прекрасного принца, а, как и положено маленькой девочке, счастливо живёт в окружении друзей. В остальном же «Дюймовочка» вековой давности — хорошо знакомая всем история, в которой нам встретятся неприятные по сути, но милые по факту жабы (Татьяна Титова / Ксения Громова и Иван Михайловский / Сергей Колповский), деловитая трогательная мышка (Ольга Кузнецова / Ольга Суркова), хозяйственный серьёзный крот (Сергей Чурбаков / Денис Надточий), боевая задорная ласточка (Екатерина Хлыстова / Валерия Моисеева), бравые джигиты-пауки (Тимур Тихомиров / Мгер Закарян и Станислав Буров / Григорий Трапезников), а ещё — добрые бабочки и рыбы.
Даже присущей началу 20 века слащавости «а-ля Чарская» в пьесе почти нет — ну, разве что, пару раз в сценах с ласточкой оная проскальзывает. А в целом новенькая «Дюймовочка» — это крайне симпатичная сказка, без излишних нравоучений и морализаторства воздвигающая на пьедестал такие ценности, как честность, взаимопомощь и дружба.
Молодой режиссёр Арина Бессергенева не стала совершать революций: она взяла — и создала постановку вполне классическую, но при этом современную (одни видеопроекции Василисы Кутузовой чего стоят!), совершенно понятную и интересную крошечным зрителям. Отдельно отмечу грамотное чередование «разговорных» сцен (а их в спектакле много, ибо такова пьеса, и они не слишком-то коротки) с драйвовыми моментами: малыши, понятное дело, могут начать кукситься и скучать, когда артисты чрезмерно разглагольствуют. И вдруг — бац! — задорная песня (композитор — Алексей Скипин). Или, скажем, забойный танец пауков, который, находясь почти в финале сказки, даже самую подуставшую часть малолетней публики вернул в строй и заставил внимательнейшим образом наблюдать за происходящим.
Всегда восхищаюсь психологически выверенной компоновкой спектакля. «Дюймовочка» создана именно для маленьких зрителей, она учитывает их особенности и возможности (но не удержусь от совета: коли ваше дитятко не отличается усидчивостью, подождите, пока ему исполнится лет пять, а потом ведите на этот спектакль) — и, конечно же, крайне радует «картинкой». Мой пятилетний спутник восторгался всем — от костюмов (как дизайнер, так и сценограф — уже знакомая нам Василиса Кутузова) до видеопроекций и дыма, «играющего роль» болотной воды. (Больше всего его, признаюсь, впечатлили розовые волосы Дюймовочки — он пришёл к выводу, что они настоящие, ибо, цитирую, «если бы были искусственные, то упали бы, когда она прыгала».)
Кстати, пусть «Дюймовочка» и значится в афише «музыкальной сказкой», не стоит полагать, что вам покажут мюзикл. Песен в постановке немного, а вот музыки как таковой (что называется — «фоновой», создающей настроение и атмосферу) — предостаточно. Почему нет — увеличивать тайминг дополнительными музыкальными номерами смысла точно не имело (спектакль длится ровно час, и это — оптимально), а то, что сложилось у режиссёра в рамках выбранного ей жанра, однозначно заслуживает аплодисментов.
Родители, возможно, не сумеют полностью погрузиться в происходящее (возраст не тот — не целевая аудитория они). Но что они точно оценят, так это работу артистов. В «Дюймовочке» заняты представители разных поколений — и опытные актёры, и молодёжь. Одно удовольствие наблюдать, как все эти чудесные люди творят театральное волшебство, трансформируясь в животных, птиц и насекомых.
Фавориты моего личного ребёнка — мышка (Ольга Кузнецова), Дюймовочка (Алина Воскресенская) и ласточка (Валерия Моисеева). И это, кстати, крайне показательно: дитятку пяти лет больше всего полюбились не драйвовые пауки («Они тоже хорошие, но ведь они недобрые!»), а две главных положительных героини, что говорит об одном: юный зритель проникся не внешней, «танцевальной» стороной постановки, а именно её глубинной сутью. Вывод прост: спектакль сложился на сто процентов, и цели своей достигает. «Дюймовочка» не только развлекает, но и воспитывает — как завещала Наталия Ильинична Сац. (Мышка же гражданину ребёнку понравилась как таковая, уж больно хороша была; и тут я солидарна: Ольга Кузнецова филигранна в своём образе.)
Резюмирую: Театр сатиры подарил нам ещё одну «малышковую» постановку, которую я могу смело порекомендовать всем родителям. Такие спектакли идеальны для знакомства с миром театра, и если вы планируете приобщить ребёнка к своему любимому искусству, то «Дюймовочка» — отличный выбор.
…а вы, взрослые, на час погрузитесь в добрую, волшебную сказку — и это прекрасный релакс, скажу я вам!