Молодые артисты, доказывающие, что «юная театральная поросль» может проживать своих персонажей так же, как это делали мэтры во времена оные. Столь же молодой режиссёр, умеющий видеть ясно, чувствовать глубоко, понимать детально и трансформировать мир наиинтереснейшим образом. Классика глазами наших современников — без каких-либо попыток обновить текст (ибо, оказывается, он и так вполне актуален), но с чётким пониманием того, что люди — не меняются, и то, что было важным и болезненным для наших предков, остаётся весьма животрепещущим и для нас самих. Вот вам краткое описание свежей премьеры театра «Школа драматического искусства» — спектакля «Дневники Писателя», представленного творческим объединением «Вахтанговский Практикум».
Минутка истории. «Дневники Писателя» — это сначала рубрика в журнале «Гражданин», а потом — и ежемесячный журнал философско-литературной публицистики Фёдора Михайловича Достоевского. Классик не ограничивал себя в жанрах: на страницах «Дневника» выходили и очерки, и статьи, и разнообразные заметки, и рецензии, и отчёты, и некрологи, и фельетоны… Часть материалов основывалась на письмах читателей. «Дневник Писателя» называли «энциклопедией русской жизни» — и действительно, редко кто из авторов столь щепетильно, вдумчиво подходил к описанию реального бытия простого человека — того, что считается неважным и обыденным «в моменте», но столь ценно для нас сейчас, по прошествии почти полутора веков.
Постановщик Ася Князева и «Вахтанговский Практикум» выбрали для своего спектакля семь историй, разных и по сущности, и по длительности, и по стилистике, но одинаково наполненных смыслами и мыслями: «Анекдот из детской жизни», «По поводу дела Кронеберга», «Мужик Марей», «Курящий мальчик», «Подсудимая Корнилова», «Самоубийства» и «Мальчик у Христа на елке». Раздумья о добре и зле, о том, как люди решаются на непоправимое, о детских «грехах», их истоках и последствиях, о безразличии и любви — и всё это в компактном, ладно скроенном, невероятно красивом и очень умном спектакле.
Достоевский здесь разный: шутливый, несерьёзный — и задумчивый, углубляющийся в философию, фаталистичный — и уверенный в том, что каждого человека ждёт лучшее. Но главное — ни на секунду не скучный, живой, настоящий. И возвращающий в настоящее давно, казалось бы, ушедших в небытие людей: наивную гимназистку, решившую сбежать из родного дома; сурового отца, отлупившего розгами маленькую дочь; доброго крепостного Марея; папашу, потчующего сынишку куревом; беременную Корнилову, осуждённую на каторжные работы; людей, покончивших с собой по той или иной причине… и, конечно же, мальчика, побывавшего на самой чудесной ёлке в мире — правда, для этого ему пришлось замёрзнуть насмерть…
И вот это разноплановое полотно отнюдь не смотрится сшитыми как попало лоскутами: это цельное произведение, раскручивающееся, как пружина, в финале достигающее наивысшей точки безысходности — но, при этом, дарящее веру в то, что каждого из нас ждёт свет и покой. Пусть даже и не в этом мире. А лучше было бы суметь, успеть вовремя заметить, что некто уже подошёл к краю (даже если этот край — глупый детский побег из родного дома) и готовится его перешагнуть — чтобы поддержать и обогреть. Собственно, к этому и призывают «Дневники Писателя».
Семь артистов (восемь, если считать девушек, работающих «в состав»): Антон Власов, София Игрушкина, Анна Карабаева, Тамара Лаврик / Мария Лисовая, Руслан Погодин, Полина Утукина, Георгий Шимоненко. Бесчисленное количество образов (меняющихся порой даже на протяжении одной и той же истории) — диаметрально противоположных, насыщенных, мощных. Режиссёр даёт актёрам возможность и похулиганить вдоволь, и проявить все грани драматической глубины — не постановка, прямо скажем, а раздолье для творческой личности.
И в любой ипостаси — стопроцентная достоверность, бескрайняя органичность, идеальное сочетание схематичности и правды, игры и реальности. Я видела много молодых трупп, но вот такие — на вес золота.
Ася Князева сращивает стилизованность и натуралистичность, создаёт ежемоментно застроенный «сценический балаган», в котором страшно проглядеть точечный жест или взгляд, настолько их много, и столь все они важны и интересны. Тут тот случай, когда режиссёр изобретает гэги и финты не для банального развлечения почтеннейшей публики, а с чётким пониманием того, что и зачем он делает. И даже длинные, многословные, замудрёные философствования Достоевского, которыми перемежаются сцены, без проблем доходят до сознания зрителей, становясь логичным резюме и поводом для размышлений.
Обрамляют всё происходящее сценография Полины Храменок, видео Николая Говязина и световой дизайн Ивана Бунина — лаконичные, но бескрайне атмосферные и идеально соответствующие замыслу режиссёра. Им вторит и музыкальное оформление Ивана Авдеева (он, между прочим, не только композитор, но и актёр «Вахтанговского Практикума»). Но моя отдельная любовь — костюмы Елизаветы Холмушиной (и, за компанию с ними, грим Виктории Слащилиной — «тяжёлый», подчёркивающий черты лица, но при этом немного «сказочный», не дающий забыть о театральности происходящего).
Артисты переодеваются бессчётное число раз — изучать их одежду можно бесконечно. Стилизованная основа — и масса точных, «живых» деталей. Все эти ушанки, валенки, бантики, платки, картузы, шляпки погружают публику в 19 век по ушки. Костюмы в «Дневнике Писателя» — лучшее, что я видела из сценических нарядов в текущем сезоне (а, может, и в прошлом тоже).
Если вы любите театральную насыщенность (и постановочную, и внутреннюю) — вам сюда. Незнакомый Достоевский (хотя кое-какие «пасхалки» встречаются — не пропустите аллюзию на Раскольникова), свет в конце даже самых длинных и непроходимых тоннелей, возможность поулыбаться (или даже похихикать) — и, конечно, моё любимое: искренние слёзы, неудержимые, но очищающие… Всю это — в «Дневнике Писателя».
Это мощно. Это честно. Это — Тот Самый Театр, умеющий достучаться до всех душ.
…и Рождество на сцене однозначно станет Рождеством вашего сердца. Это я вам как очевидец говорю.