Театр Наций представил совершенно зубодробительную и душевыворачивающую премьеру под простым названием «Наташа». Признаюсь, за всю свою жизнь я видала множество спектаклей, и этот — из числа самых лучших и мощных.
Будем честны: пьеса Марины Крапивиной, написанная в 2020 году, отнюдь не входит в золотой фонд произведений для сцены. Она довольно проста, пряма и понятна — в принципе, несложно догадаться, как будет развиваться сюжет. Но за текст взялась режиссёр Светлана Землякова, как никто умеющая преподнести публике историю обычных людей, объединённых родственными связями (чего стоит только невероятный «Генерал и его семья» в Театре Вахтангова).
Вот и тут: ещё одна семья (на сей раз — некто Кирилловы), в размеренную, понятную жизнь которых врывается ураган по имени Наташа. И совершенно рядовые, тривиальные, казалось бы, события выстраиваются в ряд катастроф, разрушающих и сметающих личности, жизни и счастье людей, прежде твёрдо стоящих на этой земле.
Сюжет прост: в один прекрасный день Маша (Илона Гайшун) встречает Наташу (Алёна Разживина), некогда бывшую сиделкой её покойного отца и оказавшуюся в сложной жизненной ситуации. Движимая чувством благодарности, Маша приглашает бедняжку перекантоваться в своей квартире на Тверской. Интеллигентная мама Маши, Ольга Сергеевна (Наталья Павленкова), глава и царица семьи, отнюдь не в восторге от этой ситуации, но незванную гостью она выгнать не в силах — духовные ценности не позволяют. Брату же Маши, Андрею (Станислав Беляев), в принципе, всё равно, что там в его доме происходит. Он — непубликующийся писатель, жаждущий создать великое произведение… ну, и его куда сильнее интересуют горячительные напитки, равно как и соседка Аня (Анна Воркуева), жена Костика (Николай Мачульский).
И только молодой человек Маши, художник Марк (Александр Девятьяров), сразу пронзает суть тихой, безобидной с виду Наташи, начав с ней моральную войну…
Постепенно, по шажочку, незаметно Наташа захватывает мир Кирилловых, становясь его центром и императрицей, подминая под себя всех членов семьи и, сначала морально, а потом и физически, надевая на голову корону…
Очень тяжёлая, сложная и болезненная история. Светлана Землякова максимально утрировала чувства и эмоции, но, что удивительно, при этом только укрепив жизненную правду происходящего. Я постоянно ловила себя на том, что закрываю лицо руками, стараясь отгородиться от хтони, творящейся на сцене. Мне было невероятно плохо — но при этом бесконечно хорошо.
Попробую пояснить. Я нежно люблю спектакли, царапающие душу. Я прихожу в театр, чтобы потренировать, поразвивать чувственную сферу. И здесь мне подобных упражнений выдали на год вперёд. Да, было бесконечно тяжело. Хотелось вскочить — и настучать по голове и этой Наташе, и бесхребетным Кирилловым, идущим у неё на поводу (не зря же свою редакцию пьесы для Театра Наций драматург назвала «Абулия» — то бишь, синдром отсутствия воли), и бесчеловечному, жёсткому Марку… Я ощущала своё бессилие что-то изменить, как-то помочь — и мне было страшно. Я вспоминала знакомые семьи, в которых происходило нечто подобное (пусть и без столь сконцентрированной жести), и хотела рыдать…
Но, вместе с тем, я осознавала, что сижу в театральном зале и смотрю спектакль. Я насыщалась эмоциями по макушечку. Я делала мысленные зарубки: «Так поступать не стоит!» И был мне катарсис, и, именно из-за чувственного насыщения и понимания того, что у меня-то — всё иначе, было мне в итоге ну очень хорошо…
Банальная семейная история, превратившаяся в истинный фильм ужасов… И при этом — в спектакле нет положительных и отрицательных персонажей. Плохи ли Кирилловы? Нет, они обычные — такие же, как и мы все (ну, разве что налёт интеллигентности, запрещающий, скажем, читать книги в туалете, присутствует). Страшен ли Марк? Да увольте: он, конечно, чуток инфантилен и не готов брать на себя определённые обязанности, но зато честен, прям, как палка, и открыто говорит то, что чувствует.
А сама Наташа — разве же проклятие Кирилловых, внезапно ворвавшееся в их жизнь? Да она же искренне верит в то, что делает всё на благо семьи. Ну, кто виноват, что именно Наташа оказалась самым приспособленным для бытия человеком в этой компании «воздушных людей»? Без неё они бы (и это — чистая правда, заметьте!) давно пошли по миру.
В общем, это — жизнь. Жестокая, суровая, нелюбезная — но вполне обычная. Одно замечание: это жизнь людей… не умеющих любить (а если и любящих, то не тех и не так). Не знающих, что такое любовь. И в первую очередь — любовь к себе. Такая концентрированная нелюбовь, знаете ли. И именно она и правит балом.
Компания духовных инвалидов с атрофированным чувством любви (им даже говорить о ней страшно). И в итоге ты счастлива: ты-то не такая. У тебя всё иначе!
…но, повторюсь, зарубки в мозгу сделаны — вот так я не хочу, и вот так я поступать не буду! А, значит, спектакль работает. И если вы цените такие психологические постановки — бегите на «Наташу» срочно.
Теперь жажду воспеть похвалу художнику-сценографу (она же — дизайнер костюмов) Екатерине Злой. Заняв кресло в зрительном зале, я перепугалась: декорация, символизирующая ту самую квартиру на Тверской, показалась спорной — на первый взгляд, какие-то точки явно были скрыты от той или иной части публики. И вот вам тот редкий случай, когда сценограф ни на секунду не забывала о том, что зрители сидят не только в центре зала: не переживайте, куда бы вы ни купили билет, рассмотрите всё детально. На этой постановке начинающих художников обучать надо, как сцену оформлять, честное слово!..
А какие актёрские работы!.. Конечно, мои поклоны Наташе — Алёне Разживиной. Этот персонаж за два с половиной часа спектакля успевает кардинально измениться несколько раз, и каждая её ипостась — филигранна. Простая женщина, цепляющаяся за своё счастье (или, хотя бы, покой) зубами — и, по её версии, ещё и помогающая тем, кто рядом, делающая их жизнь проще и правильнее, знающая, что почём… Какая любовь, что вы! Наташа — девочка из детдома (и она всячески оправдывает мать, отдавшую её туда). И, в итоге, она достигает своей самой желанной цели — но ни счастья, ни покоя судьба ей не отмерила…
Абсолютно прекрасен Станислав Беляев — мы-то привыкли наблюдать его в мюзиклах, но, наконец, артист имеет возможность продемонстрировать своё неординарное драматическое дарование. Мощно и больно. А уж когда Станислав начинает петь… Эту сцену рекомендую отдельно — она страшна до прекрасного.
Чудесен Александр Девятьяров (которого я обычно вижу на сцене РАМТа), проносящий публику по калейдоскопу эмоций, от смеха до ужаса. Мне думается, что Марк, как человек «со стороны», является чуть ли не самым важным персонажем спектакля. Он один трезво оценивает происходящее — но из-за собственного максимализма и запрета себе самому на яркие чувства не может донести до Кирилловых (и в первую очередь — до Маши), что же действительно творится в их семье.
И все остальные (включая ещё не упомянутого мной Леонида Тимцуника, единого в разных ипостасях), невероятны. Если вы переживали постепенное умственное угасание собственных прекрасных родителей, готовьтесь: Наталья Павленкова не собирается вас щадить. А как интересно, постепенно развивается персонаж утончённой Илоны Гайшун — от серой, малоинтересной сущности до главной болевой точки постановки… И все герои — живые, настоящие… пусть и утрированные. Но вы точно узнаете их — ну, конечно, коли хоть что-то в вашей жизни похоже на сюжет «Наташи».
… и никто не виноват. Ну, кроме его самого — бытия. Потому что мы все хотим счастья, но разве же нас где-то учат, как его достичь?
Финал спектакля открытый. Мы даже не можем определиться, случилась ли на самом деле главная для Наташи катастрофа — или же это её внутренние метания. Ясно одно: проще не будет. Потому как, не научившись любить, ты не достигнешь света.
И мы, выйдя из театра, будем выполнять задачку со звёздочкой: попробуем наконец-то понять и принять как самих себя, так и своих близких. А вдруг да получится?..