Художественный руководитель Театра на Трубной (он же — «Школа современной пьесы») Дмитрий Астрахан продолжает дарить зрителям сценический праздник. Свежая премьера, поставленная Астраханом вместе с Ильёй Макаровым, принадлежит, так сказать, к «немодному жанру»: это развесёлая комедия без каких-либо скрытых смыслов и вторых донец. ШСП предлагает публике отдохнуть и расслабиться, на три часа позабыв о жизненных неурядицах. Так что, если вам срочно нужен эдакий театральный антидепрессант, то вот вам отличный вариант: «Тётка Чарлея» по пьесе Брэндона Томаса.
Конечно, сия «история с переодеваниями» известна каждому. И на сцене её трактовки появляются с завидной регулярностью (прямо сейчас москвичи могут приобрести билеты на версии сразу нескольких театров — и драматических, и музыкальных), и, без преувеличения, культовая комедия 1975 года «Здравствуйте, я ваша тётя!» буквально впиталась в наши с вами плоть и кровь… А тут — ещё одна «Тётка Чарлея», причём, прочтённая вполне классическим образом — без попыток как-либо актуализировать, осовременнить материал (напротив: артисты заостряют внимание, что действие происходит в Викторианскую эпоху, и напоминают некоторые, важные для сюжета, особенности оной). Так зачем и почему Дмитрий Астрахан и его команда пошли по «проторенной дорожке», а не выбрали некий свежий материал?
Дело в том, что они имеют на этот шаг полное право: именно в Театре на Трубной служит Татьяна Веденеева, и новый спектакль стал подарком к её юбилею. В фильме Виктора Титова Веденеева, как, надеюсь, все помнят, сыграла роль прекрасной Эллы Делэй. Теперь же артистка предстаёт в образе самой утончённой донны Люции Д’Альвадорец — той, что приехала из Бразилии, где очень много диких обезьян. И уже одна возможность увидеть Татьяну Вениаминовну на сцене — прекрасный повод купить билет на спектакль.
Астрахан и Макаров решали непростую задачу: создать постановку, максимально далёкую от киноверсии 1975 года. Абсолютно иная эстетика: условный дом с почти настоящим английским газоном (художник — Мария Митрофанова), яркие, несколько утрированные костюмы (дизайнер — Андрей Климов). Трио музыкантов, «озвучивающих» всё происходящее (моя особенная слабость). И — новые, уникальные персонажи, отнюдь не похожие на своих «экранных коллег».
Самое главное — сразу же «отключиться» от фильма и просто впитывать происходящее на сцене (за мной, скажем, сидела пара, весь спектакль зачем-то сравнивающая киногероев с забавными британцами в версии ШСП; сильно сомневаюсь, что эти милые люди получили в итоге хоть какое-то удовольствие). И тогда лёгкая, задорная комедия изрядно порадует вашу душеньку.
Сюжет всё тот же: Джек Чеснэй (Александр Сеппиус / Артём Кухарев) и Чарли Вайкэм (Никита Плахотнюк) жаждут открыть сердца любимым девушкам, Китти (Екатерина Лисицына / Инна Дарие / Алёна Киселёва) и Энни (Ольга Грудяева / Елизавета Карякина / Алёна Киселёва). Но строгие викторианские нравы запрещают юным леди оставаться наедине с джентльменами. И вот удача — Чарли получает письмо от своей тётки, донны Люции (Татьяна Веденеева / Джульетта Шабанова), которая сообщает, что приедет к нему в гости прямо из далёкой Бразилии. Значит, можно пригласить Китти и Энни на завтрак, посвящённый визиту тётушки (пусть её сам Чарли, откровенно говоря, ни разу в жизни не видел).
Согласие девушек получено, дворецкий Брассет (Анатолий Шалухин) готовит трапезу… Но приходит новое письмо: дела задержали тётушку, и её приезд откладывается… Катастрофа! Необходима какая-то женщина, которая сыграет роль донны Люции, чтобы Китти и Энни смогли присоединиться к обществу молодых людей.
И появляется он — соседушка Бабс Баберлей (Иван Мамонов), который торопится на репетицию: он готовится к роли пожилой леди. Джек и Чарли умоляют Бабса примерить костюм, дабы полюбоваться на это невероятное шоу. А вот и она — идеальная тётка из Бразилии!.. Настолько прекрасная (а главное, согласно легенде, богатая), что у неё обнаружатся аж два жениха, отец Джека полковник Чеснэй (Вадим Колганов / Вадим Андреев) и суровый опекун Китти и Энни мистер Спетлайг (Александр Овчинников).
Окончательно события закручиваются в тот момент, когда приезжает (инкогнито) настоящая тётка Люция вместе со своей воспитанницей Эллой Делэй (Екатерина Олькина / Анастасия Сангау)… А завершится всё хорошо и счастливо — как и должно быть в стопроцентной комедии.
Артисты Театра на Трубной с удовольствием погружаются в разудалое хулиганство. Возглавляет их, несомненно, Иван Мамонов, который не старается изобразить женщину или же продемонстрировать нам забавного мужчину в дамском платье. Персонаж Мамонова правдив потому, что актёр, по факту, остаётся всё тем же Бабсом Баберлеем в необычных обстоятельствах и одежде. Ну да, вот такая оригинальная тётка у Чарли (а у богатых — свои причуды, они могут себе позволить любые странности). Но, одновременно, и понятно, почему окружающие не сомневаются в поле «донны Люции» (ибо, оказывается, не нужны никакие ужимки и переигрывания, чтобы превратиться в женщину), и ясны мысли и чувства самого Бабса.
В общем, получился у ШСП спектакль для всех (правда, одна «взрослая» — и несколько сомнительная — шуточка привела к маркировке 18+; но в целом же всё вполне чинно и благородно), спектакль-релакс, спектакль-праздник, основная задача которого — просто (а ведь это зачастую так сложно) повеселить почтеннейшую публику. А ещё — напомнить о том, как важно вовремя сказать самые главные слова любимому человеку.
Здесь не рвут душу в клочья и ничем не эпатируют — в Театре на Трубной дарят столь необходимые всем нам отдых и умиротворение. И делают это великолепно.
Смех, как известно, продлевает жизнь. Премьера ШСП, конечно, не превратит вас в долгожителей, но моральные раны подлечить может. И за это — низкий поклон!