А счастье было так возможно…
(Игорь Яцко об основной мысли спектакля)

В январе прошлого года Игорь Яцко поставил в Театре Моссовета бенефисный спектакль Валентины Талызиной «Волки и овцы». И вот — новая работа сложившегося тандема Яцко-Талызина, мистическая «Пиковая дама» по повести Пушкина.

Инсценировку специально для «Моссовета» создавал молодой драматург, ученик Николая Коляды Роман Козырчиков. Задача была непростая — трансформировав материал так, чтобы он гармонично встроился в сценическое пространство, оставить в пьесе «максимум Александра Сергеевича» (по крайней мере, как это понимает постановщик). И, надо сказать, работа была проделана ударная: со всей осторожностью отнесясь к тексту повести, Козырчиков поставил историю на театральные рельсы, сохранив почти в оригинальном виде все ключевые эпизоды и расширив для пущей зрелищности и многогранности повествования ряд сцен (скажем, диалог молодой графини с мужем или договор с Сен-Жерменом).

Игорь Яцко же нашёл к рассказу о трёх картах свой ключ: тут всё чуть более утрированно, гротесково, нежели было во вполне классических по подаче «Волках и овцах». Буквально капельку — ровно настолько, сколько требуется для создания нереальной, мистической, даже несколько зловещей атмосферы.

Ощущение фантастичности всего происходящего усиливают перечёркиваемая ярким светом прожекторов темнота сценического пространства, ажурные арочные конструкции декораций, вызывающие воспоминания о мостах Санкт-Петербурга, еле угадывающиеся на заднике очертания зданий (художник-сценограф — Наталья Авдонина, художник по свету — Сергей Скорнецкий)… Режиссёр не загромождает постановку деталями, бутафорией, людьми — здесь всё будто бы рождается из пустоты и исчезает в ней же. Мы смотрим страшную сказку для взрослых — и рассказывает она не столько о тайне старой графини, сколько о несбывшейся любви.

А вот и главное «нововведение» «моссоветовской» «Пиковой дамы» — трактовка образа Германна. Персонаж Станислава Бондаренко, несомненно, впечатляет статью и обликом в целом. Он «заморожен», застёгнут на все пуговицы — вероятно, так ему проще скрывать чувства и от окружающих, и от самого себя. Но вот какое дело: в версии Яцко Германн не просто пользуется наивной Лизаветой Ивановной — он на самом деле влюбляется в девушку… впрочем, не позволяя себе шагнуть к ней навстречу (а договорённость о ночном свидании не в счёт — это же ради дела) до тех пор, пока не разберётся с финансовыми проблемами — то бишь, не выиграет состояние, пользуясь секретом графини.

Уметь отбросить второстепенное ради главного, не потерять свою истинную цель, разглядеть счастье за блеском монет — вот к чему призывает Игорь Яцко. Скажете, это не совсем по-пушкински, и если бы классик хотел наделить героя подобной чувственностью, он бы так и поступил? Бесспорно, но театр тем и прекрасен, что позволяет подобные «вольности» по отношению к первоисточнику — а если результат убедителен, если добавляется некая новая грань, не разрушающая, при этом, всю сюжетную конструкцию, то творческий опыт определённо можно считать удачным.

В прочтении Яцко Германн теряет куда большее, нежели «презренный металл». И финальная сцена — такая красивая, такая выразительная! — пусть не даёт надежды на то, что ошибки можно исправить и вернуть забрезжившее было на горизонте счастье, но заставляет тебя оглянуться на собственную жизнь и задуматься: а ты не прошёл мимо самого важного, не упустил смысл существования?

А вокруг отнюдь не слащавой, но крайне трогательной любовной истории творится всё то, что задумывал Александр Сергеевич. Игорь Яцко трепетнейшим образом относится к Валентине Илларионовне Талызиной, позволяя её Анне Федотовне большую часть сценического времени оставаться в кресле, которое тут кажется настоящим троном. И это решение отнюдь не лишает действие динамичности — напротив, оно будто бы раскручивает сюжет вокруг логичного центра, графини (пусть ей выделено и не слишком много сцен — но так замыслил Пушкин).

Талызина сохраняет идеальный баланс, творя образ мощной хозяйки положения — и, одновременно с тем, уже далеко не юной дамы, искренне завидующей молодости своей воспитанницы (то, что только наметил Александр Сергеевич, в «Моссовете» показано явно). Впрочем, оно и понятно: мы же только что своими глазами видели, какой была графиня много лет назад, как она блистала красотой, очаровывала, искрила и фонтанировала энергией. Интересно, что героиню в прошлом играет Ксения Хаирова — родная дочь Валентины Талызиной, приглашённая в «Моссовет» из Театра Российской армии.

Завязка-то сюжета вполне бытовая: господа и дамы (Дарья Балабанова, Лили Болгашвили, Екатерина Девкина и Мария Колесникова, на протяжении всего действа выполняющие функции эдакого ансамбля) собираются провести приятный вечер. Звучат романсы — и лично я готова аплодировать постановщику, который не преминул воспользоваться редкой музыкальностью Театра Моссовета. В конце концов, послушать голоса Александра Бобровского и Александра Емельянова — всегда праздник, да и примкнувшие к ним офицеры (в частности — Андрей Анкудинов и Павел Усачёв) радуют изрядно. Не обходится без интересных бесед. Томский (Дмитрий Попов / Александр Яцко) рассказывает о своей бабушке, той самой графине, узнавшей секрет трёх карт… И тут мы переносимся в прошлое, и мистика вступает в свои права, оставаясь со зрителями до самых поклонов.

В сценах-флешбэках с Хаировой партнёрствуют замечательнейшие Дмитрий Журавлёв (муж графини) и Виктор Гордеев (граф Сен-Жермен).  Яцко и Козырчиков не стали изобретать велосипед и придумывать за Пушкина этим персонажам некую судьбу и жизнеописание — здесь этого не нужно. Нам важна суть данных героев — и её артисты раскрывают полновесно. (Мой отдельным поклон — певицам, скрашивающим скуку мужа графини и ещё раз демонстрирующим вокальный талант труппы театра, Дарье Таран и Илоне Старыниной.)

Происходящее завораживает… Всё, что происходит на наших глазах, загадочно, немного пугающе, крайне атмосферно и очень красиво (тут ещё отмечу хореографию Рамуне Ходоркайте и костюмы Вадима Андреева — эти две ипостаси постановки тоже дивно хороши).

А вот дальше начинается самая важная часть повествования — непосредственно воплощение в жизнь плана Германна, жаждущего узнать тайну трёх карт. Мы знакомимся с воспитанницей старой графини — Лизаветой Ивановной (абсолютно волшебная, поражающая хрупкостью и детским светом в глазах Ксения Комарова, а в другом составе — не менее прекрасная, я уверена, Дарья Балабанова). Сочувствуем её наивной влюблённости в Германна, раскрывающейся на наших глазах, как юная роза. Наблюдаем, как сам Германн постепенно вырывает из своей души всё то человеческое, что в неё ещё осталось, и, не воспользовавшись последним шансом на счастье, в финале лишается даже собственной личности. И мы ещё раз пытаемся научиться видеть за наносным важное, чтобы однажды не упустить свою судьбу и обратиться не к Даме чёрной масти (Анастасия Тагина) и даже не к Даме света (Маргарита Юдина) — ибо в этом спектакле она воплощает не светлую сторону мироздания, но высший свет общества, — а к тому посланнику высших сил (кем бы он ни предстал в вашем случае — хоть призраком старой графини, хоть еле заметным предчувствием), который укажет верный путь.

Точные, оригинальные режиссёрские решения, эстетика каждой детали, великолепные актёрские работы, квартет музыкантов, взрывающий душу финал — и вот перед нами спектакль, который раскрывает сегодняшнего, актуального и понятного всем Пушкина, не перекраивая его при этом на какой-либо «модный» лад. Такие постановки я называю классикой 21 века — бережно доносящей до нас авторскую мысль (иногда несколько расширяя, но не видоизменяя до неузнаваемости оную), не эпатирующей и не стремящейся удивить зрителя надуманными находками и внезапными твистами сюжета, но при этом крайне современной.

«Пиковая дама» — ещё одна удача «Моссовета», познакомиться с которой я искренне рекомендую и школьникам, только проникающим в тайны пушкинских строк, и тем, кто давно уже получил аттестат, но любит хороший, умный, глубокий театр. А снова увидеть неповторимую Валентину Илларионовну Талызину в деле должен каждый уважающий себя театрал, однозначно.

Один комментарий к “«Пиковая дама»: надежда на счастье в Театре Моссовета…”
  1. «Пиковая дама» это шедевр созданный актерами театра «Моссовета». Творчество Станислава Бондаренко вот что меня интересует, он прекрасно сыграл образ Германа.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Спасаюсь от ботов, замучали просто. Впишите нужную цифру: * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.