А счастье было так возможно…
(Игорь Яцко об основной мысли спектакля)
В январе прошлого года Игорь Яцко поставил в Театре Моссовета бенефисный спектакль Валентины Талызиной «Волки и овцы». И вот — новая работа сложившегося тандема Яцко-Талызина, мистическая «Пиковая дама» по повести Пушкина.
Инсценировку специально для «Моссовета» создавал молодой драматург, ученик Николая Коляды Роман Козырчиков. Задача была непростая — трансформировав материал так, чтобы он гармонично встроился в сценическое пространство, оставить в пьесе «максимум Александра Сергеевича» (по крайней мере, как это понимает постановщик). И, надо сказать, работа была проделана ударная: со всей осторожностью отнесясь к тексту повести, Козырчиков поставил историю на театральные рельсы, сохранив почти в оригинальном виде все ключевые эпизоды и расширив для пущей зрелищности и многогранности повествования ряд сцен (скажем, диалог молодой графини с мужем или договор с Сен-Жерменом).
Игорь Яцко же нашёл к рассказу о трёх картах свой ключ: тут всё чуть более утрированно, гротесково, нежели было во вполне классических по подаче «Волках и овцах». Буквально капельку — ровно настолько, сколько требуется для создания нереальной, мистической, даже несколько зловещей атмосферы.
Ощущение фантастичности всего происходящего усиливают перечёркиваемая ярким светом прожекторов темнота сценического пространства, ажурные арочные конструкции декораций, вызывающие воспоминания о мостах Санкт-Петербурга, еле угадывающиеся на заднике очертания зданий (художник-сценограф — Наталья Авдонина, художник по свету — Сергей Скорнецкий)… Режиссёр не загромождает постановку деталями, бутафорией, людьми — здесь всё будто бы рождается из пустоты и исчезает в ней же. Мы смотрим страшную сказку для взрослых — и рассказывает она не столько о тайне старой графини, сколько о несбывшейся любви.
А вот и главное «нововведение» «моссоветовской» «Пиковой дамы» — трактовка образа Германна. Персонаж Станислава Бондаренко, несомненно, впечатляет статью и обликом в целом. Он «заморожен», застёгнут на все пуговицы — вероятно, так ему проще скрывать чувства и от окружающих, и от самого себя. Но вот какое дело: в версии Яцко Германн не просто пользуется наивной Лизаветой Ивановной — он на самом деле влюбляется в девушку… впрочем, не позволяя себе шагнуть к ней навстречу (а договорённость о ночном свидании не в счёт — это же ради дела) до тех пор, пока не разберётся с финансовыми проблемами — то бишь, не выиграет состояние, пользуясь секретом графини.
Уметь отбросить второстепенное ради главного, не потерять свою истинную цель, разглядеть счастье за блеском монет — вот к чему призывает Игорь Яцко. Скажете, это не совсем по-пушкински, и если бы классик хотел наделить героя подобной чувственностью, он бы так и поступил? Бесспорно, но театр тем и прекрасен, что позволяет подобные «вольности» по отношению к первоисточнику — а если результат убедителен, если добавляется некая новая грань, не разрушающая, при этом, всю сюжетную конструкцию, то творческий опыт определённо можно считать удачным.
В прочтении Яцко Германн теряет куда большее, нежели «презренный металл». И финальная сцена — такая красивая, такая выразительная! — пусть не даёт надежды на то, что ошибки можно исправить и вернуть забрезжившее было на горизонте счастье, но заставляет тебя оглянуться на собственную жизнь и задуматься: а ты не прошёл мимо самого важного, не упустил смысл существования?
А вокруг отнюдь не слащавой, но крайне трогательной любовной истории творится всё то, что задумывал Александр Сергеевич. Игорь Яцко трепетнейшим образом относится к Валентине Илларионовне Талызиной, позволяя её Анне Федотовне большую часть сценического времени оставаться в кресле, которое тут кажется настоящим троном. И это решение отнюдь не лишает действие динамичности — напротив, оно будто бы раскручивает сюжет вокруг логичного центра, графини (пусть ей выделено и не слишком много сцен — но так замыслил Пушкин).
Талызина сохраняет идеальный баланс, творя образ мощной хозяйки положения — и, одновременно с тем, уже далеко не юной дамы, искренне завидующей молодости своей воспитанницы (то, что только наметил Александр Сергеевич, в «Моссовете» показано явно). Впрочем, оно и понятно: мы же только что своими глазами видели, какой была графиня много лет назад, как она блистала красотой, очаровывала, искрила и фонтанировала энергией. Интересно, что героиню в прошлом играет Ксения Хаирова — родная дочь Валентины Талызиной, приглашённая в «Моссовет» из Театра Российской армии.
Завязка-то сюжета вполне бытовая: господа и дамы (Дарья Балабанова, Лили Болгашвили, Екатерина Девкина и Мария Колесникова, на протяжении всего действа выполняющие функции эдакого ансамбля) собираются провести приятный вечер. Звучат романсы — и лично я готова аплодировать постановщику, который не преминул воспользоваться редкой музыкальностью Театра Моссовета. В конце концов, послушать голоса Александра Бобровского и Александра Емельянова — всегда праздник, да и примкнувшие к ним офицеры (в частности — Андрей Анкудинов и Павел Усачёв) радуют изрядно. Не обходится без интересных бесед. Томский (Дмитрий Попов / Александр Яцко) рассказывает о своей бабушке, той самой графине, узнавшей секрет трёх карт… И тут мы переносимся в прошлое, и мистика вступает в свои права, оставаясь со зрителями до самых поклонов.
В сценах-флешбэках с Хаировой партнёрствуют замечательнейшие Дмитрий Журавлёв (муж графини) и Виктор Гордеев (граф Сен-Жермен). Яцко и Козырчиков не стали изобретать велосипед и придумывать за Пушкина этим персонажам некую судьбу и жизнеописание — здесь этого не нужно. Нам важна суть данных героев — и её артисты раскрывают полновесно. (Мой отдельным поклон — певицам, скрашивающим скуку мужа графини и ещё раз демонстрирующим вокальный талант труппы театра, Дарье Таран и Илоне Старыниной.)
Происходящее завораживает… Всё, что происходит на наших глазах, загадочно, немного пугающе, крайне атмосферно и очень красиво (тут ещё отмечу хореографию Рамуне Ходоркайте и костюмы Вадима Андреева — эти две ипостаси постановки тоже дивно хороши).
А вот дальше начинается самая важная часть повествования — непосредственно воплощение в жизнь плана Германна, жаждущего узнать тайну трёх карт. Мы знакомимся с воспитанницей старой графини — Лизаветой Ивановной (абсолютно волшебная, поражающая хрупкостью и детским светом в глазах Ксения Комарова, а в другом составе — не менее прекрасная, я уверена, Дарья Балабанова). Сочувствуем её наивной влюблённости в Германна, раскрывающейся на наших глазах, как юная роза. Наблюдаем, как сам Германн постепенно вырывает из своей души всё то человеческое, что в неё ещё осталось, и, не воспользовавшись последним шансом на счастье, в финале лишается даже собственной личности. И мы ещё раз пытаемся научиться видеть за наносным важное, чтобы однажды не упустить свою судьбу и обратиться не к Даме чёрной масти (Анастасия Тагина) и даже не к Даме света (Маргарита Юдина) — ибо в этом спектакле она воплощает не светлую сторону мироздания, но высший свет общества, — а к тому посланнику высших сил (кем бы он ни предстал в вашем случае — хоть призраком старой графини, хоть еле заметным предчувствием), который укажет верный путь.
Точные, оригинальные режиссёрские решения, эстетика каждой детали, великолепные актёрские работы, квартет музыкантов, взрывающий душу финал — и вот перед нами спектакль, который раскрывает сегодняшнего, актуального и понятного всем Пушкина, не перекраивая его при этом на какой-либо «модный» лад. Такие постановки я называю классикой 21 века — бережно доносящей до нас авторскую мысль (иногда несколько расширяя, но не видоизменяя до неузнаваемости оную), не эпатирующей и не стремящейся удивить зрителя надуманными находками и внезапными твистами сюжета, но при этом крайне современной.
«Пиковая дама» — ещё одна удача «Моссовета», познакомиться с которой я искренне рекомендую и школьникам, только проникающим в тайны пушкинских строк, и тем, кто давно уже получил аттестат, но любит хороший, умный, глубокий театр. А снова увидеть неповторимую Валентину Илларионовну Талызину в деле должен каждый уважающий себя театрал, однозначно.
«Пиковая дама» это шедевр созданный актерами театра «Моссовета». Творчество Станислава Бондаренко вот что меня интересует, он прекрасно сыграл образ Германа.