Театральное новогодье развернулось во всю мощь: в афише изобилие праздничных спектаклей для маленьких зрителей на любой вкус и цвет. Не осталась в стороне от всеобщего «ёлочного фестиваля» и «Мастерская Петра Фоменко»: 16 декабря здесь состоялась премьера музыкальной сказки «Новогоднее приключение Маши и Вити». Да-да, это всё та же хорошо знакомая нам история про двух друзей, спасающих несчастную Снегурочку из лап коварного Кащея и возвращающих ребятам праздник. Великолепные песни Геннадия Гладкова, всем известные сказочные герои, правильная мораль, призывающая к дружбе и взаимопомощи — но на сей раз в современном обрамлении.
Не пугайтесь: молодой постановщик Фёдор Малышев ни в коем случае не пытался переложить пьесу Павла Финна и стихи Владимира Лугового на сегодняшний лад. Маша и Витя у «Фоменок» — вневременные, всегда актуальные, и в конце прошлого века, и в нынешнем (даже костюмы персонажей это подчёркивают: Витя щеголяет во вполне привычном нам одеянии современного школьника, но носит за спиной раритетный ранец, а вот Маша наряжена в коричневое школьное платье нашего детства, зато обута в модные белоснежные ботинки; и такая «эклектика» тут смотрится абсолютно гармонично и не вызывает никаких вопросов).
Зато сам режиссёрский подход полностью отрицает ретро как класс. Спектакль Малышева рассчитан на детей нынешних — тоннами поглощающих странноватые, вызывающие у родителей оторопь ролики в интернете (ох, тут я краевед), привыкших к страшилкам, ярким и громким клипам, высоким скоростям… но, тем не менее, всей душой верящих в чудеса. Постановка не отличается многоцветьем: сценография лаконична, элементы декораций как будто бы явились к нам из тех самых видюшек-пугачек, и если костюмы «доброй» части персонажей вполне классические, то команда Кащея, сохраняя вполне привычный облик, выглядит эдаким злом 21 века (художник-постановщик — Константин Лебедев, художник по костюмам — Валерия Курочкина).
И весь этот «ужастик для самых маленьких» чудеснейшим образом встроен в уникальное пространство холла «Мастерской Фоменко» (который и является подмостками Малого зала Новой сцены театра). А за создание сказочной атмосферы отвечает световой дизайн, раскрашивающий происходящее магическим образом (художник по свету — Степан Синицын).
Но, может, вы помните, что сказал Волшебник в аудиоверсии сказки про Машу и Витю (моей любимой, выпущенной на пластинке в том же 1976 году, что и фильм — который я, откровенно говоря, терпеть не могу), когда дети оказались в замке главного антагониста? «А ты, Маша, не робей. Он хоть и страшный, Кащей, а смешной». Вот и здесь так: в пугающий антураж встроены комические злодеи — несуразные, глуповатые и… крайне обаятельные. Так что, какого бы ужаса (в меру своих талантов и возможностей) таковые ни пытались нагнать, каждому понятно: одержать победу у них ни за что не получится.
И маленькие зрители великолепно считают «правила игры», погрузившись в сказку полностью. А Фёдор Малышев и его команда от души развлекаются, хулиганят, поют, танцуют и даже немного летают, чтобы снова напомнить нам всем:
Тот, кто честен, добр и смел,
Тот и есть волшебник!
У меня, безусловно, есть ряд вопросов к режиссёру (скажем, я так и не поняла, что хотел сказать Малышев своим прочтением песни Лешего). Плюс меня очень печалит, когда в старую добрую детскую сказку добавляют романтический мотив. Тем паче, что здесь он не только не нужен, но и вреден: история повествует о важности дружбы, которая была столь крепка между Машей и Витей, что они одной левой всех врагов победили. Будьте, как Маша и Витя!
И вдруг основную мораль сказки перечёркивают и дают понять, что Маша-то к Вите неравнодушна (да и он сам недалеко ушёл). Если вы сможете мне объяснить, зачем нужна любовная линия в повествовании про младших школьников, и что она даёт малышам-зрителям, я, конечно, возьму свои слова назад. Но на данный момент это моя основная (и почти единственная, ибо всё остальное — сущие мелочи и вкусовщина) претензия к постановщику.
Суровый рецензент мог бы придраться к вокалу, но, на мой скромный взгляд, поют артисты «Мастерской Фоменко» на вполне неплохом уровне (для драматического театра — так вообще замечательно, и уж точно не хуже, чем в фильме). А отдельная радость меломана — живой оркестр, разместившийся справа от сцены. Прекрасные песни Гладкова звучат так, что я тихонечко подпевала каждой, получая абсолютно детское удовольствие.
И, конечно же, как всегда впечатляют артисты театра. Маша и Витя (Александра Кесельман и Степан Владимиров) — милые и трогательные, Дед Мороз, Снегурочка и их верные Снеговики (Вениамин Краснянский, Екатерина Смирнова, Олег Нирян и Никита Тюнин) — по-настоящему сказочные, Печка, Яблоня и Лесовичок (Елена Ворончихина, Василий Фирсов и Павел Яковлев) — весьма оригинальные и «высокотехнологичные» (они удивили даже повидавшую многое меня), а кот Матвей, Баба-Яга и Леший (Дмитрий Захаров, Роза Шмуклер и Сергей Якубенко) сохраняют правильную долю комизма для того, чтобы остаться полновесной нечистой силой, но при этом не потерять «градус баловства», заложенный в сказку создателями.
Мой отдельный поклон — Кащею (Михаил Крылов), который у «Фоменок» совершенно прекрасен (готовьтесь: маленькие зрители стопроцентно войдут в число фанатов Кащея). Рекомендую и персонажа Александра Мичкова с его спутниками (Анатолий Анциферов, Юрий Титов). Дабы не портить удовольствие от просмотра, не раскрою тайну, кто они такие, просто отмечу, что режиссёр приготовил публике весьма симпатичный сюрприз, добавляющий в историю свежие нотки.
И есть ещё один — немаловажный — герой повествования. Это Автор (Дмитрий Рудков), которому доверено не только погрузить зрителей в сюжет, но и помочь «перемещаться между локациями». Проще говоря, Автор объявляет, что именно и где в данный момент происходит. Отличное решение, идеальное для данной постановки.
«Новогоднее приключение Маши и Вити», как я уже сказала, современный спектакль для сегодняшних детей. Если вам не близка подобная эстетика, вы всегда можете направить свои стопы в иной театр (а сказка на музыку Гладкова во вполне себе «привычном» прочтении идёт сразу на нескольких московских сценах). Я же очень люблю такой минималистический и нетривиальный подход, а ещё я уверена, что через годик спектакль «Фоменок» оценит и мой собственный наследник (пока ещё он, увы, слишком мал).
Главное — что при создании новой «картинки» Фёдору Малышеву удалось сохранить всё волшебство сказки, её неповторимую атмосферу. И я от всей души рекомендую вам украсить новогодние праздники походом на эту постановку. Правда, сейчас сделать это уже проблематично, ибо билетов почти нет, но в следующем году мы с вами точно увидимся в Малом зале Новой сцены. Договорились?