Если какой театр и умеет дотянуться до самых дальних уголков зрительской души, то это, несомненно, «Сфера». Каждый спектакль здесь — совершенно особое явление, и неважно, феерическая ли это комедия или пронзительная трагедия. На сей же раз постановщик Александр Коршунов презентовал нам настоящую философскую притчу, заставляющую вдоволь поразмышлять о любви во всех её проявлениях: любви романтической, любви детей и родителей, любви к своему делу и, конечно же, любви к жизни.
В основе спектакля «Прозрачное солнце осени» — рассказы советских писателей Юрия Трифонова, Юрия Казакова и Юрия Домбровского. Идея создать подобную постановку родилась у Коршунова ещё во времена учёбы в Школе-студии МХАТ, когда на встрече со студентами Булат Шавлович Окуджава на вопрос о любимых писателях назвал именно «трёх Юриев». И вот сейчас, наконец, у режиссёра сложилось глобальное, почти четырёхчасовое полотно — состоящее из отдельных кусочков, но при этом цельное и неразделимое.
Семь рассказов, семь человеческих историй — о горе и радости, встречах и расставаниях, потерях и приобретениях… «На полустанке» Юрия Казакова — как завязка всего разнопланового спектакля. Парень и девушка прощаются у вагона поезда — одного ждёт новая жизнь, вторая же останется в своей затерянной деревне. Затем — «Неоконченный холст» Юрия Трифонова. Недлинный сюжет о потерявшем веру в себя художнике и Верочке Сарафановой, помогающей неудачливому творцу снова встретиться с музой.
Третья часть повествования — «Голубиная гибель» того же автора, рассказ, в самом названии которого заложен спойлер, потому мы с самого начала не ждём ничего хорошего от истории про то, как на подоконнике обычной коммуналки поселились крылатые жильцы, и погружаемся в неё с предчувствием сердечной боли. Завершает первый акт «Арест» Юрия Домбровского — кажущееся, с первого взгляда, неуместным здесь размышление о заключении под стражу Грибоедова.
Вторая часть спектакля начинается снова с рассказа Домбровского — объёмной ретроспективной новеллы под названием «Прошлогодний снег». Можно ли исправить ошибки далёкого прошлого, вернуть былое, поймать незамеченное счастье? Писатель и «Сфера» знают ответ.
Предпоследняя часть — «Свечечка» Юрия Казакова, раздумье об отцах и детях, о семейных связях, о самых важных для каждого из нас людях. И эпилогом становится титульный рассказ — «Прозрачное солнце осени» Юрия Трифонова, заставляющий поразмышлять о судьбе и жизненном пути.
Казалось бы, семь абсолютно обособленных друг от друга новелл (причём, две из них, «Голубиная гибель» и «Прошлогодний снег», по своему объёму и наполненности сами могли бы стать отдельными постановками). Но, неспешно путешествуя по волнам спектакля, ты внезапно осознаёшь, что все кусочки мозаики неразрывно связаны друг с другом — какими-то деталями, намёками, оттенками смыслов, тончайшими ниточками… И рождается она — задуманная режиссёром «линия жизни в рассказах».
«Прозрачное солнце осени» — праздничное блюдо для театрала, обожающего насыщенные, многоплановые спектакли большой формы. И ты, выйдя на улицу, будешь долго раздумывать над вопросами, поднятыми в песне группы «Наутилус Помпилиус»: «Где я? Кто я? Куда я? Куда?» — пытаясь разобраться, к какой цели тянется твоя собственная линия жизни.
Максимальному погружению способствует уникальное пространство «Сферы»: камерная сцена, которую со всех сторон окружают зрительские кресла. Существование героев спектакля — трёхмерное, абсолютно естественное, настоящее. И Коршунов практически «оголяет» действие, оставляя минимум элементов декораций и используя в качестве своего основного инструмента талант артистов театра.
Если я правильно посчитала, в постановке занято 25 актёров (плюс «составы» — получается, чуть не вся труппа). И каких! Работать — нет, не работать, жить! — буквально в полушаге от публики, оставаться ежемоментно достоверным, не допускать и грана фальши — в «Сфере» это норма. Александр Пацевич, Полина Калёнова, Даниил Толстых, Василий Куприянов, Антон Алипов, Михаил Никитин, Иван Мишин, Елена Маркелова, Валерия Гладилина, Вячеслав Кузнецов, Людмила Корюшкина, Александра Чичкова, Галина Калашникова, Виктория Захарова, Сергей Загорельский, Дмитрий Ячевский, Дмитрий Бероев, Павел Степанов, Павел Гребенников, Нелли Шмелёва, Олег Алексеенко, Никита Вашакидзе, Арсений Мичурин (и их коллеги, не занятые в спектакле в день посещения мной театра), а также юные артистки Василиса Кузнецова и Глафира Гущина создают новый, многогранный мир, в который пусть и больно, но так притягательно окунаться с головой.
И вы будете плакать — и по-детски улыбаться, горевать о судьбах героев — и радоваться тяжко обретённому ими счастью. А в конце — неизбежный свет и если не вера в лучшее, то точно надежда на оное.
Постановки, состоящие из отдельных кусочков, особенно сложны для восприятия: когда действие не развивается плавно, от завязки до поклонов, а дробится на компоненты, кажется, что ты успеваешь посмотреть не один спектакль, а сразу несколько, потому мозг устаёт и начинает требовать релакса. «Прозрачное солнце осени» — это штука для крепких духом и телом театралов.
Если вы из таковых — в обязательном порядке идите на премьеру «Сферы» (билетов на январь уже почти не осталось, стоит задуматься о февральских датах). Коли вы в себе сомневаетесь, поразмышляйте: хотите ли вы увидеть спектакль, охватывающий всю жизнь человека, с детства и до старости, заглядывающий в сокровенные закутки сердец и согревающий душу? Разве можно такое пропустить? Так что собирайтесь с силами и приезжайте в сад «Эрмитаж». И я гарантирую: в «Сфере» вам будет очень хорошо.