Долго и терпеливо мы ждали завершения трилогии Юрия Грымова «Антихрист и Христоc»: первая часть, спектакль «Пётр», появилась на свет целых два года назад, премьера «Леонардо» состоялась в прошлом театральном сезоне, и вот, наконец, точка поставлена. «Иуда?» — финальный элемент триптиха — занял своё место в афише театра «Модерн».
На сей раз Грымов не обращался к творчеству Мережковского, взяв за основу пьесу Александра Шишова. Но суть режиссёрского поиска остаётся прежней: размышление о противостоянии в человеке двух начала — света и тьмы, добра и зла, попытка понять, как из первого рождается второе — и наоборот, разграничить одно от другого.
И история нас ждёт та самая, наиизвестнейшая: предательство Христа Иудой. На протяжении двух часов мы вместе с артистами будем «расследовать», как состоялось это преступление, имело ли оно место вообще, а если да, то кого же стоит посадить на скамью подсудимых. В общем, вопросительный знак в заголовке спектакля возник не просто так: вопросы поставлены, теперь нужны ответы.
Спектакль начинается с семинара на юрфаке, который ведёт импозантный профессор (Вадим Пинский). Преподаватель предлагает всем желающим вступать в дискуссию, перерастающую в импровизированный суд над Иудой: вот уже перед нами его адвокаты, а вот — прокуроры. Но у профессора касаемо обсуждаемой проблемы имеется собственная теория, и он, дабы раскрыть все её детали максимально подробно, предлагает слушателям разыграть эдакий спектакль, в котором у каждого будет своя роль. Да, кстати, сам профессор тоже примет участие в действе, но его персонаж пока останется для нас загадкой…
…персонажи назначены, и мы переносимся в древнюю Иудею. Как будто сошедшие со старых полотен, но абсолютно живые перед нами предстают могущественный прокуратор Понтий Пилат (Александр Борисов) на белом коне (и снова Грымов использует «реквизит» из старого спектакля в новом — приятная «пасхалка» для поклонников «Модерна»… к слову, не единственная) и в сопровождении наивыразительнейшего в своём молчании слуги (Диллон Олойеде), великий Каиафа (Алексей Багдасаров), царь Ирод (Константин Конушкин), Мария Магдалина (Марианна Канивец), обыватель Зиновий, готовый за деньги на всё (Денис Игнатов), горожане и апостолы, христианки и блудницы (в общем, как нередко бывает в «Модерне», тут задействована почти вся труппа театра — и она, безусловно, шикарна)…
И, конечно, они: юный, доверчивый недотёпа с широко распахнутыми глазами Иуда (Лев Смирнов) и стопроцентно иконописный Богдан Щукин в роли Иисуса. И этот персонаж у Грымова весьма своеобразен. Иисус крайне человечен: он не против выпить вина с друзьями-апостолами, ему хочется любви, он наделён чувством юмора и лёгким нравом… В общем, вполне понятно, почему за этим «своим парнем» хочется идти — он ведь не просто проповедует, он — душа компании и харизматик. И при этом Иисус вполне осознаёт своё предназначение и нелёгкий финал, хоть и тяготится ими (а кто бы из нас радовался подобной перспективе?).
Ах да, и как же без окутанного тайной Исхака (Вадим Пинский)? Это личность не историческая, изобретённая драматургом, но именно на ней держится вся конструкция сюжета: по мнению профессора (того самого, из первой части постановки), ничего не смогло бы случиться, не будь в Иерусалиме вот такого «серого кардинала», под чью дудку танцевали и Пилат, и распоследний нищий.
Кажется, то, что мы видим на сцене, не слишком соответствует текстам Библии. Но пьеса, при этом, и не спорит с писанием: нам показывают всего лишь теорию героя спектакля, и право каждого зрителя согласиться с ней, отринуть полностью — или же, не делая скоропалительных выводов, поразмыслить на досуге.
Создатели доносят до нас логичную мысль: если бы не случилось распятия, то не было бы и христианства. Но пойди пойми, кто тот человек, который выстроил цепочку событий так, что она окончилась на Голгофе, ангел или дьявол, поборник добра или сторонник зла? Христос или Антихрист (понятно, в данном случае этот вопрос стоит понимать максимально иносказательно)?
Для меня ответ однозначен. Но вы, может быть, посмотрите на всю картину иначе. Данный спектакль располагает к философствованиям. (И это при том, что лично я посчитала теорию профессора высосанной из пальца! А всё одно — втянулась и размышляла потом долгонько…)
«Иуда?» — это привычный «грымовский» сценографический минимализм (за декорации отвечал лично Юрий Вячеславович) и феерическая живопись сценическим светом (художники по свету — Юрий Грымов и Мария Артеменко). Смотрится — невероятно (как и всегда). Хороши костюмы Ирэны Белоусовой (главное — не слишком отвлекайтесь от повествования, разглядывая их детали). И ещё один обязательный «фирменный» элемент — музыкальное оформление от Грымова (по каждому спектаклю хочется иметь сохранённый плейлист — вот и по этому тоже).
Я нередко называю постановки Грымова произведениями искусства — и «Иуда?» из числа таковых. «Цельнолитное» творение, где каждый элемент (будь то артист, его жесты и поза, его наряд, звучащая мелодия, луч света, элемент декорации, реплика, момент тишины — что угодно) расположен на единственно верном, непоколебимом месте, и вся «конструкция» вкупе работает мощнейшим образом. А главное — форма и смысл сливаются воедино, не споря друг с другом, но взаимодополняясь. Так умеет только худрук «Модерна» — и полные залы это подтверждают.
Абсолютно неважно, религиозный ли вы человек или убеждённый атеист (постановщик с одинаковым уважением относится к обеим категориям зрителей). «Иуда?» — он об общечеловеческом. И для меня эта часть трилогии стала самой сильной и пронзительной (к слову, я согласна с Грымовым, что первые две части, «Петра» и «Леонардо» можно смотреть в любом порядке, а вот «Иуду» — только в качестве завершающей точки).
Признаюсь честно: «Иуда?» — один из тех спектаклей, о которых очень сложно рассказывать, ведь каждое неосторожное, лишнее слово может стать спойлером (причём даже не сюжетным — смысловым, что, в данном случае, гораздо страшнее). Потому рекомендую просто приехать на Спартаковскую площадь — и погрузиться в эту вечную, но совершенно новую историю, чтобы попробовать нащупать ту грань, за которой белое начинает сереть. Ведь в жизни это сделать куда сложнее, чем в театре. Упускать такой урок не стоит.
Материал подготовлен по аккредитации и для портала Musecube.